Влияние малых форм устного народного творчества на развитие активной речи детей-сирот раннего возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Чтобы ребенок развивался нормально, необходимо, чтобы окружающие его условия этому способствовали: необходимы устроенный быт, полноценное питание, общение со сверстниками, принятие окружающими, любовь близких родственников. Понятно, что государственное учреждение может лишь частично выполнить указанные функции, также всем хорошо известно, что развитие детей во многом определяется здоровьем малыша, к сожалению, констатируется тот факт, что в домах ребенка дети, как правило, имеют ряд проблем в развитии почти всех сфер личности. И как показывает практика, дети-сироты раннего возраста, обычно имеют задержку психомоторного и речевого развития. А ведь ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, и особенно речи. Поэтому проблема paзвития и формирования речевого общения в условиях дома ребенка остается одной из актуальных и играет значительную роль в адаптации и социализации детей.

Известный отечественный психолог Л.И.Божович выдвинула гипотезу о том, что именно потребность во впечатлениях играет ведущую роль в развитии ребенка. Как показывают многочисленные психологические исследования, необходимым условием для нормального созревания мозга в раннем возрасте является достаточное количество внешних впечатлений, так как именно в процессе поступления в мозг и переработки разнообразной информации из внешнего мира происходит упражнение органов чувств и соответствующих структур мозга. Исследуя данную проблему, Н.М. Щелованов и его сотрудники установили, что те участки мозга ребенка, которые не упражняются, перестают нормально развиваться и начинают атрофироваться.

Чем же можно снизить влияние депривационных факторов и разнообразить жизнь детей в доме ребенка. Одним из таких средств являются малые формы устного народного творчества.

Фольклор для детей – разновидность фольклористики и раздел художественной литературы для самых маленьких. Особенность его – он соединяет в себе стихи, песенки, игровые приемы, танец.

Особенностями детской психики определяется выбор поэтических образов, весь состав устного народного творчества. Поэтические произведения, многие столетия передававшиеся от одного поколения к другому, постепенно приобретали содержание и форму, наиболее полно соответствующие законам детской эстетики. B фольклоре находится ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов, детских возможностей. Таким образом, малые формы устного народного творчества представляют собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора.

Только глубокое и всестороннее знание психологии детского возраста могло послужить основой для создания богатейшей поэзии пестования, имеющей жанры поэзии, особые для каждого периода жизни ребенка. В произведениях малых форм устного народного творчества, поэзии пестования или как ее еще, называют, материнской поэзии закреплены многообразные приемы воспитания. На протяжении многих веков они не только учат, совершенствуют разум, воспитывают нравственно, но и доставляют, ни с чем несравнимое эстетическое наслаждение детям. Чтобы убедиться в этом, достаточно понаблюдать за поведением ребенка в интимной обстановке пестования.

Установлено, что активное применение фольклора в коррекционной работе способствует гармоничному развитию личности ребенка с отклонениями в речевом развитии. Известно, что народное искусство особенно доступно восприятию ребенка, что обусловлено простотой формы и образов. Такой яркий и выразительный материал, как фольклор, несет в себе важный эмоциональный заряд, необходимый для коррекционной работы с детьми с отклонениями в речевом развитии. Поэтому в коррекционной работе должны активнее использоваться возможности устного народного творчества, стимулирующего формирование аффективного воображения и речи.

Народный фольклор называют также народной дидактикой. Формы народного фольклора настолько разнообразны и выразительны, что позволяет воспитателю быстро найти эмоциональный контакт с ребенком и построить свою работу по преодолению отклонений в развитии речи на ярком и интересном для ребенка материале. Простота и лаконичность народного фольклора помогает простыми коррекционными средствами решать сложные задачи преодоления ЗРР. Малые фольклорные формы созданы на материале, который хорошо известен детям раннего возраста, близок их пониманию, конкретен. Он легко запоминается и способствует развитию воображения, мышления, эмоционально-волевой сферы ребенка и речи.

У детей второго года жизни чаще, чем в другом периоде раннего детства, наблюдается задержка в развитии активной речи. В это время происходит становление самой сложной и важной функции мозга – речи. Различные неблагоприятные факторы влияют на этот наиболее чувствительный, вновь формирующийся показатель психического развития ребенка. Причины задержки в развитии речи детей различны: это и состояние его анамнеза, и частые заболевания малыша, ослабляющие его организм, и недостатки педагогических воздействий, и сложная адаптация к новым условиям жизни. Такие дети нуждаются в своевременной квалифицированной помощи специалистов. Как правило, на занятиях они малоактивны, требуют дополнительных воздействий, не могут сосредоточиться. Воспитателю с такими детьми особенно важно установить тесный контакт, поднять их эмоциональное состояние, важно не отпугнуть их настойчивым “скажи”. На первых порах лучше не требовать от них речевой активности. При задержках речевого развития наиболее эффективными оказываются стимулирующие методы. Качественно они практически не отличаются от тех, которые обычно используются для развития речи детей, но в количественном отношении должны во много раз превосходить их и подаваться в утрированно выразительной, эмоциональной форме. Помочь воспитателю в решении этих вопросов может, опять же, применение различных форм малого устного народного творчества.

Понять художественное значение поэзии пестования по ее печатным образцам, представляющим не более чем приблизительную словесную схему этих произведений, сложно. Поэзия пестования очень многообразна и по поэтике, и по характеру исполнения, и по своему бытовому назначению.

Коротко охарактеризуем каждый из этих жанров поэзии пестования:

1. Колыбельные песни.

Старинное значение этого слова шептать, заговаривать.

Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, “заинька”.

Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. Причем, это не просто кот, а “котенька”, “коток”, “котик”, “котя”. К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным.

Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т.п.), наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи, а также вызывают состояние психологического комфорта. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.

2. Пестушки.

Это пестовать, нянчить, растить, ходить за кем-либо, воспитывать, носить на руках.

Пестушки – старинное народное творчество – оказывают большое положительное воздействие на развитие ребенка. Конечно же, современные системы воспитания пытаются шагать в ногу с прогрессом. Но практикой уже доказано, что малыш в первые свои месяцы и годы больше нуждается не в прогрессе, а в теплоте и ласке. Так вот с помощью пестушек осуществляются те эмоционально-тактильные контакты матери и ребенка, которых так недостает современным детям! А употребление пестушек связано с использованием ласковой интонации произношения, тактильных прикосновений к ребенку. Согласно правилам народной педагогики, чтобы воспитать физически здорового, жизнерадостного и любознательного человека, в ребенке необходимо поддерживать в часы его бодрствования радостные эмоции. На первых порах, пока ребенок не понимает еще смысла слов, это достигается с помощью некоторых физических приемов. Пестушки сопровождают игру с ребенком, когда взрослый выполняет движения за него, играя его ручками и ножками, когда младенцу еще недоступны такие движения, это в чем-то напоминает физзарядку. В более позднем возрасте пестушки помогают установить эмоциональный контакт взрослого с ребенком, помогают настроиться на занятие, показывают ребенку как взрослый к нему относится.

3. Потешки.

Это песенки, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками и ножками.

Потешками принято называть особые забавы взрослых с малыми детьми, в которых используются различные части тела ребенка и взрослого. Потешками называются и песенки – приговорки, организующие эти забавы. Потешки создавались с целью развития двигательной активности малыша, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребенок, тем больше участков мозга включается в работу. Потешки рассчитаны на активность самого ребенка, когда он выполняет самостоятельно игровые движения и соотносит их с содержанием песенки – потешки. Они развивают речевые центры мозга ребенка, мелкую моторику и способствуют эмоциональному развитию малыша, побуждают его к повторению сначала действий, которые сопровождают, а затем и словосочетаний, простых слов. Потешка призвана потешить, развеселить, позабавить ребенка; соответственно меняется ритмика песенки, она не всегда поется, чаще сказывается, слова сопровождаются игровыми действиями, неся ребенку необходимую информацию. Потешки сменяются прибаутками.

4. Прибаутки.

В детском фольклоре под этим термином издавна объединяли небольшие смешные стишки-песенки, которые развлекали и потешали детей. От потешек (забавок) они отличаются тем, что не сопровождаются определенными игровыми действиями.

Русские народные пестушки, потешки, прибаутки, развлекают и развивают ребенка, создают у него бодрое, радостное настроение.

5. Сказки.

Сказка – элемент устного народного творчества, прозаическое, повествовательное произведение. Слово “сказка” засвидетельствовано в письменных источниках с XVII века. От слова “казать”. Имело значение: перечень, список, точное описание.

Простота без пестроты – вот что такое сказка. Выточенная и отшлифованная поколениями, сказка не содержит вредного или даже просто лишнего. Сказка – это вымышленная история, героями являются обычные люди и животные. Сказки бывают вечерние и дневные.

Вечерняя сказка очень сильно отличается от дневной. Здесь не нужно говорить голосами героев, не стоит сильно выделять эмоции. Ровное, спокойное повествование, гласные звуки произносятся протяжно, почти как при пении.

Дневную сказку нужно рассказывать самим, не прибегая к магнитофону или компьютеру. Для ребенка очень важно общение, живой контакт. Он должен чувствовать вашу интонацию и видеть мимику лица. Рассказывать нужно тихо, спокойно, не торопясь, делая паузы, четко проговаривая звуки, дикция должна быть правильная. Жесты, мимика, тембр голоса имеют важное значение. Сказку рассказывают с большим чувством, расстановкой, с упоением. Ведь малыш все чувствует, запоминает и повторяет. Слушая, он создает в своем воображении образ героев. Сказки можно рассказывать по картинкам, иллюстрациям. Днем можно рассказать веселые смешные сказки, чтобы ребенок посмеялся, взбодрился, а перед сном сказка должна быть спокойной, умиротворенной, доброй.

Часто дети слушают одну и ту же сказку по несколько раз. И если малыш просит рассказать сказку уже в пятый или шестой раз, то не отказывайте ему, т.к. при каждом рассказе он улавливает все больше мелких деталей, и только при многократном слушании он добирается до глубинного смысла.

После рассказа сказки желательно ребенку позадавать вопросы (если малыш уже умеет разговаривать). Так вы поймете, как ребенок понял и усвоил сказку, его впечатления, и на что обратить большее внимание при следующем рассказе.

Следует отметить, что левое полушарие мозга созревает у ребенка позже, чем правое. Его работа базируется на деятельности правого полушария, которое является своеобразным собирателем образов и символов. Но добыть их можно лишь в процессе непосредственных контактов с другими людьми, во время игр и, при чтении сказок. Увы, в наш век технического прогресса педагоги не всегда осознают важность знакомства ребенка со страной фантазии. Психолог Т.Везель считает, что: "Не фантазирующий ребенок, не рисующий что-то свое, особое, гораздо более тревожен, чем не знающий основ грамоты".

6. Загадки.

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.

Благодаря наличию известного круга представлений, способности обобщения, дети после 2 лет 6 месяцев могут отгадывать простые загадки, если в тексте содержится точное содержание отгадки. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов. Посредством загадки у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка.

7. Пословицы и поговорки.

Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Пословицы и поговорки в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости.

Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Пословицы и поговорки в обобщенном суждении о типических явлениях прибегают к наиболее устойчивой части лексики общенародного языка, в них нет никаких украшающих средств, мысль передается лишь самыми необходимыми и притом точно отобранными словами.

Пословицы и поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи.

8. Докучные сказки.

Этот термин ввел в научный обиход В.И. Даль. Он же впервые опубликовал эти произведения в 1862 году. Всего пять текстов.

Докучная сказка – сказка, в которой многократно повторяется один и тот же фрагмент текста. Такая сказка похожа на цепь с большим количеством повторяющихся звеньев, количество которых зависит только от воли исполнителя или слушателя. Звенья могут скрепляться при помощи специальной фразы “не начать ли сказочку сначала”, после которой фрагмент повторяется вновь и вновь. В некоторых из докучных сказок рассказчик задает вопрос, на который слушатель обязательно должен дать ответ, который и используется для очередного повтора сказочки. Под термином “докучная сказка” принято объединять шутки-балагурки сказочного характера, которыми сказочники развлекают детей или стараются отбить у них чрезмерный интерес к сказкам. Докучная сказка предлагается вместо сказки.

По давней традиции принято сопровождать все действия по уходу за малышом прибаутками, потешками, поговорками. Ритмически построенная мелодия песенки, ритмически организованные звуки речи создают условия для восприятия даже самым маленьким ребенком настроения взрослого, рождают чувство безопасности и комфорта. Тем более что и сами действия, которые осуществляет взрослый, ухаживая за ребенком, – все эти покачивания, поглаживания, тетешкания – также ритмичны и потому очень нужны малышу. Общение взрослого с ребенком первого года жизни отличается особенной эмоциональностью. Обращаясь к малышу с ласковым разговором, взрослые вызывают у него ответную реакцию: улыбку, оживленные действия и первые голосовые реакции. Это еще не речь, пока что это гуление, лепет. Позднее, во второй половине первого года жизни, общение приобретает характер эмоционально-двигательных игр, сопровождаемых ласковой, напевной ритмичной речью взрослого. Чаще всего это короткие стихотворные строчки, двустишья, повторы, четырехстишья – фольклор для самых маленьких.

Сначала ребенку читают сокращенный текст потешки, например “Ладушки”, “Сорока”, а уже в начале второго года жизни расширяют знакомство с художественным материалом, добавив движения. Игры с движениями ручками, пальчиками, хождением проводятся с новыми текстами.

После чтения небольших произведений фольклорного жанра детям читают произведения, несколько более сложного содержания, не связанные с игрой – движениями самого ребенка. В них, как правило, присутствует персонаж, с которым развертывается действие. В одном оно очень простое, а в другом – это цепь взаимосвязанных действий персонажа, т.е. сюжет.

Первоначально основу составляет восприятие ребенком ритма, рифмы, интонации. Ребенок повторяет за взрослым сочетания звуков и слова через равные отрезки времени, например “бай – бай”, “дай – дай”; в одном ритме со стихотворением помахивает ручкой, покачивает головой или всем телом, хлопает в ладоши, повторяет рифмующиеся слова или их окончания, точно воспроизведя при этом интонацию. На изменение интонации в речи взрослого малыш отвечает мимикой, позой, сосредоточенным слушанием, иногда улыбкой, смехом, радостным восклицанием, звукоподражанием, словом.

В конце второго года малышу рассказывают первые в его жизни сказки: про репку, про курочку рябу. Так, на втором году жизни от короткой пестушки и потешки, где слово в единстве с движением выполняет игровую функцию, взрослый постепенно подводит ребенка к встрече с детской книгой, где слово, воспринимаемое малышом на слух, совместно с иллюстрацией книги создают художественный образ детской литературы, помогает ребенку подойти к диалогической речи.

В чем же уникальность малых форм фольклора:

1. По словам А.П. Усовой “словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности”. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, и наряду с основными методами и приемами речевого развития можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

2. Народные потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать для развития речи детей раннего возраста. С их помощью, возможно, развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, причем исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщают именно к такой форме изложения собственных мыслей.

3. У детей раннего возраста еще не достаточно координировано и четко работают органы речедвигательного аппарата, а малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению. По меткому определению К.Д. Ушинского, малые формы фольклора помогают “выломать язык ребенка на русский лад”.

4. Подойдут стихотворные тексты, взятые из устного народного творчества и для усвоения мелодики и грамматики языка.

5. Большинство произведений устного народного творчества создавалось с целью развития двигательной активности малыша, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребенок, тем больше участков мозга включается в работу.

6. Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность малыша в эмоциональном и тактильном (прикосновения, поглаживания) контакте с взрослыми. Большинство детей по своей природе – кинестетики: они любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки.

7. В раннем возрасте очень важно ускорить “рождение” первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям.

8. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.

Д. Б. Эльконин в одной из своих работ отмечает, что рифма и ритм являются в раннем возрасте основой для запоминания различных слов и словосочетаний, потешек. Он утверждал, что при повторении слов и фраз предметом сознания ребенка являются не смысл и их значение, а звуковой состав и ритмическая структура. Такое повторение удобно осуществлять, применяя малые фольклорные формы.

9. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи.

Так с помощью малых форм фольклора дети учатся выражать ту или иную интонацию: огорчение, нежность и ласку, удивление, предупреждение.

10. В ст. 14 Закона “Об образовании” РФ отмечается, что содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в национальную и мировую культуру.

В реализации данных задач прекрасным подспорьем может стать именно фольклор. Поэтичность русского фольклора сопровождает многие народные традиции, в которых раскрывается высоконравственный, свободный дух России.

Если малые фольклорные формы отобраны с учетом возрастных возможностей детей и организована систематическая работа, они доступны в понимании детям.

Таким образом, произведения народного фольклора бесценны. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Народные песенки, потешки, пестушки, прибаутки – все это представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать во всех видах деятельности.

Приложение 1.

Приложение 2.

Литература:

  1. Аникин В.П. Русская народная сказка. М.: Просвещение, 1977.
  2. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М., 1957.
  3. Барская Н., Крюкова С. Элементы фольклора на занятиях в детском саду. Дошкольное воспитание. – 1994. – № 12.
  4. Барташева Н. О роли сказки в жизни дошкольника. Дошкольное воспитание. – 1994. – № 9.
  5. Божович Л. И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. – М.: Международная педагогическая академия, 1995.
  6. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1996.
  7. Василенко В.А. Детский фольклор / Русское народное поэтическое творчество. М., 1978.
  8. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи. Под ред. С.С. Ляпидевского. – М.: Просвещение, 1999.
  9. Воспитание детей раннего возраста. Под ред. Г.М. Маминой. М.: Просвещение, 1976.
  10. Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях. 4-е изд. Под ред. Щелованова Н.М. – М., 1960.
  11. Закона РФ “Об образовании”.
  12. Даль В.И. Толковый словарь slovardalja.net/.
  13. Энциклопедии и словари. http://enc-dic.com/word/s/Skazka-14596.html
  14. Толковый словарь Ефремовой. http://efremovadictionary. info/Словарь_Ефремовой /99614/
  15. Википедия.
  16. http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0a65635a3bd68b5c53b88521316d37_0.html
  17. https://urok.1sept.ru/articles/597241/
  18. http://ref.rushkolnik.ru/v45694/
  19. http://coolreferat.com/Дидактические игры_в_развитии_речи_детей-сирот_2года_ жизни_ часть =4.