Урок русского языка по теме "Различие частицы и приставки НЕ"

Разделы: Русский язык


Цель урока:

1) формировать навык написания частицы НЕ и приставки НЕ;
2) повторить написание НЕ с разными частями речи;
3) обогащать словарный запас учащихся, работать над ЛЗ слов.

Оборудование: доска, учебник, таблица «Правописание НЕ с разными частями речи», раздаточный материал.

Ход урока

1) Организация урока.

2) Орфографическая диктовка.

  1. Ненастье, луга не скошены, недосягаемая глубина, ни один пловец не доплывет, никому не дам в обиду, мне нездоровится, еще не украшенная комната, невежа, невежда, не мог сказать, не пересекая шоссе, негодующий, ничем не нарушаемая тишина, нестойкий человек.

  2. Над какой орфограммой вы работали в данном диктанте?

  3. Расскажите о правописании НЕ с разными частями речи, используя примеры из текста.

  4. Как вы понимаете значение выражения «нестойкий человек»? (Поддающийся влиянию.)

  5. Каково ЛЗ слова «невежа»? (Грубый, невоспитанный человек.)

  6. Каково ЛЗ слова «невежда»? (Малообразованный человек.)

  7. Как вы понимаете значение слова «недосягаемый»? (Недосягаемый – то же, что недостижимый; такой, которого невозможно достичь.)
    а) разобрать слово недосягаемый по составу;
    б) подобрать к слову синонимы.

Недосягаемый – недоступный, недостижимый.

3) Работа по новой теме.

1. Чтение теоретического материала учебника (параграф 68).
2. В каких словах диктанта была употреблена частица НЕ, а в каких – приставка НЕ?

4) Закрепление темы.

  1. Списать, раскрывая скобки, объясняя (устно) слитное и раздельное написание НЕ со словами.

1-й вариант.

а) С утра я почувствовал себя (не)хорошо, хотя еще (не)мог ясно определить, в чем заключалось мое (не)здоровье.
б) Соловей уже (не)(по)вечернему, отрывисто и (не)решительно, а (по)ночному, (не)торопливо заливался на весь сад.

2-й вариант.

а) Хор у нас был (не)большой, но чудесный.
б) (Не)знакомец оказался человеком лет тридцати, (не)красивым собой и ничем (не) примечательным.

Упражнение 401 (в тетрадях и у доски).

Спишите пословицы, находя в правом столбике продолжение. Укажите, к какой части речи принадлежит слово с НЕ.

а) (Не)сиди сложа руки,
б) (Не)поворчав,
в) Кто чужой радости
(не)рад,
г) (Не)бравшись за топор,
д) (Не)годуя на руки,
е) Лодырю всегда
подумай о голове.
избы (не)срубишь
так (не)будет и скуки.
(не)здоровится.
кошка куска (не)съест.
тот сам себе враг.
 

– О каком человеческом качестве говорится в большинстве этих пословиц? Вспомните и запишите пословицу на эту же тему.

5) Сочинение-миниатюра по опорным словам на тему «Весна идет».

И все(таки) это весна. Еще (не)растаявший на солнце снег.

Деревья, (не)скинувшие с себя зимнее оцепенение.

(Не)повторимая пора. (Не)взирая (ни)на что. (Не) жалея сил.

6) Замените следующие выражения одним словом с НЕ:

Чуть-чуть, в незначительной степени (немного); частица, выражающая вопрос (неужели); огромный по размерам (необъятный); лишенный способности говорить (немой); стойкий, твердый (непреклонный); необычный, выделяющийся среди других (незаурядный); странный, несуразный (нелепый); не допускающий никаких возражений (непререкаемый).

7) Подведение итогов работы.

  1. Над какими видами орфограмм мы работали на уроке?

  2. Как отличить приставку НЕ от частицы НЕ?

  3. Составление таблицы.

Таблица.

Приставка НЕ
1) Значимая часть слова.
2) Служит для образования новых
слов-антонимов.
3) Значение – утверждение
противоположного (недруг, т.е. враг)
Частица НЕ
1) Слово (служебная часть речи).
2) Придает отрицательное значение всему
предложению или отдельным его членам
3) Значение – отрицание чего-либо. (Он мне не
 друг (просто знакомый)

8) Домашнее задание. Упражнение № 402.

9) Рефлексия. У каждого на столе лежит анкета. Заполнить ее, подчеркнув ответ.

Анкета.

  1. На уроке я работал (активно, пассивно).

  2. Своей работой на уроке я (доволен, не доволен).

  3. Урок для меня показался (коротким, длинным).

  4. За урок я (устал, не устал).

  5. Мое настроение (стало хуже, стало лучше).

  6. Материал урока мне был (понятен, непонятен); (полезен, бесполезен); (интересен, скучен).

  7. Домашнее задание мне кажется (легким, трудным).