Цель урока:
1) формировать навык написания частицы НЕ и приставки НЕ;
2) повторить написание НЕ с разными частями речи;
3) обогащать словарный запас учащихся, работать над ЛЗ слов.
Оборудование: доска, учебник, таблица «Правописание НЕ с разными частями речи», раздаточный материал.
Ход урока
1) Организация урока.
2) Орфографическая диктовка.
-
Ненастье, луга не скошены, недосягаемая глубина, ни один пловец не доплывет, никому не дам в обиду, мне нездоровится, еще не украшенная комната, невежа, невежда, не мог сказать, не пересекая шоссе, негодующий, ничем не нарушаемая тишина, нестойкий человек.
-
Над какой орфограммой вы работали в данном диктанте?
-
Расскажите о правописании НЕ с разными частями речи, используя примеры из текста.
-
Как вы понимаете значение выражения «нестойкий человек»? (Поддающийся влиянию.)
-
Каково ЛЗ слова «невежа»? (Грубый, невоспитанный человек.)
-
Каково ЛЗ слова «невежда»? (Малообразованный человек.)
-
Как вы понимаете значение слова «недосягаемый»? (Недосягаемый – то же, что недостижимый; такой, которого невозможно достичь.)
а) разобрать слово недосягаемый по составу;
б) подобрать к слову синонимы.
Недосягаемый – недоступный, недостижимый.
3) Работа по новой теме.
1. Чтение теоретического материала учебника (параграф 68).
2. В каких словах диктанта была употреблена частица НЕ, а в каких – приставка
НЕ?
4) Закрепление темы.
-
Списать, раскрывая скобки, объясняя (устно) слитное и раздельное написание НЕ со словами.
1-й вариант.
а) С утра я почувствовал себя (не)хорошо, хотя еще (не)мог ясно
определить, в чем заключалось мое (не)здоровье.
б) Соловей уже (не)(по)вечернему, отрывисто и (не)решительно, а (по)ночному,
(не)торопливо заливался на весь сад.
2-й вариант.
а) Хор у нас был (не)большой, но чудесный.
б) (Не)знакомец оказался человеком лет тридцати, (не)красивым собой и ничем (не)
примечательным.
Упражнение 401 (в тетрадях и у доски).
Спишите пословицы, находя в правом столбике продолжение. Укажите, к какой части речи принадлежит слово с НЕ.
а) (Не)сиди сложа руки, б) (Не)поворчав, в) Кто чужой радости (не)рад, г) (Не)бравшись за топор, д) (Не)годуя на руки, е) Лодырю всегда |
подумай о голове. избы (не)срубишь так (не)будет и скуки. (не)здоровится. кошка куска (не)съест. тот сам себе враг. |
– О каком человеческом качестве говорится в большинстве этих пословиц? Вспомните и запишите пословицу на эту же тему.
5) Сочинение-миниатюра по опорным словам на тему «Весна идет».
И все(таки) это весна. Еще (не)растаявший на солнце снег.
Деревья, (не)скинувшие с себя зимнее оцепенение.
(Не)повторимая пора. (Не)взирая (ни)на что. (Не) жалея сил.
6) Замените следующие выражения одним словом с НЕ:
Чуть-чуть, в незначительной степени (немного); частица, выражающая вопрос (неужели); огромный по размерам (необъятный); лишенный способности говорить (немой); стойкий, твердый (непреклонный); необычный, выделяющийся среди других (незаурядный); странный, несуразный (нелепый); не допускающий никаких возражений (непререкаемый).
7) Подведение итогов работы.
-
Над какими видами орфограмм мы работали на уроке?
-
Как отличить приставку НЕ от частицы НЕ?
-
Составление таблицы.
Таблица.
Приставка НЕ 1) Значимая часть слова. 2) Служит для образования новых слов-антонимов. 3) Значение – утверждение противоположного (недруг, т.е. враг) |
Частица НЕ 1) Слово (служебная часть речи). 2) Придает отрицательное значение всему предложению или отдельным его членам 3) Значение – отрицание чего-либо. (Он мне не друг (просто знакомый) |
8) Домашнее задание. Упражнение № 402.
9) Рефлексия. У каждого на столе лежит анкета. Заполнить ее, подчеркнув ответ.
Анкета.
-
На уроке я работал (активно, пассивно).
-
Своей работой на уроке я (доволен, не доволен).
-
Урок для меня показался (коротким, длинным).
-
За урок я (устал, не устал).
-
Мое настроение (стало хуже, стало лучше).
-
Материал урока мне был (понятен, непонятен); (полезен, бесполезен); (интересен, скучен).
-
Домашнее задание мне кажется (легким, трудным).