Цели и задачи:
- продолжить работу по расширению представлений учащихся о природных богатствах родного края;
- формировать экологические знания у учащихся;
- развивать наблюдательность, речь, общий кругозор школьников, умение работать в группе;
- обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;
- воспитывать бережное отношение младших школьников к родному краю, его природе, людям.
Предмет: краеведение, ознакомление с окружающим миром.
Форма проведения: внеклассное мероприятие.
Форма занятия: коллективная, с участием учащихся.
Возраст учащихся: мероприятие предназначено для учащихся начальной школы.
Оборудование и средства обучения:
- проектор, экран, компьютер, магнитофон, СD-диск с записями хантымансийских мелодий;
- национальный костюм хозяйки тайги с элементами народов ханты – манси;
- пазлы;
- глобус
- презентация “Родной край”
Раздаточный материал: приложение 3
- карта ХМАО;
- кроссворд;
- пазлы - птицы;
- картинки с недостающей частью животного;
- рыбы
- жетоны из растений и животных
Подготовительная работа: сбор теоретического материала;
- инсценировка “Хозяйка тайги”;
- подготовка костюмов;
- разучивание стихов, песен с учащимися;
- одготовка презентации
- подбор музыки:
1) “Голоса птиц”; Приложение 2
2) Песня “Югорская долина”. Приложение 1
Проект внеклассного занятия
Учитель: Ребята, у вас на столах лежат карты ХМАО, найдите поселок Октябрьское, обозначьте его флажком.
- А на карте Октябрьский район выглядит так. (Презентация 1) слайд 1
- Какое важное событие состоится у Октябрьского района 4 июля? (75 лет)
- Верно, 4 июля району исполняется 75 лет.
И сегодня мы с вами отправимся в путешествие по удивительному богатому природному краю, где живут коренные жители: ханты-манси, где живём и мы с вами. Это Родной край. А поможет нам отправиться в путешествие “Волшебное окно в природу” (звучит мелодия ханты-мансийской песни).
Презентация 1 (слайд 2)
Танец
Появление хозяйки тайги
Хозяйка тайги: Презентация 1 (слайд 3)
Родной наш край - заветный край России,
Земля легенд и сказок старины.
В твои просторы, зори молодые
Мы с детских лет всем сердцем влюблены.
Как добрый друг, хозяйка той земли,
Я вам в пути поддержку обещаю,
И в край угорский всех вас приглашаю.
Услышишь звук бубна и задумаешься, как обо всём этом вам рассказать? Может сказки помогут? А может песни помогут? Слышите звук бубна? Лейся песня! (звучит ханты-мансийская музыка)
Учитель: И привела нас, ребята, песня на берег великой сибирской реки Обь, на которой расположен Октябрьский район.
Кругом тайга, нет ни души.... Но так ли это? (Выходят дети)
Ученики:
1.
В тайге поскрипывают ели,
Смола стекает, словно мёд.
Вдруг шишка, сорванная ветром,
Как птенчик, на ладонь порхнёт.
2.
Дождь прибежит с далёких сопок,
И зажелтеет зверобой.
А сколько тут звериных тропок-
Побродим по тайге с тобой!
3.
И поглядим, кто в дуплах, норах,
Кто гнёзда на вершинах вьёт,
Кто в синих прячется озёрах
И в речках медленных живёт.
Учитель: Ребята, очень много зверей обитает в наших лесах. Я вам буду загадывать загадки, а отгадать их нам поможет “Волшебное окно в природу”. (Слайд-шоу)
1.
Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами кисти - рожки.
С виду кроток, но не верь:
Страшен в жизни этот зверь. (Рысь) Презентация 1 (слайд 4)
2.
Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой под снежный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь) Презентация 1 (слайд 5)
3.
Над шапками кустарника дерево плывёт.
На чьей же голове оно уютно так растёт?
Откроет нам поляна, лесного великана. (Лось) Презентация 1 (слайд 6)
4.
Что за зверь зимой холодной,
Ходит в чаще злой, голодный? (волк) Презентация 1 (слайд 7)
5.
Чуток, строен и высок, гордо голову несёт,
От рогов густая тень.
Вот красивый зверь...... (олень) Презентация 1 (слайд 8)
6.
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом кедре
Орешки я грызу (белка) Презентация 1 (слайд 9)
7.
Есть в реке работники – не столяры, ни плотники,
А выстроят плотину – хоть пиши картину. (Бобры) Презентация 1 (слайд 10)
8.
Трусоват лесной красавец.
Догадались? Это ............ (заяц) Презентация 1 (слайд 11)
9.
Хитрая плутовка,
Рыжая головка.
Хвост пушистый, красный, ах краса!
А зовут её ... (лиса) Презентация 1 (слайд 12)
10.
Словно ёлка, весь в иголках (Ёж) Презентация 1 (слайд 13)
Учитель: А ещё в наших лесах живут: куница, горностай. Презентация 1 (Слайд14-15)
Дети, помогите угадать Хозяйке тайги, какое животное спряталось в квадратике.
Музыка пения птиц
Хозяйка тайги: Ребята, слышите, какая музыка звучит в лесу? Слушая её, можно подумать, что все звери, птицы и насекомые родились на свет певцами и музыкантами. Может быть, так оно и есть: музыку ведь все любят, и петь всем хочется. Только не у каждого голос есть. Вот послушайте, как поют птицы. приложение 2 (Запись пения птиц)
- Как поют птицы? Какое у вас появилось настроение от услышанного пения птиц?
- И, как же мы должны относиться к птицам?
Чтец:
Я, ребята, птиц люблю,
Никогда их не ловлю –
Ни ловушками, ни в сети.
Не держу их дома в клети.
Никогда гнезда не трону.
Ни сороки, ни вороны,
Ни скворца, ни воробья
Не обидел в жизни я.
Учитель:
- Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? (тетерева, куропатки, рябчики) (слайд 16)
- Сидя по названию, эта птица боится холода, всё время зябнет, но на самом деле всё наоборот! Что это за птица? (зяблик) Презентация 1 (слайд 17)
- Как называется птица, которая прячет кедровые орешки? (кедровка) Презентация 1 (слайд 18)
- Давайте посмотрим, какие ещё птицы обитают в наших краях? (глухарь, поползень, дятел, филин, клёст, журавль, кукушка) Презентация 1 (Слайд 19-21)
А сейчас мы с вами поговорим о рекордсменах Родного края. Презентация 1 (Слайд22)
- Скажите, какая птица выше всех? (журавль) Презентация 1 (слайд 23)
- А вы знаете птицу, которая быстрее всех? (сокол – сапсан) Презентация 1 (слайд 24)
- Есть птица, которая вьёт самое большое гнездо. Назовите её. (Орёл) Презентация 1 (слайд 25)
- У какой птицы самые сильные и длинные крылья? (беркут) Презентация 1 (слайд 26)
Ребята, что это за слово зашифровано на доске:
ЫЛЗАП
Ученики: пазлы
Учитель: Нам необходимо сложить пазлы и узнать, какие же птички в них спрятались!
Вика:
Знаете ли Вы?
- Что кукует у кукушек только самец?
- Что бурый медведь – самый крупный вид хищников в нашей тайге?
- Что стрекоза – полезное насекомое? Она воздушный хищник. Стрекоза на лету схватывает мух, комаров, бабочек.
Ученики зачитывают заметки про животных.
Вика: Медвежий праздник – один из наиболее ярких праздников. Медведь у хантов и манси – не только лесной зверь, но и возвышенное существо. Перед тем, как отправится за медведем, охотники проводили обрядовое очищение, а затем поднимали медведя из берлоги. При помощи чего?........(Шума)......Пошумим?!
Хозяйка тайги:
- Давайте пошумим.
- Разбудим медведя.
- Вначале потопаем, потом похлопаем, потом вместе потопаем и похлопаем.
- Молодцы!
- Пошумели! Разбудили медведя.
- Продолжаем дальше.
Хозяйка тайги:
Мы на севере живём.
Будет день такой, что любо!
Сразу тундра ожила.
И спешат навстречу людям
И заботы и дела.
Пастухи поедут в стадо,
Ладит снасти зверолов,
И рыбацкая бригада
Привезла большой улов.
Учитель: А, какой улов мы с вами поймаем в реках и озерах нашего края, поиграв в игру “Рыбаки и рыбки”.
(называют рыб Октябрьского района)
Песня “Рыбку я поймал опять!”
Раз, два, три, четыре, пять
Рыбку я поймал опять
Шесть, семь, восемь, девять, десять
Отпустил обратно в речку
Это что за ерунда
Пальчик больно – вот беда,
Это рыбка укусила
За мизинчик очень сильно.
Вопрос: какую рыбку поймал Рома?
Учитель: Ребята, а какую рыбку поймала у нас Хозяйка тайги? Что неправильно нарисовал художник?
Чтобы рыбки приняли свою правильную форму, нам нужно разгадать кроссворд. Изменяя одну букву в каждом следующем слове, “преврати” репу в щуку. (Кроссворд) приложение 3
Задание для учеников. Лабиринт.
Хозяйка тайги: Помоги животным найти дорогу обратно домой. А вы хотите взять гостей к себе в помощники? А справятся ли они? (вопросы для гостей)
- Что теряет лось каждую зиму? (рога)
- У кого каждый день растут зубы? (у бобра, зайца)
- Слепыми или зрячими рождаются зайцы? (зрячими)
- Когда ёж не колется? (когда только родился)
- Где ухо у кузнечика? (на ноге)
- Чем стрекочет кузнечик? (ногой о крыло)
Учитель: Посмотрите, какой весёлый гость пожаловал к нам на праздник. Он вам нравится?! А каких животных вы узнаете в нашем госте?
Учитель: Богата природа нашего края! Но если мы не будем её беречь, многие виды животных и растений исчезнут с нашей земли.
Красная книга – это книга об исчезнувших и редких видах растений и животных. Красный цвет её обложки как - бы предупреждает об опасности. Они могут исчезнуть! (филин, сокол-сапсан, беркут) (показ слайд-шоу).
Хозяйка тайги:
Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Глобус.
Посмотрите вокруг,
Это наша Земля
Здесь живём ты и я,
Здесь живут он, она.
Берегите её! Не губите её!
И поймёте тогда, как она дорога!
И когда ты посадишь одно деревцо,
Озарится лучами внезапно лицо.
А когда ты поднимешь соринку с земли,
Улыбнётся Земля, а ты ей подмигни.
Приложение 1 Песня “Югорская долина”
Учитель: Ребята, нашему району исполняется 75 лет. Приготовим праздничные открытки и повесим их на стенд, посвященный Юбилею района, в котором мы живем. Посмотрите, какие красивые у вас получились открытки!
Хозяйка тайги: Вот мы с вами и совершили путешествие по Югорскому краю. Надеюсь, вы полюбите землю, на которой живёте, ещё сильнее. Презентация 1 (слайд 27)
Учитель:
Наша жизнь не отделима от неё. Будем беречь, и охранять природу своего края, соблюдать обычаи и традиции коренных жителей Севера.
Используемая литература.
- Книга для учителя “Мы дети природы” – ГУИПП “ Полиграфист”, Ханты - Мансийск, 2003.,
- Журнал “Начальная школа”. Практика. Пособие для учителя. №10,2007.
Интернет ресурсы.
- Соколов З.П. “Путешествие в Югру”.- М.: Мысль, 1982
- “Сказание о земле Югорской”