Словарик "отживших" слов

Разделы: Работа с дошкольниками


Кадры: воспитатели группы, сотрудник краеведческого музея, старший воспитатель, музыкальный руководитель.

Вид проекта: краткосрочный.

Тип проекта: информационно –практико –ориентированный, творческий.

Сроки проведения: 1 месяц

Количество участников проекта: 7 человек

Возраст детей: 6 -7лет.

Форма проведения: групповая.

Цель педагогическая: Сформировать представление дошкольников об отживших словах-архаизмах, не используемых в современной жизни общества. Выявить роль отживших слов в народном творчестве, быту, художественной литературе.

Цель детская: узнать, что означают “отжившие” слова, где они встречаются в наше время, как называются предметы, которые они обозначают в наше время и как они изменились.

Краткое содержание проекта: Данный проект направлен на организацию деятельности детей, связанную с исследованием семантики слов-историзмов и ролью их в быту русского народа, представленном в народном творчестве и художественной литературе.

Ожидаемые результаты:

  • сформированные понятия дошкольников о словах-архаизмах и их значении;
  • сформированное понятие о словаре и его назначении, структуре;
  • обогащение словарного (пассивного и активного) запаса детей, расширение кругозора;
  • развитие творческого мышления;
  • активизация интереса к совместной творческой деятельности;
  • вовлечение родителей в педагогический процесс, привлечение их к развитию своего ребенка, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом;
  • активизация познавательного интереса детей к исследовательской деятельности, желание познавать новое;
  • закрепленное умение работать в коллективе, желание делиться информацией, участвовать в совместной опытно-экспериментальной деятельности.

Оценка результатов проектной деятельности будет отслеживаться через:

1. беседы с детьми;

2. наблюдение за детьми во время:

  • совместной непосредственно образовательной деятельности;

  • самостоятельной деятельности;

  • сюжетно-ролевых и дидактических игр.

Продукт проекта: Книга “Словарик “отживших” слов”.

Проблема (педагогическая): Дошкольники, часто слушая сказки, рассказы не понимают значения слов-архаизмов, связанных со значением “отживших” слов в быту русского народа, народном творчестве, в художественной литературе.

Проблема, сформулированная детьми: Дети хотят узнать, что означают непонятные слова, которые встречаются в сказках.

Задачи:

  1. Сформировать понятия дошкольников о словах-архаизмах, историзмах и их значениях.
  2. Сформировать понятие о словаре и его назначении и структуре.
  3. Обогащать пассивный словарный запас детей посредством изучения значений слов-архаизмов, историзмов.
  4. Активизировать словарный запас детей посредством введения в активную речь слов- архаизмов, историзмов.
  5. Систематизировать знания о быте русского народа, устном народном творчестве.
  6. Закреплять навык взаимодействия со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемных ситуаций.
  7. Стимулировать познавательную активность дошкольников в ходе организации поисково-исследовательской деятельности.
  8. Формировать у детей исследовательские навыки, умение с помощью взрослых осуществлять поиск информации в различных источниках.
  9. Организовать совместную с родителями поисково-исследовательскую деятельность в процессе работы над темой проекта.
  10. Развивать творческие способности в процессе создания продукта проекта.
  11. Расширять кругозор детей.

Форма презентации: представление книги “Словарик “отживших” слов”, презентация хода работы над проектом,

Гипотеза:

Словарь дошкольника расширится, если познакомить их с новыми словами и привлечь и к изготовлению словарика. Дети смогут узнать и объяснить значение многих слов, в том числе “отживших”, обозначающих предметы быта русского народа, встречающиеся в народном творчестве, фольклоре, сказках иллюстрациях и т.д.

План действий

  1. Постановка проблемы: Модель трех вопросов
  2. Что мы знаем об отживших словах?

    Теперь их уже не говорят.

    Они встречаются в музеях, сказках.

    Обозначают старинные предметы, которых уже нет.

    Что мы хотим узнать?

    Где еще встречаются отжившие слова?

    Что они означают?

    Как называются предметы, которые они обозначают в наше время и как они изменились?

  3. Определение предстоящей деятельности:
  4. Что нужно сделать, чтобы это узнать?

    Посмотреть с мамой в словаре.

    Можно узнать в детской энциклопедии.

    Попросить папу посмотреть в интернете.

    Спросить у бабушки и дедушки.

    Сходить на экскурсию в музей.

  5. Планирование деятельности детьми совместно с взрослыми, определение средств и способов реализации проекта.
  6. Совместное выполнение проекта детьми и взрослыми.
  7. Обсуждение результатов.
  8. Определение перспектив проектирования

Список литературы

  1. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка : современное написание : ок.1500 ил. [Текст] / В.И. Даль.- М.:Астрель: АСТ: Хранитель,2008.-349,[3] с.;
  2. Гриценко З.А. “Ты детям сказку расскажи”. Методика приобщения детей к чтению. Москва. Издательство “Линка-пресс”. 2003 г.;
  3. Грушников П.А. Орфографический словарик: Учебное пособие для учащихся начальной школы. – М.,1994.;
  4. Дунаев Н.О. “О значении художественной литературы в формировании личности ребёнка”. Журнал “Дошкольное воспитание” № 6 - 2007 г. /стр. 35-40;
  5. Жуков В.П. Словарь русских пословиц и поговорок Москва “Русский язык” 1992;
  6. Короткова Н. Художественная литература в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста. // Дошкольное воспитание. – 2001. - №8. – С.34-41.;
  7. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. - М.: Просвещение, 1987. – 240 с.;
  8. Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок.57 000 слов [Текст] / Под ред. Чл.-корр. АН СССР Н.Ю.Шведовой. – 19-е изд., испр. - М.: Рус. яз., 1987. – 750 с.