Занятие проводится с Е.О., ученицей 7-го класса.
Интеллект сохранен,
средняя потеря слуха: правое ухо – 100 дБ,
левое ухо – 95 дБ.
Занятие проводится с использованием индивидуального слухового аппарата “Отикон”.
Формирование произносительной стороны речи.
Тема: звук “Ц”.
Цель: автоматизация звука “Ц” в различных позициях на материале слов,
словосочетаний, фраз;
закрепить правило произнесения –тся т – ться как –цца в глаголах.
Тема: словесное и логическое ударение.
Цель: тренировать в умении воспринимать на слух словесное и логическое ударение, правильно воспроизводить его в речи.
Развитие речевого слуха.
Тема: “Здоровье”, “Столица нашей Родины”.
Цель: тренировать в умении воспринимать слухозрительно и на слух речевой материал по теме; расширить и активизировать словарь по темам “Здоровье”, “Столица нашей Родины”.
Оборудование: таблицы со словами, словосочетаниями и текстами, рассыпной текст, картинки, ноутбук, географическая карта, учебник “Произношение” для 7 класса.
Ход занятия
1. Психологическая настройка учащегося.
Я рада тебя видеть.
У нас сегодня гости, не волнуйся.
2. Организационный момент.
Учитель предлагает прослушать фразы на слух (каждая фраза произносится два раза), если ученик не воспринял фразу на слух, то учитель произносит фразу слухозрительно.
– [Добрый день, Оля.] – [Аппарат работает хорошо?] – [Какое сегодня число?] – [А какой день недели?] – [Как твое здоровье?] – [Будем заниматься. Хорошо говори звуки.] |
– Добрый день, Людмила Алексеевна. – Да, аппарат работает хорошо. – Десятое декабря. – Понедельник. – Спасибо, я здоров. – Я буду стараться. |
3. Целепологание.
– [Будем слушать, читать текст, отвечать на вопросы, работать с картой]. |
– Будем слушать, читать текст, отвечать на вопросы, работать с картой. |
Формирование произносительной стороны речи.
4. Актуализация знаний.
– Тема занятия: звук Ц
– Открой книгу на странице семьдесят один и прочитай правило. (На столе учебник “Произношение” для 7 класса). – Как произносится -тся и -ться в глаголах? |
– Тема занятия: звук Ц – Ученик открывает книгу и читает правило. -тся и -ться в глаголах произносится как -цца |
5. Создание проблемной ситуации.
– Оля, обозначь ударение в словах. (На экране ноутбука таблица со словами:
– Прочитай слова правильно, хорошо говори звук Ц |
(Ученик обозначает ударение.)
(Ученик читает слова.) |
Учитель контролирует произношение звука Ц, наличие словесного ударения и слитность.
– А теперь послушай и повтори слова.
Учитель предлагает слова на слух вразбивку.
(Ученик слушает и повторяет слова.)
– Оля, составь словосочетания. (На экране ноутбука таблица: (Вода, легко, полотенце.) – Послушай и повтори. |
Ученик составляет словосочетания:
|
Учитель предлагает ученику словосочетания на слух и вразбивку.
(Ученик слушает и повторяет словосочетания.)
– Оля, ответь на вопросы. Какой вид спорта тебе нравится? – Посмотри на картинку. Что делает мальчик? – Послушай и повтори. [Одеваться нужно легко.] [Полезно заниматься спортом.] |
– Мне нравится … – Мальчик обливается водой. – Одеваться нужно легко. |
Учитель следит за слитностью во фразах и за наличием логического ударения, контролирует произношение ученика. В случае необходимости дает образец своей речи.
6. Физкультминутка.
Закрой глаза и считай до пяти.
Поморгай. Молодец.
Посмотри на право,
посмотри налево.
Развитие речевого слуха.
7. Актуализация знаний.
– Как называется наша Родина? – Возьми карту, покажи границы России. – Как называется столица нашей Родины? – Покажи на карте Москву. |
– Наша Родина называется Россия. (Ученик показывает границы России) – Вот границы России. – Столица нашей Родины называется Москва. (Ученик показывает на карте Москву.) – Вот Москва. |
8. Создание проблемной ситуации.
– Оля, внимательно послушай рассказ и подбери нужную карточку.
(На столе 3 таблицы с разными карточками.)
(Ученик слушает и выбирает нужную карточку с текстом.)
Учитель читает текст:
Москва – столица нашей Родины. Москва – сердце нашей страны!
Почему мы так говорим? В Москве находится наше правительство и президент. В Москве принимаются законы, по которым живет страна. Москва – научный, промышленный, культурный центр страны. Москва начинала строиться в 1147 году. Нашему городу 865 лет. Вот какой он древний! В Москве много старинных зданий и красивых соборов. Здесь строится много новых районов, где живут, учатся и работают миллионы москвичей.
– Вы прочитали этот рассказ.
– А сейчас будем читать рассказ по предложениям.
Учитель читает рассказ по предложениям, выкладывая перед учеником фразы рассыпного текста. Во время чтения учитель контролирует произношение ученика. В случае необходимости дает образец своей речи.
Ответы на вопросы и выполнение заданий.
– Оля, прочитай четвертое предложение. – А кто президент в нашей стране? – Послушай и повтори[ Нашему городу 865 лет.] – Оля, посмотри и выбери открытки о Москве. – Что изображено на этой открытке? Отвечай кратко. – А что изображено здесь? – Что это за памятник и где он находится? – Оля, тебе знаком этот памятник? Где ты его видела? – Оля, нравится ли тебе столица? – Да, мне нравится столица. |
– В Москве находится правительство и президент. – Путин. – Нашему городу 865 лет. (Ученик выбирает открытки о Москве.)
|
Ученик отвечает на вопросы. Учитель работает над произношением, над мелодико-интонационной стороной речи. Если ученик затрудняется с ответом, учитель предлагает ему в помощь прочитать ответ на экране ноутбука. Ученик читает и повторяет.
9. Итог занятия. Рефлексия.
– Что ты делала на занятии?
– Оля, ты сегодня занималась хорошо, звук Ц говорила правильно. |
– Я слушала и говорила, отвечала на вопросы. – До свидания, Людмила Алексеевна. |