Цель: Повторить и закрепить знания о видах предложений по цели высказывания.
Задачи:
- Уметь различать предложения по цели высказывания.
- Развивать умение правильно выбирать и ставить знаки в конце предложения.
- Уметь составлять различные по цели высказывания предложения.
Тип урока: закрепление изученного материала.
Оборудование: распечатка материалов, мультимедийный проектор, презентация, конверты с заданиями для групп.
Ход урока
1. Организационный момент.
Прозвенел звонок веселый.
Вы урок начать готовы?
Будем думать, рассуждать
И друг другу помогать!
2. Актуализация прошлых знаний.
1). Минутка чистописания. (В тетради по чистописанию)
2). Повторение.
Найди лишнее слово.
Слайд №1
- Быстрый, машина, яркий, веселый.
(Машина – это имя существительное, остальные слова-имена прилагательные.Доказывают.)
Слайд №2
- Шкаф, парта, шофер, окно.
(шофер –это имя существительное одушевленное, остальные – неодушевленные.Доказывают.)
Слайд №3.
- ведет, ведро, водитель, дерево.
(Ведет – это глагол, остальные – имена существительные.Доказывают)
Слайд №4.
- Шоссе, яма, кошка, ягода.
(шоссе - это имя существительное среднего рода, остальные – женского рода.Доказывают.)
- Мы, по, они, я, ты.
(по – это предлог, остальные – местоимения.Доказывают.)
Слайд №5.
(все “лишние” слова)
“машина, шофер, ведет, шоссе, по.”
- Какое задание можно выполнить с этими словами? (составить предложение)
- что такое предложение?
Слайд №6.
(Получилось предложение:“Шофер ведет машину по шоссе”)
- объясните лексическое значение слов “шофер” и “шоссе”.
Справка: эти слова пришли в русский язык из французского языка. Слово “шоссе” - переводится “дорога, мощеная камнем”, “шофер” - истопник. До появления автомобиля шофером на железных дорогах называли кочегара, а вовсе не машиниста, который вел состав. Позже этот же “шофер” стал обслуживать машину с мотором, но его все-равно продолжали звать “шофером”.
- Что вы можете сказать о написании этих слов?(Разобрать орфограммы).
- Записать это предложение предлагаем следующим образом по выбору: (Разноуровневое задание :
- 1 уровень. Списать предложение, разобрать по членам предложения, надписать части речи.
- 2 уровень. Списать предложение, распространив его, вставляя перед существительными подходящие по смыслу прилагательные.
- Для чего служат имена прилагательные?
( выясняют, кто какой уровень выбрал. По одному ученику для каждого уровня вызываются к доске. Дается время для выполнения задания. Перед началом выполнения задания каждый ученик ставит себе предварительную оценку. Затем после выполнения проверяем у учеников , которые выполняли у доски. Остальные дети сравнивают с проверенными предложениями. Оценивают себя. Выясняется. У кого оценка совпала. У кого – нет).
- Что повторяли при выполнении этого задания?
3. Формулирование темы.
- Чтобы сформулировать тему урока ,дайте характеристику этого предложения. (повествовательное)
- Какой признак предложения? (по цели высказывания)
- Назовите тему нашего урока.( дети предполагают)
(Открывается на доске).
- Какая цель? (Дети формулируют. На доске вспомогательные слова для формулирования:
- Учить…
- Закрепит…
- Обобщить…
Учитель подытоживает.)
- Назовите. Какие задачи для этого надо решить? (дети формулируют.Учитель подытоживает.)
4. Закрепление .
- Повторим правила, которые вы выучили. Готовы? Работаем в паре. Проверьте друг у друга, оцените, покажите оценку товарища.
5. Физ.минутка.
6. Работа по закреплению.
(Работа по вариантам).
Слайд № 7.
- Посмотрите на стихотворение и найдите то, которое начинается с:
- 1 вариант: побудительного предложения.
- 2 вариант: повествовательного предложения.
- 3 вариант: вопросительного предложения.
- Выпишите это предложение. Составьте схему.
(У доски проверяются только схемы.Проговариваются правила о предложениях по цели высказывания).
7. Проверка знаний.
(Работа в группах.
Дети делятся на группы произвольно по номерам, которые называет учитель.считая детей по порядку.
Определяются места для работы групп.
Повторяется алгоритм работы в группах.
Предлагается каждой группе выбрать уровень сложности задания.
Раздаются конверты в соответствии с выбором уровня .
Задания по уровням:
- 1 уровень. Найти в тексте предложения и охарактеризовать их по цели высказывания.
- 2 уровень. По схемам составить предложения различные по цели высказывания.
- 3 уровень. В деформированном тексте поставить нужные знаки препинания. Составить схемы предложения.
(Каждая группа защищает свой ответ, группы оценивают товарищей и себя).
8. Рефлексия.
Итог урока:
- Кто хорошо разобрался с различными видами предложения по цели высказывания?
- Проверим. Я буду читать предложения, а вы запишите упрощенную схему этих предложений.
“Вы слышали пение птиц в весеннем лесу? Сходите, не пожалеете. Это музыка многоголосая, со своими солистами и вокалистами. Радостно на душе от такой музыки!”
- Оцените себя.
- Проверим по эталону:
I____________?
I_____П______ .
I____________!
- Теперь оцените после проверки. Укого совпала предварительная отметка с фактической?
- А какой знак стоит в конце последнего предложения? Что это за предложение?
- Как характеризовать такие предложения мы с вами повторим на следующем уроке.
9. Домашнее задание.
- Составьте текст об осени, используя различные предложения по цели высказывания.