Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Тип урока: открытие новых знаний.

Цели: формировать умения отличать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких слов самостоятельно; формировать навыки заглавных букв в именах собственных; проверить знание изученных словарных слов; развивать орфографическую зоркость; логическое мышление, внимание, умение анализировать, делать выводы; воспитывать интерес к предмету.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать имена существительные собственные и нарицательные; использовать специальную терминологию при определении части речи; проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические ошибки.

Оборудование: ноутбук, проектор, карточки, таблицы

Ход урока

I. Самоопределение к деятельности (орг.момент)

- Ребята, посмотрите друг на друга, пожелайте удачи, улыбнитесь.

- Возьмите, пожалуйста, сигнальные карточки - смайлики и покажите, какое у вас настроение в начале урока?

II. Чистописание: МмМмМм

МОРОЗ

Я загадала слово, в котором все буквы, обозначающие согласные звуки, твёрдые. Какое это слово?

Дети задают вопросы:

- В этом слове два слога? Да

- Это словарное слово? Да и т.д.

- Выполните звукобуквенный анализ слова

МОРОЗ [ м а р о с ] – 2 слога, 5 букв, 5звуков.

- Подберите однокоренные слова.

Мороз, заморозки , изморозь, морозный (день), морозильная (камера), заморозить, ...

- Выделите корень в этих словах.

- Составьте 1-2 предложения с этими словами. (Устно)

III. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Словарная работа (Слайды № 2 – 13)

Взаимопроверка

Снеги'рь, пету'х, коро'ва, цыплёнок, воробе'й, медве'дь, лиси'ца, соро'ка, воро'на, за'яц, соба'ка. (Слайд 14)

- Разделите слова на 2 группы:

  • звери и птицы;
  • домашние и дикие животные;
  • ударение на 2 слог и остальные; двусложные и трёхсложные;
  • слова с непроверяемыми безударными гласными и слово-исключение цыплёнок.

- Сравните, чем похожи?

  • группа животных
  • одушевлённые имена существительные,

- Какое сейчас время года? Зима

- Кому может помочь человек в это время года? Птицам

- Как? Повесить кормушки и подкармливать птиц кормом.

У Евгения Носова есть такие слова:

Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна,
Горсть одна -
И нестрашна
Будет им зима...

Физкультминутка

Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимали ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенёчки.
Кто из нас вот так шагал –
Не споткнулся, не упал.

- Откройте учебники на стр. 58, прочитайте текст упр.100

- Кого синички называли добрым человеком?

- Запишите последние 2 предложения :

Каждый день ребята приносили птицам корм. Синички были рады своим друзьям.

-Найдите в этих предложениях имена существительные.

- Как можно классифицировать эти слова?

(Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.) Повторение правил.

- Как вы думаете, с какими словами мы будем работать на уроке?

- Всё мы знаем про имена существительные? ( Нет, сегодня у нас “открытие новых знаний”)

IV. Постановка учебной задачи

Построение выхода из затруднения.

Слайды №15 – 29

- Назовите предметы, которые вы видите. Что их объединяет?

шарик шарик

- Как на письме различать эти слова?

V. Вывод, составление правила. Первичное закрепление во внешней речи

Слайд 30 , правила на стр.59 -60

- Какие слова относятся к собственным именам существительным?

- Почему их так называют?

Слово “собственный” происходит от старославянского собьство ,что означает “свое”, “личное” , “себе принадлежащее”.

- Как называются все остальные имена существительные?

- Почему их так называют?

Русское слово “нарицательный” образовалось от старославянского слова нарицати – называть.

Е. Измайлов

Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше букв – подруг.
Смотрят с почтеньем на букву подруги,
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё
, имя улицы, города!
Буква большая – совсем не пустяк:
В букве большой – уважения знак!

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Работа в парах: игра “Лови ошибку”.

Учитель: У вас на столе лежат карточки. В каждой из них по два предложения, в каждом из которых есть два слова сходных по форме, но разных по значению. Запишите предложения в тетрадь, пользуясь всеми правилами орфографии.

Дети получают карточки:

  • ИВАНОВА ПОЛЯ ПРИШЛА С ПОЛЯ.
  • САША АБРИКОСОВ НАБРАЛ ТРИ ЯЩИКА АБРИКОСОВ.
  • НАШ ШАРИК ПОЙМАЛ ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК.
  • ЖЕНЯ МОРОЗОВ НЕ БОЯЛСЯ МОРОЗОВ.
  • ВИТЯ ВАСИЛЬКОВ СОБРАЛ БУКЕТ ВАСИЛЬКОВ.
  • АНДРЕЙ ПАСТУХОВ ВЫСТУПАЛ У ПАСТУХОВ.
  • УЛЕТЕЛ ОРЁЛ ЗА ГОРОД ОРЁЛ.
  • ПЕТЯ РЫБАКОВ БЫЛ В ГОСТЯХ У РЫБАКОВ.
  • ГЕНА РОСТОВ ПОЕХАЛ В ГОРОД РОСТОВ.
  • НАША ПОЛЯ ВЕРНУЛАСЬ С ПОЛЯ.
  • КОЛЯ АРБУЗОВ КУПИЛ ШЕСТЬ АРБУЗОВ.
  • ДОМИК ДЛЯ СКВОЦОВ ДЕЛАЛ АЛЁША СКВОРЦОВ.
  • ИВАН БЛИНОВ СЪЕЛ МНОГО БЛИНОВ.
  • ХОРОШИ ГРУШИ В КОРЗИНЕ У ГРУШИ.

Проверка: слайды №31 – 58

Физкультминутка для глаз

VII. Рефлексия деятельности

- Ребята, с чем мы сегодня познакомились на уроке?

А знаете ли вы, что очень часто отправляя письма близким и друзьям, мы допускаем ошибки при написании адреса на конвертах и поздравительных открытках?

В дверь стучится почтальон Печкин.

Печкин: Ребята! Я знаю, что вы сегодня изучили собственные имена существительные. Я предлагаю вам подписать конверты, чтобы каждый из вас мог поздравить с праздником своих родных и знакомых. (Печкин раздаёт конверты)

На доску прикрепляет большой конверт с адресом:

Куда: г. Курск 305 026

ул. Широкая, д.2

Кому: Харламовой Л.Н.

На конверте напишите адрес вашей учительницы, чтобы она могла проверить, справились ли вы с этим заданием. (Слайд 59)

VIII. Учитель: Ребята, сегодня вы прекрасно работали на уроке.

- Что интересного было для вас на уроке?

- Кто доволен своими успехами?

- Кому было комфортно?

- Покажите свое настроение? (Дети показывают смайлики)

(Слайд 60)