Урок по теме "Мягкий знак после шипящих на конце существительных". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель: познакомить обучающихся с орфограммой “Мягкий знак после шипящих на конце существительных” и вывести алгоритм работы с данной орфограммой.

Задачи:

  • более глубокое освоение детьми способов проверки орфограмм;
  • развитие мышления, памяти обучающихся, побуждение к совершенствованию своей речи;
  • воспитание доброжелательного отношения друг к другу, уважения к мнению других, умения слушать при работе в группах.

Оборудование: учебник “Русский язык” 4 класс (авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина); карточки для работы в группах.

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Организационный момент – С каким настроением вы пришли на урок? Хочется ли вам работать?

– Надеюсь, что ваши знания, рука друга помогут решить многие трудные, но интересные задачи и дойти до истины.

– Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

Проверка готовности к уроку
Актуализация знаний – Какую тему мы изучаем на уроках русского языка? – Имя существительное.
– С какими существительными мы познакомились на прошлом уроке?

– Почему они так называются?

– Несклоняемыми.
– Я предлагаю вам отредактировать небольшие тексты, в которых встречаются несклоняемые имена существительные, работая в группах. – Они не изменяются по падежам и числам. Не имеют окончания.
Карточка 1: прочитать текст на карточке, исправить речевые ошибки.

1. Бабушка варит мне на завтрак кофе. Оно так приятно пахнет! Я с большим удовольствием его пью.

2. В парке я видел пони. Это такие маленькие лошадки. Я даже катался на одной пони.

3. Мне купили новое пальто. К пальту пришиты красивые пуговицы. Все любовались моим пальтом. Мама просила его беречь.

Дети зачитывают отредактированные тексты, доказывают, почему нельзя так говорить.
– Найдите на карточке слова с мягким знаком. Какова роль мягкого знака в словах?

На доске запись: большим, удовольствие, маленькие, пальто, любовались, пью, беречь

Обсуждение в группах, ответы детей.

– Мягкий знак обозначает на письме мягкость согласного, является разделительным знаком, выполняет грамматическую функцию.

– На что указывает мягкий знак в слове беречь? – На неопределенную форму глагола.
Проблемное

объяснение нового знания

– Прочитайте название темы урока. О каких именах существительных сегодня мы будем говорить?

– Назовите шипящие.

– Приведите примеры существительных с шипящими на конце.

– О существительных, которые оканчиваются на шипящие.
– Какой вопрос возникает?

– Когда пишется мягкий знак на конце существительных после шипящих?
– Чем похожи слова в этих столбиках? – Это имена существительные, которые оканчиваются на шипящие.
– Сравните слова первого столбика. Что у них общего? – Это существительные женского рода, на конце их написан ь.
– Проанализируйте слова второго столбика. Что у них общего? – Это существительные мужского рода, на конце их ь не пишется.
– Вы знаете, что ь – буква-актер. Какую роль он играет в словах первого столбика? – Указывает на род имени существительного.
Упр. 173 – выполняется коллективно под руководством учителя. Дети формулируют правило, сравнивают его с правилом в учебнике на с.4

Устные ответы на вопросы учебника на с.5

Карточка № 3: расположите предложения в нужной последовательности:

Это имя существительное?
Этой орфограммы нет в слове.
Это женский род?
Есть ли шипящий на конце слова?
В начальной форме?

На доске появляется совместно выработанный алгоритм:

 
Первичное закрепление – Проверьте по этому алгоритму, пишется ли ь у существительных мяч, мышь.

Упр. 174

У доски работают три ученика, коллективная проверка
Самостоятельная работа с самопроверкой Упр. 175  
Рефлексия учебной деятельности – Определите ключевые слова урока? – Имя существительное, шипящие, мягкий знак, мужской род, женский род
– Когда пишется ь после шипящих на конце существительных?  
– Какие затруднения возникли при изучении темы? Над чем нужно поработать? Контроль и оценка процесса и результата деятельности, планирование дальнейшей деятельности. Выражение своих мыслей.
Домашнее задание Выучить правило написания мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода.

Выполнить упр.5, с.12.