Виды предложений по цели высказывания

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (10 МБ)


Цель: Повторить и закрепить знания о видах предложений по цели высказывания.

Задачи:

  • Уметь различать предложения по цели высказывания.
  • Развивать умение правильно выбирать и ставить знаки в конце предложения.
  • Уметь составлять различные по цели высказывания предложения.

Тип урока: закрепление изученного материала.

Оборудование: распечатка материалов, мультимедийный проектор, презентация, конверты с заданиями для групп.

Ход урока

1. Организационный момент.

Прозвенел звонок веселый.
Вы урок начать готовы?
Будем думать, рассуждать
И друг другу помогать!

2. Актуализация прошлых знаний.

1). Минутка чистописания. (В тетради по чистописанию)

2). Повторение.

Найди лишнее слово.

Слайд №1

- Быстрый, машина, яркий, веселый.

(Машина – это имя существительное, остальные слова-имена прилагательные.Доказывают.)

Слайд №2

- Шкаф, парта, шофер, окно.

(шофер –это имя существительное одушевленное, остальные – неодушевленные.Доказывают.)

Слайд №3.

- ведет, ведро, водитель, дерево.

(Ведет – это глагол, остальные – имена существительные.Доказывают)

Слайд №4.

- Шоссе, яма, кошка, ягода.

(шоссе - это имя существительное среднего рода, остальные – женского рода.Доказывают.)

- Мы, по, они, я, ты.

(по – это предлог, остальные – местоимения.Доказывают.)

Слайд №5.

(все “лишние” слова)

“машина, шофер, ведет, шоссе, по.”

- Какое задание можно выполнить с этими словами? (составить предложение)

- что такое предложение?

Слайд №6.

(Получилось предложение:“Шофер ведет машину по шоссе”)

- объясните лексическое значение слов “шофер” и “шоссе”.

Справка: эти слова пришли в русский язык из французского языка. Слово “шоссе” - переводится “дорога, мощеная камнем”, “шофер” - истопник. До появления автомобиля шофером на железных дорогах называли кочегара, а вовсе не машиниста, который вел состав. Позже этот же “шофер” стал обслуживать машину с мотором, но его все-равно продолжали звать “шофером”.

- Что вы можете сказать о написании этих слов?(Разобрать орфограммы).

- Записать это предложение предлагаем следующим образом по выбору: (Разноуровневое задание :

  • 1 уровень. Списать предложение, разобрать по членам предложения, надписать части речи.
  • 2 уровень. Списать предложение, распространив его, вставляя перед существительными подходящие по смыслу прилагательные.

- Для чего служат имена прилагательные?

( выясняют, кто какой уровень выбрал. По одному ученику для каждого уровня вызываются к доске. Дается время для выполнения задания. Перед началом выполнения задания каждый ученик ставит себе предварительную оценку. Затем после выполнения проверяем у учеников , которые выполняли у доски. Остальные дети сравнивают с проверенными предложениями. Оценивают себя. Выясняется. У кого оценка совпала. У кого – нет).

- Что повторяли при выполнении этого задания?

3. Формулирование темы.

- Чтобы сформулировать тему урока ,дайте характеристику этого предложения. (повествовательное)

- Какой признак предложения? (по цели высказывания)

- Назовите тему нашего урока.( дети предполагают)

(Открывается на доске).

- Какая цель? (Дети формулируют. На доске вспомогательные слова для формулирования:

- Учить…

- Закрепит…

- Обобщить…

Учитель подытоживает.)

- Назовите. Какие задачи для этого надо решить? (дети формулируют.Учитель подытоживает.)

4. Закрепление .

- Повторим правила, которые вы выучили. Готовы? Работаем в паре. Проверьте друг у друга, оцените, покажите оценку товарища.

5. Физ.минутка.

6. Работа по закреплению.

(Работа по вариантам).

Слайд № 7.

- Посмотрите на стихотворение и найдите то, которое начинается с:

  • 1 вариант: побудительного предложения.
  • 2 вариант: повествовательного предложения.
  • 3 вариант: вопросительного предложения.

- Выпишите это предложение. Составьте схему.

(У доски проверяются только схемы.Проговариваются правила о предложениях по цели высказывания).

7. Проверка знаний.

(Работа в группах.

Дети делятся на группы произвольно по номерам, которые называет учитель.считая детей по порядку.

Определяются места для работы групп.

Повторяется алгоритм работы в группах.

Предлагается каждой группе выбрать уровень сложности задания.

Раздаются конверты в соответствии с выбором уровня .

Задания по уровням:

  • 1 уровень. Найти в тексте предложения и охарактеризовать их по цели высказывания.
  • 2 уровень. По схемам составить предложения различные по цели высказывания.
  • 3 уровень. В деформированном тексте поставить нужные знаки препинания. Составить схемы предложения.

(Каждая группа защищает свой ответ, группы оценивают товарищей и себя).

8. Рефлексия.

Итог урока:

- Кто хорошо разобрался с различными видами предложения по цели высказывания?

- Проверим. Я буду читать предложения, а вы запишите упрощенную схему этих предложений.

“Вы слышали пение птиц в весеннем лесу? Сходите, не пожалеете. Это музыка многоголосая, со своими солистами и вокалистами. Радостно на душе от такой музыки!”

- Оцените себя.

- Проверим по эталону:

I____________?

I_____П______ .

I____________!

- Теперь оцените после проверки. Укого совпала предварительная отметка с фактической?

- А какой знак стоит в конце последнего предложения? Что это за предложение?

- Как характеризовать такие предложения мы с вами повторим на следующем уроке.

9. Домашнее задание.

- Составьте текст об осени, используя различные предложения по цели высказывания.