Цели:
- Дать знания о правописании пре- и при-;
- Научить использовать правило в практической деятельности;
- Воспитывать чувство взаимопонимания, взаимопомощи, ответственного отношения к дружбе и товариществу;
- Развивать логическое мышление, память;
- Совершенствовать навыки грамотного письма, активизировать мыслительную деятельность уч-ся.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: урок-исследование.
Ход урока
Вступительное слово учителя.
- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в сказочное путешествие. Перед нами волшебный лес, где совершаются разные чудеса.
- А это что такое? Посмотрите, да здесь три тропинки.
1 слайд.
- Если мы налево пойдем, победу над злыми силами одержим, но друзей потеряем. Если пойдем направо, клад найдем, но домой не вернемся. Если прямо пойдем, знания приобретем, но трудности преодолеть придется.
- Ребята, решите, по какой тропинке идти, свой выбор обоснуйте.
2 слайд.
- Слушаю ваш выбор!
- Но имейте в виду, что идти мы можем только вместе, помогая друг другу.
3 слайд.
- Какие знания вы сегодня приобретете? Внимательно посмотрите на волшебное зеркало, которое поможет вам в путешествии.
4 слайд.
(открыли тетради и записали тему урока)
Появление Бабы-Яги.
- Не случайно появилась бабуля. Знать, приготовила для нас какое-то задание. Давайте посмотрим.
5 слайд.
(Появляются слова с пропущенными буквами:пр..шли, пр..неслись, пр..скакали, пр..мчались)
- Какую гласную нужно написать в приставке?
- Что для этого нужно узнать?
- У меня есть подсказка. Внимание на экран.
Слайд
Изображение: рука присоединяется к руке; молоток падает на наковальню, волшебная палочка касается шляпы.
- Ребята, что происходит на экране?
- Запомните, если слово обозначает приближение или присоединение, то пишется приставка при-
- Записываем в тетрадь слова и выделяем приставки.
- Какую роль играет приставка?
Слайд
Изображение избушки Б.Я
- Продолжаем путешествие.
- Что же мы видим?
- Неужели хочет в гости пригласить?
Б.Яга:
- Приходите в избушку, я вас накормлю.
- Ох, что случилось? Какой противный запах! Кажется, что-то пригорело. Прикрою дверь.
Накормить не смогла, зато новое задание дала.
Слайд
(на экране появляются слова: пр..горело, пр..открыта, пр..крыта)
- Какое действие обозначают слова? ( неполное)
- Следовательно, если слово обозначает неполное действие, то пишется приставка - при –
Слайд
(изображение пришкольного участка, прибрежной полосы, приморской гостиницы)
- Какой-то ребус предлагает Б.Я. Это, наверное, ее мечты: она хочет побывать у нас на пришкольном участке, походить по прибрежной полосе около своей избушке и полюбоваться приморской гостиницей.
- Что обозначают эти слова? (близость к чему-либо). Записываем слова в тетрадь.
- Нужно нам продвигаться поближе к дому.
Слайд
(появляются слова: пр..града, пр..пятствие, пр..одолеть)
- Не хочет нас отпускать бабуля, устраивает все новое препятствия.
- Попробуем их преодолеть.
- Я предлагаю подсказку.
Слайд
Стихотворение “Дождь”
Вывод
Слайд
(изображение Б.Я)
- Что это с нашей бабулей? Сначала она была презлой, а теперь предобрая, прекрасивая, прехорошенькая.
Слайд
(изображение высокого человека.Стих “Дядя Степа”)
- Какую гласную нужно написать в приставке?
(уч-ся выполняют задание: вставляют в слова, указанные на экране буквы)
- Ребята, вы умницы и молодцы. Верно справились со всеми заданиями, но прежде, чем вернуться домой из сказочного путешествия, давайте посмотрим, как вы поняли правописание приставок пре- и при-. Не запутала ли вас Б.Я.?
- Предлагаю вам вот такое задание: начертите таблицу.
Слайд
(изображение таблицы. Распределительный диктант. Цель: формирование умения видеть орфограмму и соотносить написание букв со значением приставки)
Итог
- Ребята, вы вернулись из сказочного путешествия! Расскажите о ваших приключениях.
- Что нового вы узнали?
- Что помогло вам в пути?
- Давайте посмотрим, как вы поняли новый метериал.
Тема урока: от анализа текста – к сочинению-рассуждению.