"Взаимосвязь результатов арифметических действий от изменения компонентов". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

  • Формировать умения устанавливать взаимосвязь между компонентами и результатами действий сложения; формировать навыки счёта в пределах 9;
  • Находить взаимосвязь между частью и целым, сравнивать числа;
  • Развивать логическое мышление, речь, память, внимание, творческие способности;
  • Воспитывать у учащихся отношения делового сотрудничества (доброжелательность друг другу, уважать мнение других, уметь слушать товарищей), прививать интерес к предмету.

Планируемые результаты: учащиеся научаться употреблять в речи названия компонентов и результата сложения; устанавливать взаимосвязь между компонентами и результатами сложения; оценивать результаты своей работы; осуществлять взаимоконтроль.

Оборудование: сигнальные карточки, дидактический счётный материал ФГОС (бусы, кораблики), наглядные пособия (магнитная математика, магнитная азбука), плакат “Снежная королева”, звонок-колокольчик.

Ход урока

I. Организационный момент

Урок начинается с приветствия и психологического настроя на работу.

Отгадайте-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке.
Дни его всех дней короче.
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.

– О каком месяце говориться в этой загадке? (О декабре)

– Правильно, ребята. Ну а раз наступил декабрь, значит, наступила зима. К нам на урок в гости пришла сама Снежная королева. Она будет смотреть, как мы будем работать на уроке, и о наших успехах расскажет Деду Морозу.

II. Сообщение темы и цели урока

Сегодня на уроке мы установим взаимосвязь между компонентами и результатами действий сложения.

Ваша задача: быть активными, внимательными, отвечать полными ответами.

На партах у вас листочки с шарами успешности, которые вам принёс снеговик, по распоряжению Снежной королевы (рис.1) Ответили на вопрос учителя, закрасьте шарик. В конце урока посмотрим вашу успешную работу на уроке.

III. Устный счёт

1. Посчитайте:

* от 1 до 20 и обратно.
* от 7 до 14, от 18 до 13.

2. Назовите:

* соседей числа 8, 13;
* число, стоящее между числами 5 и 7;
* число, которое следует за числом 10, 15;
* число, стоящее перед числом 6, 9, 20, 14.

3. Работа с дидактическим материалом ФГОС

А) Для следующего задания нам понадобятся кораблики. Ассистенты учителя каждому в стаканчик положили по 7 фишек.

– Сейчас вы аккуратно высыпите все фишки на парту и посмотрите, как можно получить число 7. ( Каждый ученик называет свой вариант, например: 5 и 2, 3 и 4 и т.д.)

– Молодцы! Вы с этим заданием справились.

Б) Сейчас, все взяли в руки бусы. Задание такое:

– Закрыли все глаза. Вам надо на ощупь отложить вправо 6 бусинок.

– Открыли глаза. Передали свои бусы соседу по парте. Провели взаимопроверку.

– Молодцы! Вы справились с этим заданием.

4. Занимательные задачи:

  • Все мы здесь цыплята – детки. Надо сосчитать наседке: 6– на грядках, 3– во ржи. Сколько их всего, скажи? Как нашли?
  • В кружку сорвала Мария 9 ягодок малины, 5 дала своей подружке. Сколько ягод стало в кружке? Как нашли?
  • В пруду плавали 5 лягушек и 3 жабы. Вскоре на берег выскочили все жабы и столько же Лягушек. Сколько лягушек продолжали плавать в пруду? Как нашли?

III. Пальчиковая гимнастика (под музыку)

IV. Минутка чистописания

Эти цифры по порядку
Запиши себе в тетрадку.
Я про каждую сейчас
Расскажу тебе рассказ.

Дети записывают в тетрадь цифры от 1 до 9, предварительно рассказывая небольшое стихотворение про каждую цифру.

  1. Кто доволен своей работой?
  2. У кого получается красиво и аккуратно писать цифры?
  3. Кому ещё нужно потренироваться?

V. Самоопределение к деятельности

– Посмотрите на доску, что вы видите? (Это цифры)

(На доске лепестки ромашки, на каждом лепестке цифры от 1 до 7)

– Что изменилось? (В середине цветка появилась табличка, на которой написано +2)

– Теперь мы можем составить выражения.

– Давайте, повторим компоненты при сложении (слагаемое, слагаемое, сумма).

Один из учеников читает выражение, другие с помощью математического веера показывают значение выражения. Каждое выражение читается разными способами.

(Ребята примеры записывают в тетрадь)

– Какую закономерность, вы увидели при счёте? (менялся один из компонентов).

– Мы увидели зависимость между компонентами и результатами действий.

VI. Физкультминутка (под музыку)

VII. Работа по теме урока

Работа по учебнику с.25 № 3

Сравни выражения, используя связь между компонентами сложения.

3 + 5 * 3 + 2
4 + 1 * 8 + 1
2 + 7 * 7 + 2
5 + 4 * 5 + 3
6 + 3 * 4 + 3
2 + 6 * 6 + 2

В данных равенствах и неравенствах мы тоже видим зависимость между компонентами и результатами действий

Вывод: При увеличении одного слагаемого на несколько единиц увеличивается и сумма. При уменьшении одного из слагаемых уменьшается и сумма.

VIII. Итог урока

Разгадать кроссворд (работа в группах) (рис.4)

Ц 6 – 4  
М 5 – 1  
Д 2 + 1  

 

О 7 – 2  
Л 6 + 3  
Е 6 – 5  

 

4 5 9 5 3 1 2
М О Л О Д Е Ц

Выполни действия, проверь себя с помощью числового отрезка и расшифруй слово, расположив ответы в указанном порядке.

Примеры записаны на доске. С помощью карточек из магнитной математики и магнитной азбуки решаются предложенные выражения, и выкладывается слово МОЛОДЕЦ.

IX. Рефлексия

Оцените свои достижения на уроке.
Кто доволен своей работой?
Для кого что-то осталось непонятным сегодня на уроке?
Покажите свои листочки с шарами успешности, которые вам принесла Снежная королева. Мы посмотрим как вы оценили свою работу на уроке.
Я думаю, что Снежной королеве наш урок тоже понравился, и она об этом обязательно расскажет Деду Морозу.

X. Подведение итогов работы

  • Вам понравился наш урок?
  • Какие знания и умения вы приобрели?
  • Где вам могут пригодиться эти знания?

Приглашается ассистент учителя к доске.

Учитель произносит слова и передаёт колокольчик – звонок ассистенту.

Прозвени-ка дружок,
Голосистый звонок.
Перемену ждут ребята –
Поиграть, попрыгать надо!

Ассистент звонит в колокольчик.