Цель: познакомить учащихся с таким языковым явлением, как диалог; научить грамотно оформлять разговор нескольких лиц в письменной речи.
Задачи:
- образовательные: ввести понятия “диалог”, “реплика”; показать различия между диалогом и прямой речью; познакомить со знаками препинания при диалоге;
- воспитательные: воспитывать любовь к родному языку средствами детской художественной литературы;
- развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся; способствовать развитию навыков грамотного письма; развивать способность к самоанализу.
Оборудование:
- для учителя: проектор, экран, презентация;
- для учащихся: раздаточный материал, учебник, рабочие тетради, справочники.
Педагогические технологии: групповая технология, информационно-коммуникационные технологии, технология проблемного обучения.
Подготовка к уроку: Учащиеся заранее знакомятся с рассказом В.Ю. Драгунского “Он живой и светится…”
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
– Вы прочитали рассказ В. Драгунского “Он живой и светится…”. Поделитесь
своими впечатлениями.
– Главные герои рассказа – Дениска и Мишка – мальчишки чуть младше вас, очень
веселые и общительные. Посмотрите, один из разговоров друзей я записала на
доске. (Приложение.
Слайд 1)
И в это время во двор вышел Мишка. Он сказал. Здорово! И я сказал. Здорово! Мишка сел со мной и взял в руки самосвал. Ого! Сказал Мишка. Где достал? Дашь мне его домой? Нет, домой не дам. Подарок.
– Удобно ли читать такой разговор? Почему?
III.
– Как быть?
– Попробуем оформить разговор ребят, пользуясь правилами расстановки знаков
препинания при прямой речи. Как записывается прямая речь?
(Учащиеся в группах расставляют знаки препинания в текстах, напечатанных на карточках.)
– Прочитайте, что у нас получилось. (Слайд 2)
И в это время во двор вышел Мишка. Он сказал: “Здорово!” И я сказал: “Здорово!” Мишка сел со мной и взял в руки самосвал. “Ого! – сказал Мишка. – Где достал? Дашь мне его домой?” “Нет, домой не дам. Подарок…”
– Легко ли воспринимать беседу? Почему?
– Что делать?
– На помощь нам материал, который я для вас приготовила. Ваша задача – прочитать
статьи на листах, обсудить прочитанное в группах и ответить на следующие
вопросы:
– Как называется разговор двух или нескольких лиц?
– Что такое реплика?
– Как правильно записывается диалог? (Слайд 3)
Выступление представителей групп.
– Итак, давайте оформим диалог ребят, начиная каждую новую фразу с новой строки и ставя перед ней тире. (Учащиеся комментируют свои действия). (Слайд 4)
И в это время во двор вышел Мишка. Он сказал:
– Здорово!
И я сказал:
– Здорово!
Мишка сел со мной и взял в руки самосвал.
– Ого! – сказал Мишка. – Где достал? Дашь мне его домой?
– Нет, домой не дам. Подарок.
– Прочитайте про себя. А теперь слова Дениски вслух прочтет … , а слова Мишки
… .
– Удобно ли читать? Понятно ли, кому принадлежат те или иные слова?
– Итак, к какому выводу мы пришли?
Самый удобный способ оформления беседы – это диалог. Именно о диалоге мы сегодня и поговорим.
IV. Открытие детьми новых знаний. Работа в справочниках.
– Откройте справочники. Запишем новую тему.
Диалог – (от греч. dialogos – два слова) разговор двух или нескольких лиц.
Реплика – речь каждого лица.
– Р.
– Р, – а.
А:
– Р.
V. Физкультминутка.
– Как живешь?
– Вот так! (Вверх большой палец.)
– Как идешь?
– Вот так! (Маршируют.)
– Как бежишь?
– Вот так! (Бег на месте.)
– Ночью спишь?
– Вот так! (Ладошки под щеку.)
– Как даешь?
– Вот так! (Руки вперед.)
– Как берешь?
– Вот так! (Руки к себе.)
– Как плывешь?
– Вот так! (“Плывут”.)
– Как шалишь?
– Вот так! (Пальцами сдувают щеки.)
– Как грозишь?
– Вот так! (Грозят пальцем.)
VI. Первичное закрепление.
– Надеюсь, что грозить друг другу нам с вами не придется. А что мы с вами
сейчас произнесли?
– Что такое диалог?
Задание 1.
– Попробуем составить диалоги, пользуясь готовыми репликами героев рассказа. Каждой группе я предлагаю разные наборы реплик. Ваша задача – прочитать их, расположить в удачной, с вашей точки зрения, последовательности и подготовить выразительное чтение диалогов.
Группа 1.
И он протянул мне коробочку от спичек. Я взял ее в руки.
– Ты открой ее, – сказал Мишка, – тогда увидишь!
– Что это, Мишка, – сказал я шепотом, – что это такое?
– Это светлячок, – сказал Мишка. – Что, хорош? Он живой, не думай.
Группа 2.
А когда стали пить чай с бубликами и брынзой, мам спросила:
– Ну, как твой самосвал?
А я сказал:
– Я, мама, променял его.
Мама сказала:
– Интересно! А на что?
– На светлячка! – ответил я.
Группа 3.
Тут Мишка говорит:
– Не дашь самосвал?
Я говорю:
– Отвяжись, Мишка.
Тогда Мишка говорит:
– Я тебе за него могу дать одну Гватемалу и два Барбадоса.
Я говорю:
– Сравнил Барбадос с самосвалом.
Группа 4.
А Мишка:
– Ну, хочешь, я дам тебе плавательный круг?
Я говорю:
– Он у тебя лопнутый.
А Мишка:
– Ты его заклеишь!
Я даже рассердился:
– А плавать где? В ванной? По вторникам?
Группа 5.
Потом мама зажгла свет.
– Да, – сказала она, – это волшебство! Но все-таки как ты решился отдать такую
ценную вещь, как самосвал, за этого червячка?
– Я так долго ждал тебя, – сказал я, – и мне было так скучно, а этот светлячок,
он оказался лучше любого самосвала на свете.
Мама пристально посмотрела на меня и спросила:
– А чем же, чем же именно он лучше?
Я сказал:
– Да как же ты не понимаешь?! Ведь он живой! И светится!..
Выступление представителей групп.
– Так о чем же нужно помнить, составляя диалог?
Реплики должны быть связаны между собой по смыслу, последовательность их должна быть продумана.
– Как записывается диалог?
Задание 2.
– Ребята, посмотрите, как мой сын, ученик третьего класса, большой любитель рассказов Драгунского, записал разговор Дениски и Мишки. Прочитайте. (Слайд 5)
– Что это, Мишка? – сказал я шепотом.
– Это светлячок, – сказал Мишка, – Что, хорош? Он живой, не думай.
– Мишка, – сказал я, – бери мой самосвал, хочешь?
– Конечно! – сказал Мишка.– Ура!
– Что вы заметили? Удалось ли Андрею передать чувства говорящих? Почему?
(Слайд 6)
– Попробуйте исправить эту запись. Для этого вам понадобятся слова (слайд
7): спр…сил, …тветил, прог…в…рил, поинт…р…совался, уд…вился, п…думал,
прош…птал, закр…чал, о…радовался.
– Прочитайте их. Вставьте пропущенные буквы и запишите слова в тетрадь.
– Проверьте, верно ли вы выполнили задание.
– А теперь выберите из предложенных глаголов наиболее подходящие для разговора
Мишки и Дениски, запишите их в специально пропущенные строки.
– Прочитайте получившиеся диалоги.
– Итак, о чем нужно помнить, составляя диалог?
Слова автора помогают нам понять чувства говорящего, а значит, нужно быть очень внимательным к слову.
Задание 3.
– Интересно, а какой бы разговор получился у Дениски, если бы Мишка остался
дома, а во двор вышла Аленка?
– Составьте в группе один небольшой диалог (4–5 реплик). Обсудите и запишите его
в тетрадь.
– Какие правила записи диалога нужно помнить?
Выступление представителей групп.
– Что такое диалог?
– Что мы называем репликой?
– Как записываются реплики нового лица?
VII> Самоконтроль. Рефлексия.
– А теперь посмотрите на карточки, лежащие перед вами. Подчеркните те суждения, с которыми вы согласны.
1. Сегодня на уроке я
а) узнал много нового;
б) повторил уже известное мне;
в) ничего не узнал.
2. Сегодня на уроке
а) мне все было понятно;
б) у меня возникли некоторые вопросы, ответов на которые я не получил;
в) я ничего не понял.
3. Сегодня на уроке я
а) очень хорошо работал;
б) старался, но не все получалось;
в) мне было очень трудно.
4. Знания, полученные сегодня,
а) мне очень нужны;
б) может быть, когда-нибудь и пригодятся;
в) вряд ли мне понадобятся.
VIII. Домашнее задание. (Слайд 8)
– Выучите записи в справочнике. Придумайте и запишите диалог Дениски с его необычным другом – светлячком. Помните правила оформления диалога.