Цели урока:
- расширять знания о жизни растений;
- дать учащимся представление о размножении и развитии растений из семени;
- учить быть наблюдательным;
- экологическое воспитание.
Оборудование:
- Схемы: “Разнообразие растений”, “Распространение семян”, “Развитие растений из семени”.
- Фото растений (лиственница, сосна, можжевельник и др.)
- Образцы семян изучаемых растений.
- Карточки.
Ход урока
- Орг. момент.
- Сообщение темы и целей урока.
- Проверка домашнего задания.
- Викторина “Узнай растение”.
- Сегодня к уроку приготовьте знания, внимание и память.
- Отгадайте загадку:
Дышит, растёт,
А ходить не может. (Растение)
Сегодня на уроке мы будем продолжать изучение растений и поговорим о том, как развиваются и размножаются растения.
Но сначала давайте вспомним, что вы уже знаете о растениях.
- К какой природе (живой или неживой) относятся растения?
- На какие группы можно разделить растения по внешнему виду? (презентация)
- Приведите примеры:
назовите деревья
кустарники
травы
- Как ещё можно разделить растения на группы, вспомнив о связи растений и человека? (схема подсказка)
- Примеры:
- “Как-то в Сибирь поздней осенью приехал малосведущий в лесном деле, но очень самоуверенный ревизор. Увидев голую тайгу, спросил лесничего:
- “Солнце освещает стволы высоких стройных деревьев. Посмотрите-ка, их розовато-коричневая кора будто золотой становится в солнечных лучах. Крона ажурная неплотная пропускает много света, оттого в лесу светло и радостно…
- Хвойных кустарников очень мало. В наших лесах растёт всего один. Хвоинки не похожи на хвою ели или сосны. Они плоские, сизо-зелёные. И сидят на веточках по три вместе. Осенью среди хвои становятся заметны мясистые синеватые горошины. Пожуй такую горошину – и во рту долго будет сохраняться приятный сладковато-смолистый вкус. Эти горошины называются “шишко-ягоды”, а в них семена. (можжевельник)
- Этохвойный лес?
- Хвойный. – последовал ответ.
- А где хвоя?
- Опала?
- По чьей вине?
- Природы.
- Вы за природу не прячьтесь! За гибель леса будете отвечать вы…”
- Что за хвойные растения росли в этом лесу? (лиственница)
Это - удивительное дерево. Всё в нем полезно. Хвою клюют лесные птицы, глухарь, например. Лоси едят зимой молодые побеги. Семенами кормятся белки и мыши, дятлы и клесты. А весной, когда оно цветёт и огромное количество пыльцы попадает в реки, её поедают мальки и маленькие рыбёшки. (сосна)
- А что ещё можно сказать о сосне, можжевельнике, лиственнице? (это хвойные растения)
- Работа по теме урока.
- Итог урока.
- Итак, мы говорили о том, что растения относятся к живой природе. Признаки жизни растений: они живут, питаются, растут, развиваются и умирают.
Сегодня, продолжая знакомиться с жизнью растений, мы поговорим о размножении и развитии растений.
Большинство растений размножаются семенами.
Плоды растений с семенами – настоящие путешественники.
- Почему плоды должны путешествовать?
На каждом растении их обычно созревает множество. Если все они упали бы возле растения, на котором образовались, то новыевзрослые растения не смогли бы здесь вырасти – им просто не хватило бы места. Вот растения и расселяются с помощью
ветра
животных
человека
Практическая работа
(работа в группах по 4-5 человек)
Инструктаж: - У каждой группы листок, разделённый на клеточки, на которых подписаны названия растений. В коробке плоды с семенами. Разложите их всоответствиями с надписями (т.е. определите, какому растению принадлежат семена)
Попробуйте определить, как распространяются семена этих растений.
(проверка и обобщение)
- Плоды клёна, ясеня, берёзы имеют особые крылышки, а плоды одуванчика, тополя – лёгкие парашютики. Эти плоды приспособлены к тому, чтобы путешествовать с помощью ветра.
- У плодиков репейника (лопуха) есть маленькие крючочки, а у плодиков череды – острые зубчики. Крючками и зубчиками плодики цепляются за шерсть зверей, за одежду человека и “едут” на них, пока не упадут.
- А ягоды и жёлуди разносят по лесам птицы, мыши, белки.
- Растения недотрога и бешеный огурец – растения-недотроги.
Большая часть растений вырастает из упавших на землю семян. Для прорастания семян нужны тепло, вода, воздух.
- Как развивается растение из семени?
(учащимся предлагаются карточки-картинки со стадиями развития растения из семени)
- Расставьте рисунки в нужном порядке.
- Растения имеют огромное значение в жизни человека. Об этом можно говорить много и долго. Но сейчас каждый из вас скажет по 2-3 слова о значении растений.
- Помня о том, как много значат для нас растения, мы должны не забывать и о том, что человек может как погубить, так и спасти их.
Нужно бережно относится к природе. (Повторить экологические знаки)
- Как размножается большинство растений?
- Как распространяются семена?
- Семя – это живое или неживое тело? Объясни.
- Какие условия необходимы для развития семени?
Вывод: Большинство растений размножаются семенами. Плоды с семенами образуются на месте цветков. Они распространяются с помощью ветра, животных и человека. Из семян в благоприятных условиях развиваются новые растения.
Источники
- Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу “Окружающий мир”, М. : “Вако”, 2012.
- Плешаков А.А. Окружающий мир. М.: “Просвещение”, 2012.