Когда на Руси появилось государство?

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (23 МБ)

Загрузить презентацию (4 МБ)

Загрузить презентацию (5 МБ)

Загрузить презентацию (7 МБ)

Загрузить презентацию (12 МБ)

Загрузить презентацию (13 МБ)


Цель урока:

  • рассмотреть процесс становления Древнерусского государства,
  • сформировать у учащихся представление о предпосылках и этапах создания и образования Древнерусского государства, познакомить с причинами и значением принятия христианства на Руси.

Оборудование: пособие “История России в портретах и иллюстрациях с IX века до 30-ых гг. XII века” представлено на каждую парту, учебник А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов “Окружающий мир” 3 класс. (“Моё Отечество”) интерактивная доска, презентация.

Ход урока

I. Организационный момент: Настрой учащихся на работу.

Прозвенел звонок, и мы начинаем урок. Давайте постараемся сделать так, чтобы нам было комфортно от нашего общения, приятно за наши знания, удивительно за наши старания.

2 слайд – План урока

1. Актуализация знаний.

Слайд № 3 – “Славяне пришли и сели по Днепру”

Вопросы к классу

Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

Что нового мы узнали из этой темы?

Теперь мы знаем, что нашими предками были восточные славяне.

Рассматриваем карту расселения славянских племен.

Учащиеся отвечают на следующие вопросы (умение извлекать информацию из исторической карты):

- Покажите на карте места расселение древлян, полян, дреговичей, кривичей и радимичей, и объяснить, почему так назывались эти племена.

В летописи записано: “Славяне пришли и сели по Днепру”.

Как вы понимаете это высказывание летописца? (Ответ детей основывается на знаниях о природных зонах, географическое положение и значение реки из курса “Окружающего мира” за 2 класс)

Слайд №4 И пишет далее летописец: “Был тут путь из варяг в греки”.

Как вы думаете, существовал ли торговый путь по Днепру до прихода славян?

(За долго до прихода славян по Днепру уже проходило торговое сообщение между варягами и греками)

Как вы считаете, славяне включились в эту торговлю или остались равнодушными?

Путь “из варяг в греки” - торговый путь из Балтийского моря в Чёрное море.

Давайте рассмотрим “путь из варяг в греки”.

Совместно с детьми находим торговый “путь из варяг в греки” . (показываем путь по карте на интерактивной доске )

Находим Варяжское море (Балтийское) и начинаем путешествие на ладье варягов.

Слайд №5 – Путешествуем по карте

Прослеживаем: По каким рекам, озерам и морям проходит водный торговый путь.

Начинается самый сложный участков пути. Далее дорога была трудной, так как приходилось плыть на веслах все время вверх по течению.

Почему приходилось плыть вверх по течению? (Работа по карте)

Ответ учащихся: река Волхов впадает в Ладожское озеро, река Ловать впадает в озеро Ильмень

Какой город – племенной центр ильменских славян возник на берегах Волхова? (Новгород)

Учитель: Как попасть заморским гостям из одной реки в другую?

Учащиеся находят подсказку – “волок”.

Волок – участок между двумя судоходными реками, через который в старину перетаскивали судно для продолжения пути.

Слайд №6 – Почему город Смоленск так назвали?

Ладьи после переволакивания надо было ремонтировать?

(Там, где древние купцы смолила свои суда, перед тем как плыть к Киеву, находится Смоленск, главный город славянского племени кривичей)

Какой самый южный город восточнославянского мира расположен на Днепре?

По карте учащиеся находят Киев.

Учитель: Киев был ключевым сборным пунктом русской торговли; к нему стягивались торговые ладьи отовсюду с Волхова, с Западной Двины, Верхнего Днепра и его притоков.

Слайд № 7 – Как вы думаете, почему варяги-купцы считали трудным путь после Киева вниз по течению Днепра?

Наводящий вопрос-подсказка: Что препятствовало передвижению ладьи на севере в бассейне рек: Ловать и Западная Двина. (Работа по карте) (Волок)

Пояснение учителя:.

После Киева Днепр течет по степи и в нижнем течении Днепра были пороги.

Днепровские пороги – каменистое возвышение речного дна, ускоряющее течение и затрудняющее судоходство.

Это место, где степняки-кочевники часто нападали на купеческие караваны судов.

Кто сможет сказать, какое значение имел торговый путь для Руси?

Русские купцы часто бывали в Константинополе и видели устройство государства в Византийской империи.

Вывод. Проходивший по Днепру торговый “путь из варяг в греки” стал источником богатства и процветания русских городов, находившихся на перекрестках оживленных дороги прошлого. Возникает необходимость охраны от врагов.

Постановки проблемы урока.

Предпосылки для создания государства у восточных славян.

Что такое государство? (Опора учащихся на знания темы № 3 “С чего начинается Родина”)

Слайды № 8–9 – Почему на славянской территории не возникло подобное государство в VII–VIII вв.? (Подводим учащихся к мысли, что создания государства необходимы определенные условия)

Работа по группам (заполнение таблицы) (Приложение 1)

Проверка заполнение таблицы по группам

Слайд № 10 – Общественное расслоение восточных славян.

Начинаем рассматривать условия образования государства на земле Древней Руси.

Мы знаем из учебника, что славянское племя состоит из родов или по-другому родовых общин.

Выделяется князь и бояре.

В начале IX в. в южных степях появились грозные кочевники печенеги.

Для защиты от набегов кочевников-степняков, что должно было делать славянское племя? (Появление военной дружины)

Кто стал во главе этой военной дружины?

В IX в. в жизни славян все больше стала играть торговля.

Как назвали людей, главным занятием которых стала торговля? (Купцы)

Чем могли торговать русские купцы?

Кто производил русские товары – ткани, посуду, оружие, ювелирные украшения? (Ремесленники)

Учитель: В городах власть перешла к князьям, которые устанавливали и поддерживали порядок. Постепенно города подчинили себе окрестные территории, на которых обитали различные восточнославянские племена. Так возникли княжения, которые признавали власть единого князя.

Слайд №11 – Физ. минутка

Слайд №12 – Общая военная угроза исходила

Общая военная угроза, которая исходила от степняков- кочевников на юге и викингов на северо-западе, от угров на юго-западе, и междоусобицы среди племен заставляло князей объединяться, создавать государство.

Поиск решения проблемы – открытие нового знания.

Слайды № 13 – Основатель княжеской династии

Слайд № 14 – Княжение Аскольда и Дира в Киеве

Слайды № 15 -16 – Образование двух государственных центров

Чтобы доказать, что в IX в. сформировались два государственных центра: в Киеве и Новгороде мы по группам будем заполнять схему. Одна группа представляет Новгород, а другая – Киев.

Каждая группа заполняет свою графу на карточке. Учащимся предлагается открыть пособие и найти ответ по карте

Групповая работа по карточкам. (Приложение 2)

К какому выводу мы пришли? (Высказывание учащихся)

Вывод: Что на земле восточных славян в IX веке сформировались два государственных центра. В IX веке мире восточных славян сложились предпосылки для перехода на новую ступень цивилизации и создания государства.

Слайд № 17 – Образование Древнерусского государства - Киевская Русь

В 879 г. Рюрик умер. Его сын Игорь был еще слишком мал, поэтому власть в Новгороде принял родственник Рюрика – Олег.

Олег решил завладеть “путем из варяг в греки” и объединить все восточнославянские племена.

В 882 г. Олег взял малолетнего Игоря и во главе дружины двинулся в поход на юг по Днепру.

Хитростью, захватив Киев и убив Аскольда и Дира, Олег объединил Новгород и Киев. Так в 882 году были объединены в составе единого государства северные и южные земли Руси, простиравшиеся от Ладоги до низовьев Днепра.

Запись в тетради.

В 882 г произошло образование единого древнерусского государства – Киевская Русь. Столицей стал город Киев. Правителем Древнерусского государства стал Великий киевский князь Олег.

Слайд № 18 - Почему возникает государство на Руси?

1. Развиваются орудий труда

2. Развивается торговля. (Торговый путь “из варяг в греки”)

3. Развитие орудий труда приводит к появлению социального, или общественного, неравенства.

4. Развитие определенного уровня жизни людей.

5. Государство почти всегда возникает там, где необходима защита границ от каких-то внешних угроз

Слайд № 19 – Почему Олег объявил столицей государства – Киев?

Слайд № 20–21 – Первичное закрепление

Теперь ученикам раздаются карточки с таблицей, которую они заполняют. После это идет обсуждение между группами. (Приложение 3)

Слайд № 22 – “И властвовал Олег над полянами, и древлянами, и северянами, и радимичами”.

Слайд № 23Как первые князья управляли Русью?

Князь, управляя Киевской Русью, опирался на какую военную силу? (Дружина)

Кто ему помогал управлять Древней

Слайд № 24 – Признаки государства IX–X вв.

Групповая работа по таблице. (Приложение 4)

Слайд № 25 – Что такое государство?

Государство имеет свою территорию, которой управляет глава государства, у которого есть войско и казна, а чтобы эта казна не была пуста, все платят налоги.

Слайд № 26 – “Пути большого полюдье”

Что такое полюдье?

Полюдье – ежегодный сбор дани киевскими князьями с подвластных земель.

Какое время года сбора дани? (Зима)

Что такое дань?

Дань – натуральный или денежный побор с покоренных племен и народов.

Какие продукты и изделия и товары отдавала князю русские люди?

(Лен, меха, мед, воск, рыба….)

Слайд № 27 – Поход Великого князя Олега с дружиной на Царьград и заключение договора о беспошлинной торговле с Византией.

Управляя Киевской Русью, Олег опирался, на какую воинскую силу? (Дружину)

За счет чего жила дружина князя? (военной добычи, торговли и полюдья)

В чем причина похода Олега с дружиной на Царьград?

Дружина – вооруженный отряд князя.

Царьград - так на Руси называли столицу государства Византии КонстантинопольРусью.

Слайд № 28 – Физ. минутка

Дружно встали.
Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И направо и ещё
Через левое плечо.

Слайд № 29 – Судьба князя Игоря.

Сколько совершил походов Игорь на Византию?

Назовите даты походов. (1 поход в 941 г. – закончился неудачей, 2 поход в 944 г. – заключением взаимовыгодного договора.)

Почему князь Игорь вернулся в город Искоростень?

В летописи записано: “Если повадился волк к овцам, то выносит все стадо”. Кому принадлежит это высказывание?

Что произошло между жителями г. Искоростень и дружиной князя Игоря?

Слайд № 30 – Мудрая правительница Ольга

Месть Ольги древлянам.

“Хочу мстить за обиду мужа своего”.

В летописи говорится: “Пошла Ольга с сыном своим и дружиной по древлянской земле, устанавливая распорядок дани и налогов”. Отныне все племена, подчинявшиеся Киеву, стали платить строго определенное количество дани.

Погост – место сбора налогов при первых русских князьях.

Подати – платежи продуктами, деньгами.

Урок – для каждой общины был установлен определенный размер дани.

В 957 г. Ольга отправилась в Константинополь. Константинопольский патриарх сам совершал над Ольгой обряд крещения. Ее крестным стал Константин Багрянородный

Слайд № 31 – Князь Святослав – настоящий древнерусский витязь

Кто был первым знаменитым правителем-завоевателем на Руси? (Домашнее задание – расскажи о военных походах князя Святослава, и как они повлияли на развитие Древнерусского государства)

К началу княжения Святослава Киевская Русь представляла собой вполне оформившееся государство – с разработанной системой сбора дани.

Какой русский князь, начиная войну, посылал врагам предупреждение: “Иду на Вы”?

Что обозначало выражение “Иду на Вы”?

С какими кочевниками в 964-967 гг. вел войну Святослав?

Где погиб Святослав?

Слайд № 32Борьба за престол

Князь Святослав разделил землю между своими сыновьями.

В 972 г. Святослав умер, и скоро братья перессорились между собой, и пошли друг на друга войной.

Началась первая усобица на Руси. В борьбы Олег и Ярополк погибли.

В 980 г. Владимир становится единовластным правителем Руси.

Слайд № 33 – Укрепление обороны Руси

Русь испытывала все более сильный натиск кочевников – печенегов.

Печенеги периодически грабили русские города и села, уводили жителей в плен, а после продавали их на невольничьих рынках.

Слайд № 34 – Укрепление Обороны Руси

Когда пришли впервые грозные кочевники-печенеги на Русскую землю? (В 968 году осада печенегами Киева)

Как князь Владимир укрепил границу государства, чтобы предотвратить набеги печенегов? (Построил крепости и заставы)

Как шло сообщение между заставами? (сигнальные костры на башнях)

В какой сказке Пушкина это описано? (“Сказка о золотом петушке”)

Слайд № 35 – Укрепление Древнерусского государства при правлении князя Владимира

Почему с именем князя Владимира связано большинство русских былин?

В былинах Владимир предстает как борец против кочевых племен, покровитель богатырей, щедрый правитель. Это связано с теми огромными организационными мероприятиями по защите границ, которые предпринял Владимир, что и отложилось в народной памяти.

Каких русских богатырей вы знаете из русских былин?

Где вы считаете, на данном рисунке изображены Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович?

Слайд № 36 – Религиозные реформы

Укрепление языческой веры (986 г.)

Какой религии поклонялись славяне?

Каких языческих богов вы знаете?

По приказу Владимира у княжеского дворца были поставлены языческие идолы. Но укрепить язычество пантеоном главных богов не удалось.

Заставить по-новому верить в старых богов было трудно, а в прежнем виде язычество не устраивало власть. Почему?

Пантеон языческих богов (980) не приводил к единству культа, разъединял части страны.

Слайд № 37 – Религиозные реформы

Православное христианство. Католическое христианство. Ислам. Иудаизм.

Слайд № 38-39 – Почему князь Владимир отказался от язычества и выбрал именно православное христианство?

Слайд № 40 – Почему князь Владимир отказался от язычества и выбрал именно православное христианство? (Высказывание детей)

Единой стране требовалось и единая религия. До 10 века восточные славяне покланялись языческим богам. В Европе в это время повсеместно утвердилось христианство. На Руси тоже появились христиане, и даже великая Ольга, бабка Владимира приняла новую веру и крестилась. Учитывая все это, Владимир Святославич по совету многих своих приближенных тоже решил стать христианином и крестить своих подданных.

Слайд № 41 – Укрепление Древнерусского государства при правлении князя Владимира

В каком веке языческая Древняя Русь стала православной страной - христианской?

Как проходило крещение Руси? (Рассматриваем иллюстрацию)

Найдите князя и княгиню во время крещения киевлян?

Какие священники осуществляли крещение русских людей? (Греческие)

Запись в тетради.

988 г. принятие христианства на Руси.

Слайд № 42 – Значение принятия христианства на Руси

1. Укрепило государство и власть князя;

2. Повысило международный авторитет Руси

3. Способствовало приобщению Руси к византийской культуре

На Руси началось каменное строительство

Десятинная церковь является первой каменной церковью Киевской Руси, которая была возведена византийскими и русскими мастерами в честь Рождества Богородицы в 988-996 годах. Князь Владимир выделил на содержание и строительство храма десятую часть своих доходов – десятину (отсюда и произошло название Десятинной церкви). Владимир перенес прах своей бабушки княгини Ольги в Десятинную церковь.

Слайд №43 – Итог урока

Теперь вы знаете, что в конце X века во время княжения Владимира на Руси было принято христианство. Это новая религия пришла на смену язычества. После её принятия много хорошего вошло в жизнь людей, стремившихся соблюдать заповеди православной веры. Итоги правления Владимира: при князе Владимире сложилось Древнерусское государство с единой территорией, системой власти, единой верой и православной культурой.

Слайд № 44 – Домашнее задание

Слайд № 45 – 47 список использованной литературы

Слайд № 48 – справка

Презентация № 1 Когда на Руси появилось государство?

Презентация № 2 Главные события в жизни первых князей

Презентация № 3 Первые князья

Презентация № 4 Правители Руси кроссворд

Презентация № 5 Древняя Русь кроссворд

Презентация № 6 Термины