Дидактическая цель урока: создать условия для осознания и закрепления блока новой учебной информации.
Цели по содержанию:
образовательные цели:
- Познакомиться с понятиями: "температура", "тепловое движение", "термометр", "броуновское движение".
- Рассмотреть принцип действия термометра и правила измерения температуры.
- Рассмотреть связь между температурой тела и скоростью движения молекул.
Воспитательные цели: способствовать формированию культуры умственного труда, показать возможность познания мира через мышление.
Развивающие цели: развивать внимание, любознательность, логическое мышление, продолжить формирование умений анализировать информацию, формулировать выводы.
Тип урока: урок изучения нового материала (на основе презентации).
Методы обучения: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, беседа, рассказ, использование ЭОР.
Оборудование: проектор, компьютер.
Ход урока
№ | Этап урока | Цель этапа урока | Деятельность учителя (с указанием слайда презентации) |
Деятельность ученика |
1 | Организационный момент | Настроить учащихся на работу | Учитель проверяет готовность класса к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность | Ученики готовятся к работе, организуют рабочее место |
2 | Целеполагание и мотивация | Сформулировать цель урока. Смотивировать учащихся к изучению темы. | Учитель: "Мы начинаем изучать
курс физики 8 класса. Давайте вспомним, то изучает
физика. (наводящие вопросы: От какого слова
произошло название науки. Что такое физическое
явление. Какие виды физических явлений вы
знаете). Сегодня мы начнем изучать тепловые
явления" Учитель объявляет тему урока (слайд 1) и просит учащихся сформулировать цели урока (при необходимости задавая наводящие вопросы). Анализирует варианты целей, предложенных обучающимися, обобщает и формулирует образовательные цели урока (слайд 2) |
Учащиеся отвечают на наводящие
вопросы учителя, вместе с ним формулируют тему
урока Учащиеся пишут тему урока в тетрадь и предлагают свои варианты целей урока, отвечая на наводящие вопросы учителя. |
3 | Актуализация | Актуализировать имеющиеся у обучающихся знания о строении вещества, диффузии из курса физики 7 класса | Учитель задает вопросы: (слайд
3)
|
Учащиеся отвечают на вопросы учителя. |
4 | Первичное усвоение материала | 1. Ввести понятие о тепловых явлениях | Формулирует определение тепловых явлений. Просит обучающихся привести примеры тепловых явлений (слайд 4) | Ученики записывают определение в тетрадь, предлагают примеры тепловых явлений. |
2. Доказать субъективность понятий "тепло или холодно" | Руководит проведением миниэксперимента. (слайд 5) Задает вопросы обучающимся об их ощущениях. Формулирует первичные знания о тепловом равновесии, обосновывая равенство температур всех предметов в классе. Делает соответствующий вывод о субъективности наших ощущений тепла и холода (слайд 6), обосновывает необходимость введения объективной характеристики теплового состояния тела – температуры. | Выполнят шаги эксперимента (руководство на слайде). Описывают свои ощущения, обсуждают результаты эксперимента. Приводят примеры из жизни о субъективности ощущения тепла или холода. | ||
3. Ввести понятие "термометр", рассмотреть виды термометров, познакомить с принципом действия жидкостного термометра, основные температурные шкалы, ввести понятие "реперная точка", сформулировать правила измерения температуры | Рассказывает о приборе для измерения температуры, задает обучающимся вопросы о том, какие виды термометров они знают (слайд 7), о принципе действия наиболее популярных жидкостных термометров, демонстрирует учебный фильм о принципе действия жидкостного термометра (слайд 8), рассказывает о температурных шкалах (слайд 9, 10), вместе с обучающимися формулирует правила измерения температуры (слайд 11, 12, 13). | Записывают в тетрадь название прибора, виды термометров. Отвечают на вопросы учителя. Просматривают учебный фильм о принципе действия жидкостного термометра. Формулируют вместе с учителем правила измерения температуры | ||
4. Обсудить, что такое теплота, выяснить, что понятие "теплота" связано со скоростью движения молекул. Ввести понятие "температура", "тепловое движение", "броуновское движение", "длина свободного пробега". Рассмотреть особенности теплового движения | Рассказ учителя: "Ответить
на вопрос, что такое теплота, удалось
не сразу. Лишь в XVIII веке стало ясно, что все
тела состоят из молекул, что молекулы движутся
и взаимодействуют друг с другом. Тогда
ученые поняли, что теплота связана
со скоростью движения молекул. При нагревании
тел скорость молекул увеличивается, а при
охлаждении — уменьшается" (слайд 14). Формулирует определения понятий "температура", "тепловое движение", "броуновское движение", "длина свободного пробега". Обращает внимание обучающихся на особенности теплового движения (слайды 15-18) |
Слушают рассказ учителя. Записывают в тетрадь определения |
||
5 | Систематизация и обобщение | Проверить усвоение материала, выявить проблемы понимания материала | Возьмите листочек и подпишите его и постарайтесь ответить на вопросы теста. Перенесите свои ответы на второй листок. Один листок сдают учителю. | Учащиеся отвечают на вопросы теста. Проверяют тест и ставят себе оценку за урок. Подводим итоги. |
6 | Домашнее задание | Объявить домашнее задание | §1, ответить на вопросы; выучить определения из конспекта Л.А. Кирик “Физика 8”: СР 1 НУ, СР 2 НУ |
Учащиеся записывают домашнее задание в дневник.и ставят оценку за урок. |
7 | Рефлексия | Подвести итоги урока. | Учитель просит найти листок рефлексии с анкетой и ответами и подчеркнуть ответ, если у обучающегося свой ответ, то просит написать. Учитель благодарит всех за работу на уроке. | Учащиеся отвечают на вопросы, анализируя свою деятельность на уроке. |
Использованные источники
- Перышкин А.В.. Учебник "Физика 8", изд. Дрофа, 2010 г
- Полянский С.Е. Поурочные разработки по физике. 8 класс, изд. "ВАКО", Москва, 2004 г
- http://uroki-shkola.ru/teplovye-yavleniya-urok-fiziki-v-8-klasse.html
- http://serg-panov.my1.ru/load/prezentacii_urokov/8_klass/teplovoe_dvizhenie_temperatura/3-1-0-17
Рефлексия:
http://yandex.ru/clck/redir/AiuY0DBWFJ4ePaEse6rgeAjgs2pI3DW99KUdgowt9XvqxGyo_rnZ
Jn897aIXcYNxxfWmndaIGQvedYZPTbbr_3aJpNmvlgTKoyHO77o2xpLvOTQN2FQme0StzDev6pn
7EMJG-2eq1TxK6FKduw663TiLni1eVhRTcJnIRYBAJwbDTRCMMdmG9nBxl8RnHYv02plbs1YI2
Yo?data=UlNrNmk5WktYejR0eWJFYk1LdmtxcHc5T3Y0d20yWFhKUm1vckdDdHI5cnJZOU1xb
2xxSG5JN3htN3VnbDNnX0NZa1hzbENkTGhDWURQWnpqVVpvU0RXRGN0VFhCN3pw
MVh0ZGp0ck82aWRuWU52Umh5cm13cTg5LVF0c3JTNTljX1FPdUtZX3pWbUdDdlJKT
Wg4WkdlMjhsTnpKTFI5WW5CcTNnOGJtYTRQVEVSYmhqRmw3Tmc&b64e=2
&sign=82b13c406e2d09f0874506d20bca0a57&keyno=8&l10n=ru&i=4
Элементы презентации (рисунки, тест, формулировки определений):
http://nsportal.ru/shkola/fizika/library/urok-prezentatsiya-teplovye-yavleniya
http://photo.i.ua/channel/567/3768666/
http://www.povarenok.ru/recipes/show/17336/
http://ru.wikipedia.org/wiki/Термометр
http://instore.kz/product_info.php/cPath/621/products_id/7017
http://komplexb.butovonet.ru/~foto/postcards.php?image_
id=730&sionid=3q69v639td634o01q9njrp7fv3
http://www.techhome.ru/Product/2FB01ECF
http://www.physics.uni-altai.ru/potw/200913.html
http://www.posobie-opt.ru/taxonomy/term/134?page=1
http://www.elitemsk.ru/category.asp?ID=32489
http://blogs.myspace.com/dawnimani
http://ru.wikipedia.org/wiki/Реомюр
http://ru.wikipedia.org/wiki/Градус_Фаренгейта
http://ru.wikipedia.org/wiki/Томсон,_Уильям_(лорд_Кельвин)
http://kards.qip.ru/partner/list/view/1293/9/287/animatsija.htm
Смайлики: http://oazisdlyavas.ucoz.ru/photo/130