Тема урока: "Размножение и развитие растений"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • расширять знания о жизни растений;
  • дать учащимся представление о размножении и развитии растений из семени;
  • учить быть наблюдательным;
  • экологическое воспитание.

Оборудование:

  1. Схемы: “Разнообразие растений”, “Распространение семян”, “Развитие растений из семени”.
  2. Фото растений (лиственница, сосна, можжевельник и др.)
  3. Образцы семян изучаемых растений.
  4. Карточки.

Ход урока

  1. Орг. момент.
  2. - Сегодня к уроку приготовьте знания, внимание и память.

  3. Сообщение темы и целей урока.
  4. - Отгадайте загадку:

    Дышит, растёт,

    А ходить не может. (Растение)

    Сегодня на уроке мы будем продолжать изучение растений и поговорим о том, как развиваются и размножаются растения.

    Но сначала давайте вспомним, что вы уже знаете о растениях.

  5. Проверка домашнего задания.
  6. - К какой природе (живой или неживой) относятся растения?

    - На какие группы можно разделить растения по внешнему виду? (презентация)

    - Приведите примеры:

    назовите деревья

    кустарники

    травы

    - Как ещё можно разделить растения на группы, вспомнив о связи растений и человека? (схема подсказка)

    - Примеры:

  7. Викторина “Узнай растение”.
    1. “Как-то в Сибирь поздней осенью приехал малосведущий в лесном деле, но очень самоуверенный ревизор. Увидев голую тайгу, спросил лесничего:
    2. - Этохвойный лес?

      - Хвойный. – последовал ответ.

      - А где хвоя?

      - Опала?

      - По чьей вине?

      - Природы.

      - Вы за природу не прячьтесь! За гибель леса будете отвечать вы…”

      - Что за хвойные растения росли в этом лесу? (лиственница)

    3. “Солнце освещает стволы высоких стройных деревьев. Посмотрите-ка, их розовато-коричневая кора будто золотой становится в солнечных лучах. Крона ажурная неплотная пропускает много света, оттого в лесу светло и радостно…
    4. Это - удивительное дерево. Всё в нем полезно. Хвою клюют лесные птицы, глухарь, например. Лоси едят зимой молодые побеги. Семенами кормятся белки и мыши, дятлы и клесты. А весной, когда оно цветёт и огромное количество пыльцы попадает в реки, её поедают мальки и маленькие рыбёшки. (сосна)

    5. Хвойных кустарников очень мало. В наших лесах растёт всего один. Хвоинки не похожи на хвою ели или сосны. Они плоские, сизо-зелёные. И сидят на веточках по три вместе. Осенью среди хвои становятся заметны мясистые синеватые горошины. Пожуй такую горошину – и во рту долго будет сохраняться приятный сладковато-смолистый вкус. Эти горошины называются “шишко-ягоды”, а в них семена. (можжевельник)

- А что ещё можно сказать о сосне, можжевельнике, лиственнице? (это хвойные растения)

  1. Работа по теме урока.
  2. - Итак, мы говорили о том, что растения относятся к живой природе. Признаки жизни растений: они живут, питаются, растут, развиваются и умирают.

    Сегодня, продолжая знакомиться с жизнью растений, мы поговорим о размножении и развитии растений.

    Большинство растений размножаются семенами.

    Плоды растений с семенами – настоящие путешественники.

    - Почему плоды должны путешествовать?

    На каждом растении их обычно созревает множество. Если все они упали бы возле растения, на котором образовались, то новыевзрослые растения не смогли бы здесь вырасти – им просто не хватило бы места. Вот растения и расселяются с помощью

    ветра

    животных

    человека

    Практическая работа

    (работа в группах по 4-5 человек)

    Инструктаж: - У каждой группы листок, разделённый на клеточки, на которых подписаны названия растений. В коробке плоды с семенами. Разложите их всоответствиями с надписями (т.е. определите, какому растению принадлежат семена)

    Попробуйте определить, как распространяются семена этих растений.

    (проверка и обобщение)

    - Плоды клёна, ясеня, берёзы имеют особые крылышки, а плоды одуванчика, тополя – лёгкие парашютики. Эти плоды приспособлены к тому, чтобы путешествовать с помощью ветра.

    - У плодиков репейника (лопуха) есть маленькие крючочки, а у плодиков череды – острые зубчики. Крючками и зубчиками плодики цепляются за шерсть зверей, за одежду человека и “едут” на них, пока не упадут.

    - А ягоды и жёлуди разносят по лесам птицы, мыши, белки.

    - Растения недотрога и бешеный огурец – растения-недотроги.

    Большая часть растений вырастает из упавших на землю семян. Для прорастания семян нужны тепло, вода, воздух.

    - Как развивается растение из семени?

    (учащимся предлагаются карточки-картинки со стадиями развития растения из семени)

    - Расставьте рисунки в нужном порядке.

    - Растения имеют огромное значение в жизни человека. Об этом можно говорить много и долго. Но сейчас каждый из вас скажет по 2-3 слова о значении растений.

    - Помня о том, как много значат для нас растения, мы должны не забывать и о том, что человек может как погубить, так и спасти их.

    Нужно бережно относится к природе. (Повторить экологические знаки)

  3. Итог урока.

- Как размножается большинство растений?

- Как распространяются семена?

- Семя – это живое или неживое тело? Объясни.

- Какие условия необходимы для развития семени?

Вывод: Большинство растений размножаются семенами. Плоды с семенами образуются на месте цветков. Они распространяются с помощью ветра, животных и человека. Из семян в благоприятных условиях развиваются новые растения.

Источники

  • Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу “Окружающий мир”, М. : “Вако”, 2012.
  • Плешаков А.А. Окружающий мир. М.: “Просвещение”, 2012.