Цель: познакомить обучающихся с орфограммой “Мягкий знак после шипящих на конце существительных” и вывести алгоритм работы с данной орфограммой.
Задачи:
- более глубокое освоение детьми способов проверки орфограмм;
- развитие мышления, памяти обучающихся, побуждение к совершенствованию своей речи;
- воспитание доброжелательного отношения друг к другу, уважения к мнению других, умения слушать при работе в группах.
Оборудование: учебник “Русский язык” 4 класс (авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина); карточки для работы в группах.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный момент | – С каким настроением вы пришли на
урок? Хочется ли вам работать?
– Надеюсь, что ваши знания, рука друга помогут решить многие трудные, но интересные задачи и дойти до истины. – Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. |
Проверка готовности к уроку |
Актуализация знаний | – Какую тему мы изучаем на уроках русского языка? | – Имя существительное. |
– С какими существительными мы
познакомились на прошлом уроке? – Почему они так называются? |
– Несклоняемыми. | |
– Я предлагаю вам отредактировать небольшие тексты, в которых встречаются несклоняемые имена существительные, работая в группах. | – Они не изменяются по падежам и числам. Не имеют окончания. | |
Карточка 1: прочитать текст на
карточке, исправить речевые ошибки. 1. Бабушка варит мне на завтрак кофе. Оно так приятно пахнет! Я с большим удовольствием его пью. 2. В парке я видел пони. Это такие маленькие лошадки. Я даже катался на одной пони. 3. Мне купили новое пальто. К пальту пришиты красивые пуговицы. Все любовались моим пальтом. Мама просила его беречь. |
Дети зачитывают отредактированные тексты, доказывают, почему нельзя так говорить. | |
– Найдите на карточке слова с мягким
знаком. Какова роль мягкого знака в словах? На доске запись: большим, удовольствие, маленькие, пальто, любовались, пью, беречь |
Обсуждение в группах, ответы детей. – Мягкий знак обозначает на письме мягкость согласного, является разделительным знаком, выполняет грамматическую функцию. |
|
– На что указывает мягкий знак в слове беречь? | – На неопределенную форму глагола. | |
Проблемное
объяснение нового знания |
– Прочитайте название темы урока. О
каких именах существительных сегодня мы будем говорить? – Назовите шипящие. – Приведите примеры существительных с шипящими на конце. |
– О существительных, которые оканчиваются на шипящие. |
– Какой вопрос возникает?
|
– Когда пишется мягкий знак на конце существительных после шипящих? | |
– Чем похожи слова в этих столбиках? | – Это имена существительные, которые оканчиваются на шипящие. | |
– Сравните слова первого столбика. Что у них общего? | – Это существительные женского рода, на конце их написан ь. | |
– Проанализируйте слова второго столбика. Что у них общего? | – Это существительные мужского рода, на конце их ь не пишется. | |
– Вы знаете, что ь – буква-актер. Какую роль он играет в словах первого столбика? | – Указывает на род имени существительного. | |
Упр. 173 – выполняется коллективно под руководством учителя. | Дети формулируют правило, сравнивают
его с правилом в учебнике на с.4
Устные ответы на вопросы учебника на с.5 |
|
Карточка № 3: расположите
предложения в нужной последовательности:
Это имя существительное? На доске появляется совместно выработанный алгоритм:
|
||
Первичное закрепление | – Проверьте по этому алгоритму, пишется
ли ь у существительных мяч, мышь. Упр. 174 |
У доски работают три ученика, коллективная проверка |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Упр. 175 | |
Рефлексия учебной деятельности | – Определите ключевые слова урока? | – Имя существительное, шипящие, мягкий знак, мужской род, женский род |
– Когда пишется ь после шипящих на конце существительных? | ||
– Какие затруднения возникли при изучении темы? Над чем нужно поработать? | Контроль и оценка процесса и результата деятельности, планирование дальнейшей деятельности. Выражение своих мыслей. | |
Домашнее задание | Выучить правило написания мягкого знака
после шипящих на конце существительных женского рода. Выполнить упр.5, с.12. |