Урок адресован в первую очередь учителям ИЗО, как пример коллективной работы на уроках изобразительного искусства.
Урок разработан по программе Б.М. Неменского “Изобразительное искусство и художественный труд”. Пятый класс (или первый год средней школы) посвящён группе декоративных искусств, здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственной образности, игровой атмосферы, органичной как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. Акцент делается на технику росписи керамических ваз (чернофигурную и краснофигурную).
Форма урока: коллективная работа.
Тема урока : “Греческая керамика”
Цели:
а/ сформировать представление об основных видах древнегреческих ваз (чернофигурных и краснофигурных), их форме, декоре;
б/ воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры;
в/ формировать навыки работы в технике чернофигурной и краснофигурной росписи.
Класс: 5.
Тип урока: урок-путешествие.
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Оборудование и материалы (СЛАЙД №3)
- Силуэты форм греческой керамики.
- Иллюстрированный материал с изображением чернофигурных и краснофигурных греческих ваз.
- Музыкальный ряд – “Сиртаки” и литературный ряд: стихи О.Тарутина из книги “Что я видел в Эрмитаже”.
- Расписные сосуды в технике краснофигурной росписи и чернофигурной росписи.
- Пошаговое выполнение росписи сосуда.
Ход урока
1. Организационная часть – 1 - 2 мин.
Проверка готовности класса к уроку и эмоционального настроения учащихся.
2. Подготовка к усвоению нового материала – 3-4 мин.
Звучит музыка “Сиртаки”. Появляются девушки в белых одеждах с расписными вазами в руках .Пританцовывая кружат по классу, демонстрируя сосуды ученикам. Расставляют их на видном месте.
Учитель: Ребята! Посмотрев танец прекрасных девушек, мы даже не заметили как оказались в Древней Греции. Ещё звучит танцевальная музыка .
Обращают наше внимание сосуды, которые оставили танцовщицы. Конечно же – это античные вазы!
Прекрасные эти античные вазы
Понравились нам почему-то не сразу.
“Подумаешь, вазы! ”- подумали мы.
Другим были заняты наши умы.
Сначала на них мы взглянули, скучая,
Потом мы к одной пригляделись случайно,
Потом загляделись...
И, может быть, час
Никак не могли оторваться от ваз.
...То вазы – гиганты,
То карлики вазы,
И каждая ваза - с рисунком рассказом!
3. Объяснение нового материала – 10 – 12 мин
Слова “сосуды”, “посуда” на латинском – “вазы”. В Древней Греции они изготовлялись из обожженной глины. (СЛАЙД № 4 )
Вазопись – роспись керамических (от греческого “керамос” - глина ) сосудов.
Древнегреческие мастера создавали великое множество сосудов самого разного назначения (СЛАЙД №5 )
Амфоры (остродонные сосуды) для хранения оливкового масла и вина.
Кратеры – большие сосуды для смешивания вина с водой (неразбавленного вина греки не пили).
Килики – изящные вазы для пития.
Гидрии – сосуды для наливания воды.
Лекифы – сосуды для хранения оливкового масла и благовоний , которые прикреплялись к поясу.
В росписи ваз различается несколько видов техники с использованием специального состава, так называемого “черного лака”.
Если же фон был черным , а изображения имели цвет обожженной глины (красновато-коричневый) – такую роспись называли краснофигурной.
(СЛАЙД № 6 )
Чернофигурной называли роспись, для которой фоном служил естественный цвет обожженной глины.
(СЛАЙД № 7 )
Сюжетами для росписей служили легенды и мифы . сцены повседневной жизни школьные уроки , соревнования атлетов.
Вазы украшались ленточными орнаментами, меандром.
Расписные вазы были любимыми греками и известны далеко за пределами Греции.
Время, к сожалению, не щадило античные вазы – многие из них разбились. Но благодаря кропотливому труду археологов некоторые из них удалось склеить , и по сей день они радуют своими формами и блеском лака.
(СЛАЙД № 8 )
4. Практическая работа – 20 – 25 мин.
Учитель. Представьте себя мастерами художественной керамики Древней Греции. Живём мы с вами в районе Керамика, так назывался один из районов Афин, где жили и трудились мастера керамики. Наша задача расписать вазу и выставить её “на продажу”.
Сначала выберем форму для будущей вазы.
Затем решим, для чего она могла бы служить, и в соответствии с этим выберем сюжет для её украшения.
Определяем технику росписи вазы (чернофигурная или краснофигурная роспись).
Демонстрирую последовательность работы (СЛАЙД №9)
В ходе выполнения задания оказываю индивидуальную помощь учащимся .Напоминаю об использовании подобранного материала по теме урока.
(СЛАЙДЫ № 10 -11)
5. Заключительная часть урока- 1- 2 мин.
Экспресс-выставка “Витрина керамической мастерской” с защитой работ. Ребята называют вазу, её назначение, объясняют выбранный сюжет и технику росписи.
Вопросы:
1. Назовите известные вам по форме сосуды.
2. Как называется техника росписи с применением “черного лака”?
3. Что служило сюжетами для росписи ваз?
4. Как называется украшение в виде бегущей волны?
5. В чем заключается пошаговое выполнение росписи вазы?
Домашнее задание: составить рассказ о том, какой была бы Ваша следующая ваза.
Список использованной литературы.
1. Куманецкий К. История культуры Древней Греции.М., 1980.
2. Лисовый И.А.; Ревяко К.А. Античный мир в терминах, именах и названиях. Минск, 1996.
3. Искусство №21. М., АО “Красные Холмы” (2001).
4. ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ.