Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по вопросам психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ (Слайд 1).
Задачи:
- познакомить педагогов с нормативно-правовой документацией психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;
- создать условия, имитирующие реальную ситуацию по подготовке педагогов к психолого-медико-педагогическому консилиуму;
- совершенствовать навыки педагогов в разработке индивидуальной программы по психолого-медико-педагогического сопровождению ребенка с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ;
- рефлексия полученного опыта (Слайд 2).
Участники: воспитатели, музыкальный руководитель, педагог-психолог, учитель-логопед, медицинская сестра и др.
Материалы: мультимедийный проектор, экран, компьютер, бумага, ручки.
Предварительная работа: изучение пакета нормативно-правовых документов, регламентирующих права детей с ограниченными возможностями здоровья (прил. 1).
Ход
Педагогов знакомят с нормативно-правовым документом по организации психолого-медико-педагогического консилиума в ДОУ (Письмо Минобразования России от 27.03.2000 №27/901-6), (Слайд 3).
Объединившись в малые группы или индивидуально, участники выполняют задание:
– Вспомните ребенка с ограниченными возможностями здоровья и постарайтесь написать на него характеристику. Каждый участник игры дает характеристику на ребенка, учитывая специфику своей работы (воспитатель по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед и т.д.)
Участники знакомят слушателей с результатами своих работ.
Далее педагогам предлагается ознакомится с характеристикой на ребенка дошкольного возраста (Прил. 1).
Участникам предлагается вновь написать характеристику на того же самого “проблемного” ребенка, учитывая предложенный образец.
Анализ полученных результатов.
Объединившись в группы или индивидуально, педагоги составляют индивидуальную программу сопровождения на ребенка старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья с учетом специфики своей деятельности. Программа может отражать различные разделы:
“Физическое развитие и здоровье” (образовательные области “Физическая культура”, “Здоровье”, Безопасность”) - работают над разделом медицинская сестра, воспитатель по физической культуре;
“Интеллектуальное развитие” (образовательная область “Познание”); - воспитатели группы коррекции речевых нарушений;
“Формирование продуктивных видов деятельности” (“Художественное творчество”, “Труд”, “Музыка”) - для педагогов по изобразительной и театрализованной деятельности, музыкальных руководителей;
“Социально-эмоциональное развитие” (образовательные области “Социализация”, “Чтение художественной литературы”, “Здоровье”, “Музыка”) - для воспитателей, педагога-психолога и др.;
“Речевое развитие” (образовательная область “Коммуникация”) – для воспитателей группы коррекции речевых нарушений, учителей-логопедов; (Слайд 4)
Работа в подгруппах на листах (Прил.2).
Ознакомление с результатами работы, рекомендации.
6. Участникам предлагается: обозначить свое самочувствие одним словом и записать это слово, затем по очереди всем его произнести; пояснить, чем вызвано названное эмоциональное состоянии.
Обсуждение игры.
Библиография:
1. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста/Л.М. Шипицыной. – СПб.: Речь, 2005;
2. Работа педагогов-психологов в ДОУ: методическое пособие/Н.В. Микляева. – М.: Айрис – пресс, 2005;
3. Семаго Н.Я. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М.: АРКТИ, 2000.