Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования “Сочинский колледж поликультурного образования” ориентировано на подготовку специалистов, осуществляющих свою профессиональную деятельность в поликультурном регионе, каковым является Большой Сочи и Краснодарский край в целом. В этой связи особую значимость приобретает задача формирования у будущих специалистов значимых социокультурных компетенций – политической толерантности, критического мышления, умения формировать и отстаивать собственную точку зрения. Формированию вышеуказанных компетенций служит принцип полиперспективного подхода к преподаванию истории. Возможность его реализации показана на примере изучения темы “Гражданская война на Кубани и Черноморье” по программе дисциплины “История и культура сочинского региона”, которая преподается студентам педагогических специальностей.
В ходе двух предусмотренных программой учебных занятий изучается следующий материал:
Учебные занятия | Содержание изучаемого материала |
1. | Создание Советов в Сочинском округе. Деятельность
Ревкома. Провозглашение Советской власти. Начало социалистических преобразований. Захват побережья войсками меньшевистской Грузии. “Ледяной поход” Добровольческой армии. Выход из окружения Таманской армии. Германская оккупация российской территории. Судьба Черноморского военного флота. “Новороссийская трагедия”. Черноморское побережье как объект геополитических притязаний Германии и стран Антанты. Меньшевистско-деникинский территориальный конфликт. |
2. | Захват Сочинского округа деникинцами. Партизанское
движение. Наступление Красной армии на Кубани и Черноморском побережье. Освобождение Сочи 34-й дивизией Красной армии под ком. П.В. Егорова. Восстановление советской власти. Бои Красной армии с десантом Врангеля на Кубани. Разгром “Армии возрождения России”. Антименьшевистское восстание в Грузии. Вступление Красной армии в Абхазию. |
Данные занятия являются ключевыми с точки зрения перехода от истории региона до 1918 г. к истории социалистического периода. События, происходившие здесь в 1918–1920 гг., открывают значительные возможности для постановки самых разнообразных образовательных, педагогических и мировоззренческих целей. С учетом специфики такого образовательного учреждения, как Сочинский колледж поликультурного образования, представляется целесообразным, не отходя от исторической канвы событий, сосредоточить основное внимание на следующих ключевых позициях:
- преемственность геополитических интересов на Кавказе великих держав, стремящихся воспользоваться падением Российской империи;
- особенности сочетания классово-политических и этнонациональных интересов представленных здесь участников гражданской войны;
- многомерность и нелинейность причинно-следственных связей, характерных для событий такого рода;
- полиперспективный подход при анализе и оценке результатов событий 1918–1920 гг.
Восприятие материала студентами по данной теме подготовлено преподавателем при изучении ряда предшествующих вопросов, особенно тех, которые связаны с формированием геополитических интересов великих держав на Кавказе: “Кавказская война”, “Крымская война” и др. Этот факт существенно облегчает объяснение причин высокой степени вовлеченности стран Антанты и Четверного союза в дела России, и в ситуацию на Кавказе в частности.
С другой стороны, избранный для данного курса общекавказский подход позволяет органично показать мотивы активизации Грузии в отношении территориального роста вдоль побережья.
Наконец, уже сформированное представление студентов об этническом ландшафте данного региона дает необходимые основания для понимания ими особенностей отношения местного населения к приходу регулярных армий (грузинской, деникинской, Красной).
Ключевые позиции преподавания темы.
Сам факт вовлечения Сочинского региона в гражданскую войну не требует специального объяснения. Причины гражданской войны хорошо известны студентам из курса истории; поэтому целесообразно, дав краткую характеристику событиям конца октября 1917 – января 1918 гг. в Сочинском округе (создание Советов, деятельность Ревкома, провозглашение советской власти), начать с “экспозиции” политических сил, которыми предстояло стать главными авторами в течение периода гражданской войны. Преподаватель называет и дает краткие классово-политические, а в ряде случаев – персональные характеристики действовавшим здесь политическим силам и их вождям (советской власти и большевистского подполья, белой армии, силам местной самообороны, грузинских оккупационных войск, английских и германских военных представителей). Важнейшие из этих характеристик основываются на прямых извлечениях из воспоминаний участников событий, а также из справочной литературы, свободной от идеологической тенденциозности (Приложение 1).
Чрезвычайно важное значение на этой фазе изучения материала принадлежит исторической карте-схеме, на которой показаны направления движения войск, районы действия партизанских отрядов и т.д.
Основным системообразующим принципом преподавания данной темы является полиперспективность. Для формирования такого взгляда на сложный исторический процесс едва ли можно найти более подходящий сюжет. События гражданской войны дают великолепный пример крайней разнонаправленности интересов, их временного сложения и перехода в состояние новых противоречий, принципиальной непредсказуемости конкретного хода событий, и в то же время предзаданности конечного результата, который был определен не здесь и не этими участниками, а соотношением всей совокупности сил и обстоятельств, определивших ход гражданской войны. Кроме того, тема предоставляет уникальную возможность обсудить со студентами роль субъективного фактора в истории (имеется в виду несостоявшийся союз лидеров белого движения, который мог коренным образом изменить исход гражданской войны).
Полиперспективный взгляд позволяет студентам понять мотивы и интересы всех основных участников событий и помогает сформировать собственное представление об этом сложном периоде отечественной истории. В то же время привязка учебной информации к краеведческим реалиям позволит максимально “приблизить” их месту действия.
Однако, при всей важности анализа макроисторических факторов специальный акцент делается на самочувствии простого человека, сочинского обывателя, сельского жителя, который невольно оказался в водовороте событий. С этой точки зрения чрезвычайно интересной предстает история организации и действий сил местной самообороны, для участников которой и белые, и красные, и грузинские силы, как и стоящие за их спинами союзники, предстают в качестве внешних, чуждых и крайне опасных захватчиков. Особенно драматичным это состояние обывателя становится в те моменты, когда он совершенно утрачивает логику происходящего. При этом особое значение придается фактору интернациональности при формировании местных партизанских отрядов: это позволяет подчеркнуть, что общие интересы (какова бы ни была их политическая природа), сближают людей не по национальным, а по реальным жизненным основаниям.
Особое внимание уделяется преодолению стереотипа оценки гражданской войны только с точки зрения победителей. Показывается столь же искреннее патриотическое начало белого движения, не упуская при этом из виду, как подвигов, так и жестоких жертв с обеих сторон. Общий вывод, к которому подводятся студенты – оценка гражданской войны как страшной национальной трагедии, последствия которой народу не удалось преодолеть в сознании до настоящего времени.