Учителю об учебных исследованиях школьников

Разделы: Общепедагогические технологии


Исследовательский метод обучения

“Хотя чужое знание может нас кое-чему научить,
мудр бываешь лишь собственной мудростью”
М.Монтень

Понятие исследования

Решение части задач школьного курса предполагает сформированными у учеников такие качества как владение правилами и алгоритмами действий в соответствии с действующими программами, умение проводить элементарное исследование, что неразрывно связано с исследовательским методом обучения. Выделяют два исследовательских метода: научный и учебный.

Под учебным исследованием понимается поисковая, познавательная деятельность учащихся путем постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого мышления. Итогом исследования должно стать получение учеником субъективно новых знаний.

Исследовательская деятельность

К факторам, способствующим формированию учебно-исследовательской деятельности учащихся, можно отнести следующие:

  • личностно ориентированный подход к обучению;
  • ориентация на продуктивное достижение результата;
  • проблемное обучение как инструмент развития опыта творческой деятельности;
  • оптимальное сочетание логических и эвристических методов решения задач;
  • креативная организация учебного процесса, максимальное насыщение его творческими ситуациями;
  • создание ситуации совместной поисковой деятельности;
  • детализация учебного процесса;
  • создание психологической атмосферы, оптимальных условий для творческой деятельности.

Условиями, способствующими активизации учебно-исследовательской деятельности учащихся, являются:

  • доброжелательная атмосфера в коллективе;
  • сочетание индивидуальных и коллективных форм обучения;
  • структурирование учебного материала по принципу нарастания познавательной трудности учебной работы;
  • вооружение учащихся рациональными приемами познавательной деятельности;
  • формирование внутренних стимулов к учению, самообразованию и др.

К общим принципам организации учебного процесса, обеспечивающим развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся, можно отнести:

  • педагогическое руководство в создании мотивов и стимулов к учению;
  • привитие интереса к изучаемому объекту;
  • вооружение учащихся необходимыми приемами познавательно-поисковой деятельности;
  • систематическое осуществление принципа индивидуализации в обучении;
  • широкое использование технических и наглядных средств обучения;
  • внедрение в практику работы и систематическое использование компьютерных технологий;
  • разработка творческих заданий, требующих нестандартных решений и самостоятельного поиска источников информации;
  • сочетание и соединение дидактически и методически обоснованных методов, способствующих развитию познавательной деятельности и творческих способностей учащихся.

Учебно-исследовательскую деятельность учащихся целесообразно организовывать при:

  • выявлении существенных свойств понятий или отношений между ними;
  • установлении связей данного понятия с другими;
  • ознакомлении с фактом, отраженным в формулировке теоремы, в доказательстве теоремы;
  • обобщении теоремы;
  • составлении обратной теоремы и проверке ее истинности;
  • выделении частных случаев некоторого факта в математике;
  • обобщении различных вопросов;
  • классификации математических объектов, отношений между ними, основных фактов данного раздела математики;
  • решении задач различными способами;
  • составлении новых задач, вытекающих из решения данных;
  • построении контрпримеров и т.д.

Учебное исследование

К основным компонентам учебного исследования мы относим:

  1. Постановку проблемы исследования;
  2. Осознание целей исследования;
  3. Предварительный анализ имеющейся информации по рассматриваемому вопросу;
  4. Условия и методы решения задач, близких к проблеме исследования;
  5. Выдвижение и формулировку исходной гипотезы;
  6. Анализ и обобщение полученных в ходе исследования результатов;
  7. Проверку исходной гипотезы на основе полученных фактов;
  8. Окончательную формулировку новых результатов, закономерностей, фактов;
  9. Определение места найденного решения поставленной проблемы в системе имеющихся знаний.

Основными признаками учебного исследования являются:

а) постановка познавательной проблемы и цели исследования;

б) самостоятельное выполнение обучающимися поисковой работы;

в) направленность учебного исследования обучающихся на получение новых для себя знаний;

г) направленность учебного исследования на реализацию дидактических, развивающих и воспитательных целей обучения.

Для раскрытия сущности понятия учебного исследования можно выделить его характерные признаки:

1) учебное исследование – это процесс поисковой познавательной деятельности (изучение, выявление, установление чего-либо и т.д.);

2) учебное исследование всегда направлено на получение новых знаний, то есть исследование всегда начинается с потребности узнать что-либо новое;

3) учебное исследование предполагает самостоятельность учащихся при выполнении задания;

4) учебное исследование должно быть направлено на реализацию дидактических целей обучения.

Сущность исследовательского метода сводится к тому, что

  1. Учитель вместе с учащимися формулирует проблему, разрешению которой посвящается отрезок учебного времени.
  2. Знания учащимся не сообщаются. Учащиеся самостоятельно добывают их в процессе разрешения (исследования) проблемы, сравнения различных вариантов получаемых ответов.
  3. Деятельность учителя сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач, лабораторных и практических работ исследовательского характера.
  4. Учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, учение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью.

Итогом учебного исследования служат субъективно новые знания о свойствах рассматриваемого объекта (отношения), об их практических приложениях.

Итак, под учебным исследованием мы будем понимать такой вид познавательной деятельности учащихся, который способствует формированию следующих умений:

  • добывать новые предметные знания, приемы и способы действий;

  • самостоятельно организовывать поиск;

  • достигать поставленных целей обучения;

  • формировать мыслительные операции, такие как аналогия, классификация, обобщение и т.п.

Привлечение школьников к учебным исследованиям должно идти в двух направлениях – содержательном и организационном. Содержательная самостоятельность проявляется в том, чтобы ученик мог без помощи со стороны поставить перед собой учебную задачу и представить ход ее решения. Организационная самостоятельность выражается в умении ученика организовать свою работу по решению постановленной задачи.

Таким образом, перед учителем встает проблема поиска эффективных форм и способов учебной деятельности учащихся, которые не просто вовлекали бы их в исследовательскую работу, но и способствовали обучению самой этой деятельности.

Исследовательские задания и исследовательские задачи

Формы заданий при реализации исследовательского метода могут быть различны. Это могут быть задания, решаемые быстро и легко как в классе, так и дома, а также задания, требующие целого урока, или же задания на ограниченный срок времени. Исследовательские задания должны представлять собой поисковые задачи, требующие прохождения всех или большинства этапов процесса исследования. Этими этапами являются:

  • наблюдение и сравнение фактов и явлений;
  • выяснение непонятных явлений, подлежащих исследованию, осознание целей;
  • предварительный анализ имеющейся информации по рассматриваемому вопросу;
  • выдвижение и формулирование исходной гипотезы;
  • построение плана исследования;
  • осуществление плана выяснения связей изучаемого явления с другими;
  • формулирование новых результатов, закономерностей, свойств, определение места найденного решения в системе уже имеющихся знаний;
  • проверка решения;
  • практические выводы о возможном и необходимом применении добытых знаний.

При выполнении исследовательского задания все эти этапы учащиеся реализуют самостоятельно. Роль учителя заключается в контроле хода работы учащихся, в координации ее в случае отклонения учащихся от правильного пути и в проверке итогов работы.

Под исследовательской задачей будем понимать объект мыслительной деятельности, в котором в диалектическом единстве представлены составные элементы: предмет, условие и требование получения некоторого познавательного результата при раскрытии отношений между известными и неизвестными элементами задачи.

При отборе и составлении учебно-исследовательских задач необходимо принимать во внимание следующие требования:

  • при отборе и составлении учебно-исследовательских задач учитывать, что в процессе их решения будут использоваться все возможные обобщения;
  • решение учебно-исследовательских задач будет направлено на нахождение определенных зависимостей между величинами, вывод определенных формул, которые можно использовать в дальнейшем;
  • в процессе решения “частных” задач возможность нахождения рационального способа решения;
  • в процессе решения учебно-исследовательских задач можно создать условия для формирования способностей (компонентов) творческого мышления.

Формирование специфических умений и навыков целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом или исследованием, но и в рамках традиционных занятий. Для этого используются специальные организационные формы и методы, уделяется отдельное внимание канве урока. Например, проблемное введение в тему урока, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке.

Учителю важно помнить, что задачи исследования должны соответствовать возрасту и лежать в зоне ближайшего развития обучающихся — интерес к работе и посильность во многом определяют успех.

При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.

Применение исследовательского метода обучения

“ Если человек в школе не научится творить,
то и в жизни он будет только подражать и копировать”.
Л.Н.Толстой

Правильно поставленное обучение должно совершенствовать склонность ребенка к познанию и исследованию окружающего его мира, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Эффективность исследовательской деятельности зависит и от меры увлеченности ученика этой деятельностью, и от умения ее выполнять.

Большинство исследовательских заданий представляют собой небольшие поисковые задачи, требующие прохождения всех или большинства этапов процесса исследования. Этими этапами являются:

1.Мотивация;

2.Постановка проблемы;

3.Сбор фактического материала;

4.Систематизация и анализ полученного материала;

5.Выдвижение гипотез;

6.Проверка гипотез;

7.Доказательство истинности гипотез;

При выполнении исследовательского задания все эти этапы учащиеся реализуют самостоятельно. Роль учителя заключается в контроле хода работы учащихся, в координации ее в случае отклонения учащихся от правильного пути и в проверке итогов работы.

Использование исследований на уроках способствует сближению образования и науки, так как в обучение внедряются практические методы исследования объектов и явлений природы – наблюдения и эксперименты, которые являются специфичной формой практики. Их педагогическая ценность в том, что они помогают учителю подвести учащихся к самостоятельному мышлению и самостоятельной практической деятельности; способствуют формированию у школьников таких качеств, как вдумчивость, терпеливость, настойчивость, выдержка, аккуратность, сообразительность.