Урок литературного чтения "В.И. Белов «Еще про Мальку»". 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (30 МБ)


Цели урока:

  • Продолжить изучение творчества В.И.Белова;
  • Расширять читательский опыт учащихся;
  • Развивать речь, мышление;
  • Отрабатывать навыки беглого, сознательного и выразительного чтения;
  • Тренировать наблюдательность;
  • Воспитывать доброе, внимательное, неравнодушное отношение к матери, окружающему миру.

Применяемые технологии:

  • Технология проблемного обучения.
  • Информационно-коммуникативные технологии.

Оборудование:

  • Учебник “Родная речь” (книга 2, часть 2) (автор М.В.Голованова, В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова);
  • Выставка книг В.И.Белова;
  • Мультимедийное сопровождение к уроку.

Ход урока

1. Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.

2. Речевая разминка (слайд №1)

Чтение стихотворения сначала медленно, затем всё быстрее и быстрее.

Чтение стихотворения наизусть.

3. Проверка домашнего задания.

  • С творчеством, какого писателя мы с вами познакомились на прошлом уроке?
  • Как назывался рассказ?
  • Где происходят действия этого рассказа? (слайд № 2)
  • Что было задано на дом?
  • Зачитать несколько вариантов цитатного плана. Проиллюстрировать ответы картинками (слайд № 3).

Работа в группах (решение проблем):

1 группа:  В чём провинилась Малька? За что её ругала Лидия?

2 группа: Как вы считаете - правильно ли поступила Лидия, раздав щенят?

3 группа: Как вы понимаете слова “материнская верность собаки”? Покажите это на примере Мальки.

Вывод: по тому, как хорошо вы выполнили домашнее задание видно, что рассказ про Мальку вам понравился. На сегодняшнем уроке мы продолжим читать рассказы В.И.Белова.

4. Физкультминутка (слайд № 4)

Работа над новым материалом (слайд № 5)

Слайд № 6.

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями Василия Ивановича Белова – знатока деревенской жизни, доброго человека и талантливого писателя, “Ещё про Мальку”. Прочитав этот рассказ, вы испытаете светлое и радостное чувство от соприкосновения с простой невыдуманной жизнью, которая многих из нас окружает ежедневно.

Человек будет добрее и лучше, если останется неравнодушен ко всему живому – будь то синица, постучавшаяся в наше окно, одинокий кустик у дороги, или собака, стремящиеся покормить своё дитятко, несмотря на разлившуюся реку…

  • Подготовка к чтению рассказа (слайд № 7).
  • Прочитайте слова по слогам орфографически, а затем с ударением.
  • Чтение рассказа цепочкой.
  • Объясните значение слов, опираясь на содержание рассказа (слайд № 8).

Первичное восприятие произведения.

*Как вы думаете, почему В.И.Белов не ограничился одним рассказом о Мальке, а написал продолжение истории?

*Почему автор сделал героиней рассказа не породистую собаку, а дворняжку, да ещё и маленькую?

*Как повела себя Малька в минуту опасности?

*Можем ли сказать, что Малька совершила подвиг?

  • Назовите действующих лиц рассказа (слайд № 9).
  • Характеристика Мальки и людей, которые её окружают (слайд № 10).

Василий Иванович Белов в своих рассказах наделяет животных качествами человека, например у Мальки обострённое чувство материнства.

Слайд № 11.

Подумай. (задания даны на слайде)

Хотите ещё почитать рассказы о Мальке, тогда рекомендую вам вот такие рассказы (слайд № 12).

5. Итог урока.

Слайд № 13. Не только Малька может быть заботливой мамашей, но и другие животные трепетно относятся к своим детёнышам.

*Вы прочитали два рассказа о Мальке. Чему они вас научили?

Всех матерей всегда отличали щедрость души, преданность, самопожертвование, любовь и великое терпение. Они бережно хранят семейный очаг, учат детей добру, взаимопониманию, нравственности.

Поэты всех времён преклонили колени перед святостью материнского долга, перед терпением матери, её преданностью, её нежностью, заботливостью, теплотой сердечной (слайд № 14).

6. Выставление оценок.

7. Домашнее задание: с.70–72 выразительное чтение, вопросы после рассказа.