Проект для старших дошкольников "Хочу читать!"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель проекта: Вызвать интерес к чтению и желание научиться читать, уточнить и расширить знания детей о буквах.

Краткое содержание проекта.

  • Сбор информации об истории развития письменности.
  • Ознакомление с литературными произведениями по теме проекта.
  • Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц о буквах, о чтении.
  • Изготовление детьми дидактических игр и участие в них.
  • Привлечение родителей к созданию пособий по теме проекта, подбору стихов, загадок .

Возрастная группа: подготовительная группа.

Форма проведения: групповая.

Ожидаемые результаты.

  • Повышение у детей интереса к чтению, ознакомление с буквами, запоминание их.
  • Изготовление альбома из истории развития письменности, игр для изучения букв и использование их детьми в свободной деятельности
  • Овладение детьми слоговым чтением и в дальнейшем чтением слов, предложений.

Задачи проекта.

  • Уточнить графический образ букв, закреплять умение соотносить понятия “звук, буква” (коммуникация).
  • Способствовать овладению чтением слогов, слов (коммуникация).
  • Совершенствовать фонематическое восприятие, зрительную и слуховую память (коммуникация).
  • Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки (коммуникация).
  • Повышать уровень мотивации и готовность к школьному обучению (коммуникация) .
  • Упражнять в работе с ножницами при вырезывании букв из картона (художественное творчество).
  • Совершенствовать умения работы с карандашами при письме букв (художественное творчество).
  • Развивать пространственное восприятие при рассматривании расположения элементов букв (познание).
  • Познакомить детей с стихами, рассказами о буквах (художественная литература).

Модель трех вопросов.

Что мы знаем о чтении?

Все люди умеют читать. Они читают книги, газеты, журналы (Влад, Данил). Чтобы уметь читать, надо знать буквы (Вася). Дети учатся читать по букварю (Ксюша). Если умеешь читать, можно выбрать любую книгу и прочитать ее самому, или младшим детям (Алина). В нашей группе умеют читать двое детей. Четверо читают по слогам, трое знают много букв, остальные знают несколько букв (выяснилось в ходе н.о.д. и в беседе с детьми).

Что хотим узнать?

В беседе выяснилось: все дети хотят научиться читать, узнать, как появились буквы (Данил), как писали раньше (Руслана), где можно взять интересную книгу (Алина), читающие дети желают помочь всем остальным запомнить буквы (Влад, Руслана, Ксюша).

Что нужно сделать, для того, чтобы…

Чтобы узнать, как появились буквы, как люди писали раньше, надо вместе с взрослыми пойти в библиотеку, или поискать информацию через интернет (Руслана, Влад).

Чтобы научиться читать надо: очень хотеть этому научиться (Данил), стараться (Влад), знать буквы и уметь их соединять (Ксюша), в этом могут помочь воспитатели (Руслана), родители (Люда) и друзья (Вася, Егор).

Чтобы запомнить буквы, надо их рассматривать (Руслана, Алина, Ксюша), складывать буквы из палочек (Егор, Люда), находить в кассах букв (Дима), в книгах (Люда). Еще можно сделать разные игры (Данил, Вася).

Гипотеза:

Мы научимся читать, если: познакомимся с буквами, будем знать их, сможем подружить их, т.е. научимся читать по слогам.

Этапы работы над проектом

1. Поисковый

Поиск и анализ проблемы:

Важно, чтобы дети сами подошли к постановке проблемы. Как мы вышли на проблему? В ходе непосредственной образовательной деятельности по теме “Птицы” Влад не смог вспомнить названия птиц и сказал: “Подождите, я сейчас прочитаю и назову птиц” (т.к. под картинками были напечатаны названия птиц). Егор удивился и спросил: “Как ты научился читать?” В ходе беседы выяснилось, что Влад научился этому дома и в детском саду. Я решила поддержать этот разговор и стала задавать вопросы детям:

  • – Кто еще умеет читать?
  • – Кто и какие знает буквы?
  • – Кто хочет научиться читать?
  • – Для чего нужно уметь читать?
  • – Этому можно научиться быстро?
  • – Что же мы должны будем делать, чтобы научиться читать?

Дети предложили некоторые варианты решения: запоминать буквы, читать по Букварю, играть в игры: “Запомни букву”, “Отгадай букву на ощупь”, “Допиши букву”, “Построй букву из элементов”.

Выбор формы продукта:

  • Какие игры можно сделать, для того, чтобы запомнить буквы?
  • С кем и где мы будем с ними играть?
  • Все, что мы узнаем о буквах, куда можем поместить?

Определение темы проекта и названия продукта:

  • В ходе беседы определились с названием “Хочу читать”, с перечнем игр для запоминания букв.

Постановка цели проекта:

  • Цель: научиться читать.
  • Задачи: побуждать детей ставить и решать проблему; развивать основы ключевых компетентностей – умение добывать и пользоваться знаниями через практическую деятельность; формировать коммуникативные компетентности, элементарные навыки общения, разговора.
  • Развивать познавательные способности, творческое мышление.
  • Активизировать желание искать пути решения проблемной ситуации; формировать предпосылки исследовательской и поисковой деятельности.
  • Развивать умение представлять продукт деятельности, умение вносить свой вклад в общее дело.

Деятельность педагога на первом этапе: он формулирует проблему, цель, определяет продукт проекта, вводит детей в игровую ситуацию, формулирует задачу.

Деятельность детей: они входят в проблему, вживаются в игровую ситуацию, принимают задачу.

2. Аналитический.

Анализ и подбор ресурсов:

  • Обсудили с детьми, наличие игр в группе, как будем оформлять новые игры, что для этого нужно и где возьмем материал? Что нужно, чтобы материал получился красочным? (дома нарисовать, записать, найти в интернете что– то интересно, сделать поделки и рисунки, фотографии)

Сбор и изучение информации:

  • Вечером в присутствии детей предложила родителям участие в проекте, родители согласились и выбрали различные задания (найти историю создания букв, игры с буквами, советы – подсказки о том, как надо научиться читать).

Деятельность детей на данном этапе:

  • Дети наблюдают за поиском информации и вместе с родителями обсуждают полученные знания.

Деятельность педагога:

  • Педагог помогает спланировать деятельность и организует деятельность с родителями.

3. Практический.

  • В ходе коммуникативной деятельности дети продолжают знакомство с буквами, рассматривают буквы, элементы, из которых они состоят, сравнивают с другими предметами, буквами, делают попытки слогового чтения. Читающие дети помогают всем остальным, читают адаптированные рассказы для малышей.
  • В процессе деятельности по художественному творчеству, познанию дети изготовили игры для ознакомления с буквами: “Отгадай букву”, “Построй букву из элементов”, разобрали набор пластмассовых букв и разложили их по алфавиту для составления и чтения слогов, слов.
  • В экспериментальной деятельности дети пробовали выкладывать буквы из шерстяных ниток на бархатной бумаге, писали на песке, на манке, составляли буквы из элементов.
  • В процессе совместной деятельности с родителями Люда, Вася, Егор сделали дома игру “Отгадай букву на ощупь”. Руслана, Данил, Алиса нарисовали рисунки – загадки с буквами.

Деятельность педагога:

  • Педагог оказывает практическую помощь (по необходимости направляет и контролирует осуществление проекта)

Деятельность детей:

  • Формирование знаний о буквах, умений слогового чтения, совершенствование умений и навыков чтения у читающих детей.

4. Презентационный.

  • На этом этапе деятельность педагога: подготовка к презентации.
  • Деятельность детей: готовят продукт деятельности к презентации.

5. Контрольный.

  • Дети принимали активное участие: демонстрировали знание ими букв, пытались прочитать слоги, слова.

Дальнейшее использование продукта проектной деятельности.

Подготовленные игры активно используются в группе, дети продолжают изучать буквы и овладевать чтением под руководством педагогов.

Схема реализации проекта.

этап Формы работы
(с наименованием)
задачи Срок реализации Время в режиме
1 этап Поисковый этап.

Беседа с детьми с целью определения темы, целей, продукта проекта. Определение степени участия детей, родителей, педагогов.

Уточнить тему проекта, продукт. Определить степень участия каждого. 1.09.–7.09. Утренняя беседа
2

2.

Аналитический этап.
Уточнение информации об имеющихся играх, обсуждение списка игр, которые можно изготовить самостоятельно.
Наметить список игр для изготовления. 1.09.–7.09. В своб. от нод. время
3. Привлечение родителей к сбору информации о буквах. Изготовление альбома об истории возникновения букв. Изготовить альбом об истории возникновения письменности. 1.09.–7.09. Вечер.
4. Подготовка материала для изготовления игр. Подготовить материал для изготовления игр. 1.09.–7.09. Вечер.
5.

 

 

Практический этап.
Разработка перспективного планирования занятий по обучению грамоте для детей подготовительной группы и их проведение.
Разработать перспективный план н.о.д. по обучению грамоте и реализовывать его. 1.09.–7.09. Свободное от нод. время.
6. Родительское собрание: “Подготовка детей к школе”, выступление логопеда на тему: “ Как научить ребенка читать” и ознакомление с памятками. Познакомить родителей с правилами обучения детей чтению. 1.10.–7.10. Вечер.
7. Чтение детям.

В.Берестов “ Читалочка”,
Е.Благинина “Букварик”,
З. Александрова “Осенью Мишутка пошел учиться”,Л.Каминский “Троечка за тигра”, С.Могилевская “Приключения буквы У”,В.Волина “Коллекция Кирилла Кукушкина”.

Познакомить детей с стихами, рассказами по данной теме, воспитывать любовь к чтению. Сентябрь – ноябрь. Нод, своб.вр.
8. Изготовление игр и участие в них:

“Составь букву из элементов”,
“Подбери букву”, “Отгадай букву на ощупь”,
“Сравни буквы”, “Составь слова из букв”, “Помоги Буратино научиться читать”, “Похожие буквы”, “Бабочки”,
“Буквенное лото”, “Буква растет”,
“ Буква– путешественница”, “Найди и зачеркни”, “Похожие буквы” и участие в данных играх.

Уточнять, расширять, закреплять знание детьми букв, формировать, развивать умения и навыки чтения слогов, слов. 2, 3, 4 нед. сентября. Свободное время.
9. Составление описательных рассказов о буквах. Упражнять в составлении рассказов о буквах, обобщать представления о зрительном образе буквы. 1 неделя октября. Нод,
вечернее время.
10. Аппликация “Буквенное поле” (объемная аппликация из крупы). Закреплять знание букв. 2 неделя октября. Нод.
11. Работа с изографами. Уточнять зрительный образ буквы. По мере изучения букв. Нод.
12. Изготовление букв из разного материала. Развивать умения изготовления букв из разного материала. Октябрь. Свобод-
ное время
13. Выполнение заданий в тетрадях: “Шагаем по клеточкам”. Развивать ориентировку на листе бумаги. В теч. мес. Нод.
14. Изготовление касс букв, составление и чтение слогов, слов. Способствовать овладению чтением слогов, слов. В теч. мес. своб. от зан. вр.
15. Рисование “На что похожа буква?”. Обобщение зрительного образа букв. 1, 2 нед. окт. Нод.
16. Составление и чтение слогов, слов с помощью кубиков с наклеенными на них буквами. Использовать игровые приемы для овладения чтением. Октябрь – ноябрь Нод, своб. вр., кружок
17. Подбор табличек с названиями предметов к самим предметам. Упражнять в чтении слов. Октябрь, ноябрь Нод, своб. вр.
18. Чтение слогов, слов по таблицам для чтения. Упражнять в чтении по таблицам. Окт., ноябрь Нод, своб.вр.
19. Выкладывание букв из шерстяных ниток на бархатной бумаге. Развивать навыки конструирования букв. Ноябрь. Своб.вр.
20. Письмо букв, слогов, слов “волшебными палочками” на песке, на манке. Использовать элементы песочной терапии при знакомстве с буквами. Октябрь. Прогулка.
21. Читающие дети читают адаптированные тексты для малышей. Автоматизировать умения чтения. Ноябрь. Своб. от зан. вр.
22. Развлечение “Занимательные буквы”. Обобщить знания детей о буквах, применять полученные знания в различных играх, развивать познавательную активность. 2 неделя ноября. 2 половина дня.
23. Презентационный этап.
Презентация проекта.
Обобщить результаты коллективной творческой деятельности детей. 3 нед.
ноября
1 половина дня.

Список используемой литературы.

  1. Методическая разработка: “Как надо научить ребенка читать?”. Морева Наталья Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории МА ДОУ ЦРР детский сад № 24 г. Ишима Тюменской обл.
  2. Г.А.Глинка “Буду говорить, читать, писать правильно”.
  3. В.Берестов “ Читалочка” (Хрестоматия для детей ст. дошк. возраста. стр. 375).
  4. Е.Благинина “Букварик” (Хрестоматия для детей ст. дошк. возраста.стр. 359).
  5. З. Александрова “Осенью Мишутка пошел учиться”” (Хрестоматия для детей ст. дошк. возраста. стр.3 60).
  6. Л.Каминский “Троечка за тигра”” (В.Волина “Праздник букваря” стр. 268).
  7. С.Могилевская “Приключения буквы У” (В.Волина “Праздник букваря” стр. 285).
  8. В.Волина “Коллекция Кирилла Кукушкина” (В.Волина “Праздник букваря” стр. 141).
  9. В.Волина “Праздник букваря”.