Жить в мире с собой и другими

Разделы: Школьная психологическая служба


Классный час является основным компонентом системы работы классного руководителя.

Классный руководитель исходит из особенностей своего класса. Сплоченный ли это коллектив? Какие интересы у ребят? Каков уровень их воспитанности?Для того чтобы полнее использовать потенциал классного часа, классному руководителю предлагается использовать своеобразный мини – тренинг, посвященный вопросам нравственности, поведения в подростковом коллективе, здорового образа жизни. Это занятие способно за короткое время создать необходимую установку, помочь ученику найти свое место в коллективе, развивает сплоченность, толерантность и улучшает эмоциональный климат в классе.

Цель:Формирование толерантного отношения друг к другу, установки на принятие другого; понимания важности передачи эмоциональных связей, опыта терпимости и уважения в подростковом коллективе.

Оборудование:магнитофон, мягкие мелкие игрушки по количеству групп, листы бумаги, Притча “Выбор”.

Ход занятия

  1. Вводная часть:
  2. Под звуки музыки учащиеся делятся на группы по 6 – 7 человек и рассаживаются по местам.

    Разминка: По очереди каждый участник дарит соседу вправо свое пожелание хорошего настроения.

  3. Основная часть.

Вступительное слово классного руководителя. Знакомство с темой.

Каждый человек неповторим, это индивидуальность. Если бы мы все были одинаковыми, жить на свете было бы просто неинтересно, поскольку у каждого из нас есть чему поучиться, есть что-то интересное, каждого есть за что покритиковать. Но для того чтобы жить в мире в согласии, необходимо наличие таких качеств, как ответственность, сдержанность, уступчивость, доброжелательность, терпимость. Другими словами необходимо быть толерантным по отношению к другим.

Качества, характеризующие толерантную личность –

  1. чувство ответственности,а не “перекладывание” ее на других;
  2. защищенность, а не ощущение постоянной угрозы;
  3. чувство юмора по отношению к себе, а не превосходство над другими;
  4. знание самого себя (признание достоинств и недостатков), а не склонность обвинять окружающих;
  5. способность к эмпатии, а не социальная нечувствительность;
  6. демократичность, а не авторитаризм;
  7. признание мира в его многообразии.

Притча “Выбор”

Жила – была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет мудрецу:

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю жизнь.

Подумал мудрец и сказал:

- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса еще не просохнет… .

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место…. Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна краше другой.

- Вот выбирай, - сказал мудрец, - одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую - Доброта.

- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…

- Твоя правда, - ответил мудрец, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь. Затем подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

  1. Упражнение“Нас с тобой объединяет”

Бросая мягкую игрушку своему однокласснику со словами “ Оля, нас с тобой объединяет…”, подросток должен добавить, что объединяет, чем похожи они между собой (черты характера, внешность, способности, поведение и т. д.)

Следующий круг проходит со словами “Мы не похожи…” , ученики добавляют чем не похожи.

Обсуждение

- Что было сложнее: назвать сходство или различия?

- Что больше в людях: сходства или различия?

2. Упражнение “Язык”.

2-3 добровольцам просят выйти из класса. В это время оставшимся предлагается договориться говорить на одну тему, заменяя слова символами (например, все рассказывают одно стихотворение). После возвращения добровольцев им предлагается отгадать, что происходит в классе.

После выполнения упражнения проводится беседа, выясняется следующее:

- Как добровольцы догадались о том, что происходит в классе?

- Не возникло ли у тех учеников, которые выходили из класса, мысли, что вы попали в то место, где вас не смогут понять, и где вы никого не понимаете?

- Хотели ли ученики класса, чтобы добровольцы поняли быстрее, что происходит? Какие средства они использовали для этого?

- Легко ли было, рассказывая стихотворение, не говорить?

- Как вы считаете, кто лучше и оригинальнее всех сумел рассказать стихотворение?

3. Упражнение “Имя”.

Учащиеся разбиваются на пары. В парах каждый по очереди должен написать своё имя на листе бумаги, не используя рук.

После выполнения упражнения ведущий задает вопросы.

- Получилось или нет?

- Как решили проблему?

- Догадался ли кто-то попросить товарища написать свое имя (условие, что он тоже без рук, не вводилось)?

4. Упражнение “Слепой, Глухой, Парализованный”

Выбираются три добровольца. Они будут выполнять роли глухого, слепого и парализованного. Согласно роли, возможности каждого ограничены: слепой не видит (ему завязывают глаза), глухой не слышит (ему включают громкую музыку в плеере), парализованный не двигается и не говорит (до начала упражнения ему предлагается занять удобную позу). Тренер дает 1 минуту трем действующим участникам для того, чтобы представить себя в роли. Остальные участники являются наблюдателями, им необходимо наблюдать за процессом и понять справились ли три участника со своим заданием.

Задание для трех участников: им необходимо за 5 минут договориться, в какой цвет покрасить забор. Потом тренер на лист или доску выписывает замечания наблюдателей. Группе предлагается сравнить то, что видели наблюдатели и то, что делали три участника.

В заключение обсуждаются следующие вопросы.

- Легко ли было договориться?

- Насколько трудно общаться людям с ограниченными возможностями?

- Как мы можем им в этом помочь?

- Почему слово “инвалид” является для людей с ограниченными возможностями обидным?

- Бывает ли в жизни, что нужно о чем-то договориться с человеком, который вас не понимает? Что делать в этом случае?

5. Упражнение “Синквейн”.

Составить синквейн. Правила написания синквейна:

1 – я строка – название темы, выраженное одним словом (существительным или местоимением);

2 – я строка – определение темы в двух прилагательных или причастиях;

3 – я строка – три глагола, показывающие действия в рамках данной темы;

4 – я строка – фраза их четырех слов, показывающая отношение автора к теме;

5 – я строка – завершение темы, синоним первого слова, выраженный любой частью ркчи;

Темы (первые строки) задаются исходя из ключевых слов, которые оказались самыми значимыми для ребят в течение занятия. Например, каждой группе дается одно слово (любовь, доброта, терпимость, сплочение, радость, симпатия).

Варианты созданныхсинквейнов зачитываются.

Заключительная часть.

Обсуждение упражнений. Трудно ли было выполнять упражнение?

Учитель подводит итоги. Группам задаются вопросы: “Как вам кажется, получилось ли нам в полной мере отобразить такое понятие как “толерантность”? “Было ли услышано ваше мнение, на проблему толерантности?”

Рефлексия занятия. В заключении желает всем удачи и успехов.

Под звуки музыки все расходятся.

Список литературы

1. Выженко А. Притчи: путеводная Звезда перемен.- Ростовн/Д: Феникс, 2007.

2. Горбушина О.П. Психологический тренинг. Секреты проведения. – СПб.:Питер, 2007.

3. Козлов, Н.Лучшие психологические игры и упражнения. Екатеринбург, АРД, ЛТД, 1997.

4. Леванова Е. А. Волошина А. Г. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. 2 – е изд. СПб. Питер, 2008.

5. Микляева А.В. Я – подросток.Мир эмоций. Программа уроков психологии (7 класс). – СПб.: Издательство “Речь”, 2003.

6. Никушкина Н. Семья: толерантность, любовь, авторитет //Классный руководитель, №4, 2006.

7. Уроки толерантности: Сборник методических материалов /под ред. А.Б.Суслова, Д.П. Поносова, П.В. Микова/ Пермь, 2005. С.

8. Фопель К. Толерантность и сплочение в группе. М:. Генезис, 2000.