Кадры: воспитатели группы, сотрудник краеведческого музея, старший воспитатель, музыкальный руководитель.
Вид проекта: краткосрочный.
Тип проекта: информационно –практико –ориентированный, творческий.
Сроки проведения: 1 месяц
Количество участников проекта: 7 человек
Возраст детей: 6 -7лет.
Форма проведения: групповая.
Цель педагогическая: Сформировать представление дошкольников об отживших словах-архаизмах, не используемых в современной жизни общества. Выявить роль отживших слов в народном творчестве, быту, художественной литературе.
Цель детская: узнать, что означают “отжившие” слова, где они встречаются в наше время, как называются предметы, которые они обозначают в наше время и как они изменились.
Краткое содержание проекта: Данный проект направлен на организацию деятельности детей, связанную с исследованием семантики слов-историзмов и ролью их в быту русского народа, представленном в народном творчестве и художественной литературе.
Ожидаемые результаты:
- сформированные понятия дошкольников о словах-архаизмах и их значении;
- сформированное понятие о словаре и его назначении, структуре;
- обогащение словарного (пассивного и активного) запаса детей, расширение кругозора;
- развитие творческого мышления;
- активизация интереса к совместной творческой деятельности;
- вовлечение родителей в педагогический процесс, привлечение их к развитию своего ребенка, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом;
- активизация познавательного интереса детей к исследовательской деятельности, желание познавать новое;
- закрепленное умение работать в коллективе, желание делиться информацией, участвовать в совместной опытно-экспериментальной деятельности.
Оценка результатов проектной деятельности будет отслеживаться через:
1. беседы с детьми;
2. наблюдение за детьми во время:
совместной непосредственно образовательной деятельности;
самостоятельной деятельности;
сюжетно-ролевых и дидактических игр.
Продукт проекта: Книга “Словарик “отживших” слов”.
Проблема (педагогическая): Дошкольники, часто слушая сказки, рассказы не понимают значения слов-архаизмов, связанных со значением “отживших” слов в быту русского народа, народном творчестве, в художественной литературе.
Проблема, сформулированная детьми: Дети хотят узнать, что означают непонятные слова, которые встречаются в сказках.
Задачи:
- Сформировать понятия дошкольников о словах-архаизмах, историзмах и их значениях.
- Сформировать понятие о словаре и его назначении и структуре.
- Обогащать пассивный словарный запас детей посредством изучения значений слов-архаизмов, историзмов.
- Активизировать словарный запас детей посредством введения в активную речь слов- архаизмов, историзмов.
- Систематизировать знания о быте русского народа, устном народном творчестве.
- Закреплять навык взаимодействия со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемных ситуаций.
- Стимулировать познавательную активность дошкольников в ходе организации поисково-исследовательской деятельности.
- Формировать у детей исследовательские навыки, умение с помощью взрослых осуществлять поиск информации в различных источниках.
- Организовать совместную с родителями поисково-исследовательскую деятельность в процессе работы над темой проекта.
- Развивать творческие способности в процессе создания продукта проекта.
- Расширять кругозор детей.
Форма презентации: представление книги “Словарик “отживших” слов”, презентация хода работы над проектом,
Гипотеза:
Словарь дошкольника расширится, если познакомить их с новыми словами и привлечь и к изготовлению словарика. Дети смогут узнать и объяснить значение многих слов, в том числе “отживших”, обозначающих предметы быта русского народа, встречающиеся в народном творчестве, фольклоре, сказках иллюстрациях и т.д.
План действий
- Постановка проблемы: Модель трех вопросов
- Определение предстоящей деятельности:
- Планирование деятельности детьми совместно с взрослыми, определение средств и способов реализации проекта.
- Совместное выполнение проекта детьми и взрослыми.
- Обсуждение результатов.
- Определение перспектив проектирования
Что мы знаем об отживших словах?
Теперь их уже не говорят.
Они встречаются в музеях, сказках.
Обозначают старинные предметы, которых уже нет.
Что мы хотим узнать?
Где еще встречаются отжившие слова?
Что они означают?
Как называются предметы, которые они обозначают в наше время и как они изменились?
Что нужно сделать, чтобы это узнать?
Посмотреть с мамой в словаре.
Можно узнать в детской энциклопедии.
Попросить папу посмотреть в интернете.
Спросить у бабушки и дедушки.
Сходить на экскурсию в музей.
Список литературы
- Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка : современное написание : ок.1500 ил. [Текст] / В.И. Даль.- М.:Астрель: АСТ: Хранитель,2008.-349,[3] с.;
- Гриценко З.А. “Ты детям сказку расскажи”. Методика приобщения детей к чтению. Москва. Издательство “Линка-пресс”. 2003 г.;
- Грушников П.А. Орфографический словарик: Учебное пособие для учащихся начальной школы. – М.,1994.;
- Дунаев Н.О. “О значении художественной литературы в формировании личности ребёнка”. Журнал “Дошкольное воспитание” № 6 - 2007 г. /стр. 35-40;
- Жуков В.П. Словарь русских пословиц и поговорок Москва “Русский язык” 1992;
- Короткова Н. Художественная литература в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста. // Дошкольное воспитание. – 2001. - №8. – С.34-41.;
- Мельников М.Н. Русский детский фольклор. - М.: Просвещение, 1987. – 240 с.;
- Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок.57 000 слов [Текст] / Под ред. Чл.-корр. АН СССР Н.Ю.Шведовой. – 19-е изд., испр. - М.: Рус. яз., 1987. – 750 с.