Греческая керамика.5-й класс

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Урок адресован в первую очередь учителям ИЗО, как пример коллективной работы на уроках изобразительного искусства.

Урок разработан по программе Б.М. Неменского “Изобразительное искусство и художественный труд”. Пятый класс (или первый год средней школы) посвящён группе декоративных искусств, здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственной образности, игровой атмосферы, органичной как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. Акцент делается на технику росписи керамических ваз (чернофигурную и краснофигурную).

Форма урока: коллективная работа.

Тема урока : “Греческая керамика”

Цели:

а/ сформировать представление об основных видах древнегреческих ваз (чернофигурных и краснофигурных), их форме, декоре;

б/ воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры;

в/ формировать навыки работы в технике чернофигурной и краснофигурной росписи.

Класс: 5.

Тип урока: урок-путешествие.

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Оборудование и материалы (СЛАЙД №3)

  • Силуэты форм греческой керамики.
  • Иллюстрированный материал с изображением чернофигурных и краснофигурных греческих ваз.
  • Музыкальный ряд – “Сиртаки” и литературный ряд: стихи О.Тарутина из книги “Что я видел в Эрмитаже”.
  • Расписные сосуды в технике краснофигурной росписи и чернофигурной росписи.
  • Пошаговое выполнение росписи сосуда.

Ход урока

1. Организационная часть – 1 - 2 мин.

Проверка готовности класса к уроку и эмоционального настроения учащихся.

2. Подготовка к усвоению нового материала – 3-4 мин.

Звучит музыка “Сиртаки”. Появляются девушки в белых одеждах с расписными вазами в руках .Пританцовывая кружат по классу, демонстрируя сосуды ученикам. Расставляют их на видном месте.

Учитель: Ребята! Посмотрев танец прекрасных девушек, мы даже не заметили как оказались в Древней Греции. Ещё звучит танцевальная музыка .

Обращают наше внимание сосуды, которые оставили танцовщицы. Конечно же – это античные вазы!

Прекрасные эти античные вазы
Понравились нам почему-то не сразу.
“Подумаешь, вазы! ”- подумали мы.
Другим были заняты наши умы.
Сначала на них мы взглянули, скучая,
Потом мы к одной пригляделись случайно,
Потом загляделись...
И, может быть, час
Никак не могли оторваться от ваз.
...То вазы – гиганты,
То карлики вазы,
И каждая ваза - с рисунком рассказом!

3. Объяснение нового материала – 10 – 12 мин

Слова “сосуды”, “посуда” на латинском – “вазы”. В Древней Греции они изготовлялись из обожженной глины. (СЛАЙД № 4 )

Вазопись – роспись керамических (от греческого “керамос” - глина ) сосудов.

Древнегреческие мастера создавали великое множество сосудов самого разного назначения (СЛАЙД №5 )

Амфоры (остродонные сосуды) для хранения оливкового масла и вина.

Кратеры – большие сосуды для смешивания вина с водой (неразбавленного вина греки не пили).

Килики – изящные вазы для пития.

Гидрии – сосуды для наливания воды.

Лекифы – сосуды для хранения оливкового масла и благовоний , которые прикреплялись к поясу.

В росписи ваз различается несколько видов техники с использованием специального состава, так называемого “черного лака”.

Если же фон был черным , а изображения имели цвет обожженной глины (красновато-коричневый) – такую роспись называли краснофигурной.

(СЛАЙД № 6 )

Чернофигурной называли роспись, для которой фоном служил естественный цвет обожженной глины.

(СЛАЙД № 7 )

Сюжетами для росписей служили легенды и мифы . сцены повседневной жизни школьные уроки , соревнования атлетов.

Вазы украшались ленточными орнаментами, меандром.

Расписные вазы были любимыми греками и известны далеко за пределами Греции.

Время, к сожалению, не щадило античные вазы – многие из них разбились. Но благодаря кропотливому труду археологов некоторые из них удалось склеить , и по сей день они радуют своими формами и блеском лака.

(СЛАЙД № 8 )

4. Практическая работа – 20 – 25 мин.

Учитель. Представьте себя мастерами художественной керамики Древней Греции. Живём мы с вами в районе Керамика, так назывался один из районов Афин, где жили и трудились мастера керамики. Наша задача расписать вазу и выставить её “на продажу”.

Сначала выберем форму для будущей вазы.

Затем решим, для чего она могла бы служить, и в соответствии с этим выберем сюжет для её украшения.

Определяем технику росписи вазы (чернофигурная или краснофигурная роспись).

Демонстрирую последовательность работы (СЛАЙД №9)

В ходе выполнения задания оказываю индивидуальную помощь учащимся .Напоминаю об использовании подобранного материала по теме урока.

(СЛАЙДЫ № 10 -11)

5. Заключительная часть урока- 1- 2 мин.

Экспресс-выставка “Витрина керамической мастерской” с защитой работ. Ребята называют вазу, её назначение, объясняют выбранный сюжет и технику росписи.

Вопросы:

1. Назовите известные вам по форме сосуды.

2. Как называется техника росписи с применением “черного лака”?

3. Что служило сюжетами для росписи ваз?

4. Как называется украшение в виде бегущей волны?

5. В чем заключается пошаговое выполнение росписи вазы?

Домашнее задание: составить рассказ о том, какой была бы Ваша следующая ваза.

Список использованной литературы.

1. Куманецкий К. История культуры Древней Греции.М., 1980.

2. Лисовый И.А.; Ревяко К.А. Античный мир в терминах, именах и названиях. Минск, 1996.

3. Искусство №21. М., АО “Красные Холмы” (2001).

4. ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ.