"Развивающие игры". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Пояснительная записка

Почему одни люди легко решают сложные запутанные проблемы, а других даже простая житейская задачка ставит в тупик? Какими качествами должен обладать человек, чтобы добиться жизненного успеха? Это организованность, активность, самостоятельность мышления, умение анализировать, способность правильно оценивать ситуации, искать и находить новые необычные пути к верному решению и т.д.

По утверждению психологов самый чувствительный период для развития этих способностей – это возраст от 3 до 10 лет. К 14 годам этот период завершается. Поэтому в 4-м классе мы целенаправленно проводили отдельные занятия для развития познавательных способностей детей. Основной формой занятий была увлекательная дидактическая игра. Она создавала радостное рабочее настроение, положительные эмоции, способствовала общему развитию каждого ученика.

Итогом нашей совместной деятельности стало электронное пособие “Развивающие игры” для учащихся 4-го класса.

Цель работы: предложить систематизированный материал для организации работы по интеллектуально-личностно-деятельностному развитию младших школьников.

Данная работа направлена на решение следующих задач:

  • помочь учителю определить содержание работы по развитию познавательных способностей учащихся на основе развивающих игр;
  • способствовать развитию мышления, психических познавательных процессов, языковой культуры;
  • формировать навыки творческого мышления, коммуникативные умения, умения применять полученные знания в практической деятельности;
  • развивать эмоционально-чувственную сферу учеников.

Новизна:

  • Все материалы оформлены при помощи программы AutoPlay Media Studio. Эта программа создает все необходимые файлы для автозапуска, графической оболочки, имеет понятный интерфейс и легка в обращении.
  • Использование пособия позволит применять собранный материал быстро и эффективно, что отразится на качестве учебного процесса.
  • Организация активных форм совместной деятельности (парная, групповая, командная).
  • Включение учащихся в деятельность через различные дидактические игры (игры с определенными правилами).
  • Само содержание материала направлено на развитие познавательных способностей учащихся (познавательной активности, эмоционально-чувственной сферы и прочее).
  • Все представленные материалы можно изменять, дополнять, использовать для распечатки.

Практическая ценность:

  • Представлены материалы для 32 занятий (30 презентаций и 32 одноименных текстовых документа).
  • Материалы игр могут быть использованы как во внеурочной деятельности, так и на уроках математики, русского языка и т.д.
  • Дидактические материалы помогут учителю с минимальными затратами на подготовку интересно организовать и разнообразить работу.
  • На основе одного и того же дидактического материала можно продумать и провести различные игры: “О, счастливчик!”, “Что? Где? Когда?”, “Поле чудес”, “Гонка за лидером” и т.д.
  • Все игры яркие, в них используются известные детям персонажи. Это создает у детей соответствующий психологический настрой, помогает быть внимательными.
  • Задания с экрана монитора дети читают сами, что активизирует мыслительную деятельность учащихся.
  • Правильность ответа каждого задания можно проверить по специальному слайду “Проверяем!”. Ребенок сам контролирует себя и сам может оценить свой ответ, что способствует развитию самооценки.
  • В играх используются межпредметные связи с уроками чтения, окружающего мира, математики, русского языка, истории.
  • На занятиях каждый ученик создает свой творческий альбом с заданиями развивающего плана. Эти игры могут быть использованы детьми при организации праздников, конкурсов в классе или дома.

Данные материалы могут быть полезны учителям начальных классов, воспитателям групп продленного дня, родителям для занятий с детьми.

Результативность

Систематическое использование материалов дает свои результаты.

Мы наблюдаем активизацию познавательной деятельности, развитие мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, восприятия пространственных отношений, обоснованности суждений, привычки самопроверки, умения детей подчинять свои действия поставленной задаче, работать в группах, доводить начатую работу до конца.

Отмечаем повышение качественной успеваемости школьников (по итогам года):

 

Успеваемость

Качество

3 класс

100 %

43,3 %

4 класс

100 %

44,8 %

Видим результаты мониторинговых обследований в 4 “А” классе за 2010-2011 учебный год:

Уровень

Русский язык

Математика

Низкий

-

-

Ниже среднего

1 чел.

3 чел.

Средний

20 чел.

16 чел.

Высокий

8 чел.

8 чел.

Средний балл мониторинговых обследований 4 “А” класса:

 

Русский язык

Математика

Средний балл класса

59,3

56,1

Средний балл по школе

46,2

50,3

Средний балл по району

43,2

48,5

Средний балл по краю

45,7

50,5

Отмечаем активное участие детей в конкурсах различного уровня:

  • Всероссийская перепись населения (районный уровень) – 1 и 2 место, 17 сертификатов
  • Мой ангел хранитель (районный уровень) – 1 место
  • Математическая олимпиада имени В.Н. Русанова (районный уровень) – 1 место
  • Олимпиада по чтению (районный уровень) – 2 место
  • Олимпиада по окружающему миру (районный уровень) – 3 место
  • Математический чемпионат (районный уровень) – 3 место
  • Марафон знаний (районный уровень) – 1 и 2 место
  • Знаток музыки (районный уровень) – 1 и 2 место
  • Молодежный филологический чемпионат (краевой уровень) – 1 и 3 место в районе
  • Молодежный чемпионат по английскому языку (краевой уровень) – 2 место в районе
  • Почемучка (краевой уровень) – 2-3 место в районе
  • Конкурс по ПДД “Светофорик” (районный конкурс) - 1 место в районе
  • Кенгуру (всероссийский уровень) – 1 и 3 место в школе
  • Олимпиада по природоведению (школьный уровень) – 1 место
  • Олимпиада по математике (школьный уровень) – 2 место

Рекомендации по проведению занятий

  1. Занятия лучше проводить в системе в течение всего учебного года 1 раз в неделю.
  2. Каждому ученику необходимо иметь тетрадь для записей или альбом, простой карандаш, набор цветных карандашей, ручку, клей.
  3. Для работы в классе (в группах, парах, командах) необходимо приготовить справочники, энциклопедии, словари и другую литературу.
  4. Занятия можно проводить как со всем классом, так и с группой детей.
  5. По усмотрению учителя некоторые задания могут не ограничиваться по времени. Пусть каждый ученик потратит столько времени, сколько ему нужно. В следующий раз, когда он встретит задания подобного типа, он справится с ним быстрее.
  6. В первое время перед каждым заданием дается краткая инструкция, после выполнения задания – проверка.
  7. В начале каждого занятия нужно заинтересовать учащихся, предлагая им выполнить более легкие задания, рассчитанные на сообразительность, быстроту, юмор. Это вопросы и задания из разминки “Поспевай - не зевай!”.
  8. Для улучшения мозговой деятельности и профилактики нарушений зрения необходимо выполнять упражнения из “Мозговой гимнастики”: “Качания головой”, “Ленивые восьмерки”, “Шапка для размышлений”, “Зоркие глазки”, “Стрельба глазами”, “Письмо носом” и т.д.
  9. Если задание оказалось слишком трудным. Его можно отложить на некоторое время, а потом вернуться.
  10. По желанию детей можно устраивать различные соревнования на скорость выполнения и правильность, проводить творческие конкурсы, выявляя при этом победителя по разным номинациям.
  11. Оценивать следует только успехи. Обучение должно быть победным!
  12. В конце каждого занятия следует проводить оценку выполненных заданий самим учеником (проводить самооценку).

Приложение 1

Приложение 2

Список литературы

  1. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения / Е.В. Карпова. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.
  2. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника / Л.Ф. Тихомирова. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 240 с.
  3. Холодова О. Юным умника и умницам: задания по развитию познавательных способностей (9-10 лет) / О. Холодова. – М.: РОСТ, Росткнига, 2010. – 64 с.
  4. Языканова Е.В. Развивающие задания: игры, упражнения: 4 класс / Е.В. Языканова. – М.: Экзамен, 2010. – 126 с.