Цели:
- Формировать умения устанавливать взаимосвязь между компонентами и результатами действий сложения; формировать навыки счёта в пределах 9;
- Находить взаимосвязь между частью и целым, сравнивать числа;
- Развивать логическое мышление, речь, память, внимание, творческие способности;
- Воспитывать у учащихся отношения делового сотрудничества (доброжелательность друг другу, уважать мнение других, уметь слушать товарищей), прививать интерес к предмету.
Планируемые результаты: учащиеся научаться употреблять в речи названия компонентов и результата сложения; устанавливать взаимосвязь между компонентами и результатами сложения; оценивать результаты своей работы; осуществлять взаимоконтроль.
Оборудование: сигнальные карточки, дидактический счётный материал ФГОС (бусы, кораблики), наглядные пособия (магнитная математика, магнитная азбука), плакат “Снежная королева”, звонок-колокольчик.
Ход урока
I. Организационный момент
Урок начинается с приветствия и психологического настроя на работу.
Отгадайте-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке.
Дни его всех дней короче.
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
– О каком месяце говориться в этой загадке? (О декабре)
– Правильно, ребята. Ну а раз наступил декабрь, значит, наступила зима. К нам на урок в гости пришла сама Снежная королева. Она будет смотреть, как мы будем работать на уроке, и о наших успехах расскажет Деду Морозу.
II. Сообщение темы и цели урока
Сегодня на уроке мы установим взаимосвязь между компонентами и результатами действий сложения.
Ваша задача: быть активными, внимательными, отвечать полными ответами.
На партах у вас листочки с шарами успешности, которые вам принёс снеговик, по распоряжению Снежной королевы (рис.1) Ответили на вопрос учителя, закрасьте шарик. В конце урока посмотрим вашу успешную работу на уроке.
III. Устный счёт
1. Посчитайте:
* от 1 до 20 и обратно.
* от 7 до 14, от 18 до 13.
2. Назовите:
* соседей числа 8, 13;
* число, стоящее между числами 5 и 7;
* число, которое следует за числом 10, 15;
* число, стоящее перед числом 6, 9, 20, 14.
3. Работа с дидактическим материалом ФГОС
А) Для следующего задания нам понадобятся кораблики. Ассистенты учителя каждому в стаканчик положили по 7 фишек.
– Сейчас вы аккуратно высыпите все фишки на парту и посмотрите, как можно получить число 7. ( Каждый ученик называет свой вариант, например: 5 и 2, 3 и 4 и т.д.)
– Молодцы! Вы с этим заданием справились.
Б) Сейчас, все взяли в руки бусы. Задание такое:
– Закрыли все глаза. Вам надо на ощупь отложить вправо 6 бусинок.
– Открыли глаза. Передали свои бусы соседу по парте. Провели взаимопроверку.
– Молодцы! Вы справились с этим заданием.
4. Занимательные задачи:
- Все мы здесь цыплята – детки. Надо сосчитать наседке: 6– на грядках, 3– во ржи. Сколько их всего, скажи? Как нашли?
- В кружку сорвала Мария 9 ягодок малины, 5 дала своей подружке. Сколько ягод стало в кружке? Как нашли?
- В пруду плавали 5 лягушек и 3 жабы. Вскоре на берег выскочили все жабы и столько же Лягушек. Сколько лягушек продолжали плавать в пруду? Как нашли?
III. Пальчиковая гимнастика (под музыку)
IV. Минутка чистописания
Эти цифры по порядку
Запиши себе в тетрадку.
Я про каждую сейчас
Расскажу тебе рассказ.
Дети записывают в тетрадь цифры от 1 до 9, предварительно рассказывая небольшое стихотворение про каждую цифру.
- Кто доволен своей работой?
- У кого получается красиво и аккуратно писать цифры?
- Кому ещё нужно потренироваться?
V. Самоопределение к деятельности
– Посмотрите на доску, что вы видите? (Это цифры)
(На доске лепестки ромашки, на каждом лепестке цифры от 1 до 7)
– Что изменилось? (В середине цветка появилась табличка, на которой написано +2)
– Теперь мы можем составить выражения.
– Давайте, повторим компоненты при сложении (слагаемое, слагаемое, сумма).
Один из учеников читает выражение, другие с помощью математического веера показывают значение выражения. Каждое выражение читается разными способами.
(Ребята примеры записывают в тетрадь)
– Какую закономерность, вы увидели при счёте? (менялся один из компонентов).
– Мы увидели зависимость между компонентами и результатами действий.
VI. Физкультминутка (под музыку)
VII. Работа по теме урока
Работа по учебнику с.25 № 3
Сравни выражения, используя связь между компонентами сложения.
3 + 5 * 3 + 2
4 + 1 * 8 + 12 + 7 * 7 + 2
5 + 4 * 5 + 36 + 3 * 4 + 3
2 + 6 * 6 + 2
В данных равенствах и неравенствах мы тоже видим зависимость между компонентами и результатами действий
Вывод: При увеличении одного слагаемого на несколько единиц увеличивается и сумма. При уменьшении одного из слагаемых уменьшается и сумма.
VIII. Итог урока
Разгадать кроссворд (работа в группах) (рис.4)
Ц | 6 – 4 | |
М | 5 – 1 | |
Д | 2 + 1 |
О | 7 – 2 | |
Л | 6 + 3 | |
Е | 6 – 5 |
4 | 5 | 9 | 5 | 3 | 1 | 2 |
М | О | Л | О | Д | Е | Ц |
Выполни действия, проверь себя с помощью числового отрезка и расшифруй слово, расположив ответы в указанном порядке.
Примеры записаны на доске. С помощью карточек из магнитной математики и магнитной азбуки решаются предложенные выражения, и выкладывается слово МОЛОДЕЦ.
IX. Рефлексия
Оцените свои достижения на уроке.
Кто доволен своей работой?
Для кого что-то осталось непонятным сегодня на уроке?
Покажите свои листочки с шарами успешности, которые вам принесла Снежная
королева. Мы посмотрим как вы оценили свою работу на уроке.
Я думаю, что Снежной королеве наш урок тоже понравился, и она об этом
обязательно расскажет Деду Морозу.
X. Подведение итогов работы
- Вам понравился наш урок?
- Какие знания и умения вы приобрели?
- Где вам могут пригодиться эти знания?
Приглашается ассистент учителя к доске.
Учитель произносит слова и передаёт колокольчик – звонок ассистенту.
Прозвени-ка дружок,
Голосистый звонок.
Перемену ждут ребята –
Поиграть, попрыгать надо!
Ассистент звонит в колокольчик.