Цели.
Образовательная: познакомить учащихся с группой типичных металлов, в которой наиболее ярко выявляются закономерности в изменении свойств и электронной структуры в зависимости от порядкового номера элемента.
Воспитательная: показать значимость химических знаний для современного научного производства и успешной адаптации будущих специалистов в современном обществе.
Развивающая: способствовать продолжению развития устойчивого интереса к химической науке и практике.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: лабораторный.
Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, растворы хлорида бериллия, хлорида кальция, хлорида стронция, хлорида бария, гидроксида натрия, соляной кислоты; кальций, вода, магний.
Ход урока
Организационный момент
Учитель. В Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева еще много химических элементов металлов. Сегодня мы познакомимся с типичными металлами – элементами второй группы главной подгруппы, их соединениями и сравним со щелочными металлами.
Актуализация знаний
1-й ученик: Бериллий
Все изумруды и аквамарины
Дает бериллий – их прекрасней нет!
Их рудокопы средь невзрачной глины
В земной коре искали в глубине
2-й ученик: В технике широко применяются сплавы меди с бериллием – бериллиевые бронзы. Из них делают многие детали, от которых требуется большая прочность, хорошая сопротивляемость усталости и коррозии, высокая электро- и теплопроводность. Подсчитано, что в современном тяжелом самолете свыше тысячи деталей изготовлено из этих сплавов.
3-й ученик: Магний
В природе магний – горы доломита
Нагромождает в горные хребты.
В асбесте, тальке он, и в магнезите,
В голубизне морских глубин.
4-й ученик: Кальций
Взметнулись ввысь ажурные громады
Кирпичной кладки стройные ряды
Вот в облицовке поражает мрамор
Оттенков нежностью своих
5-й ученик: Стронций
Участник фейерверков непременный,
“Металлом красного огня”
Поэт и химик академик Ферсман
Так очень метко стронций называл
Он символом земной жизни
На голубой планете стал,
Ведь магний это фотосинтез
И жизнь зеленого листа.
Расцвеченный моллюска панцирь,
Коралл, ракушки завиток -
Все это многоликий кальций,
Ему в строительстве почет.
6-й ученик: Барий
“Тяжелый” - слово барий в переводе,
Тяжелый шпат, барит и витерит,
Содержат барий, много их в природе
О барии мы часто говорим.
7-й ученик: В конце 1984 года западногерманский искусственный спутник Земли, находясь на весьма почтительном расстоянии от поверхности нашей планеты, выпустил в космическое пространство 2,5 кг паров бария, которые тут же превратились в своеобразную комету. Комета просуществовало недолго – всего 20 минут.
8-й ученик: Радий
Когда открыт был Беккерелем
Поток “Урановых” лучей”,
Кюри супруги твердо верили
Их испускает новый элемент.
На поиски ушло два года,
И много тонн урановой руды.
9-й ученик: В 1920 году Институт радия в Париже посетила американская журналистка Мелони, чтобы взять интервью у Марии Склодовской-Кюри. В конце беседы журналистка задала вопрос: “Если вы имели возможность наметить себе во всем мире вещь, самую желанную для вас, то, что вы выбрали бы? “Мне был бы нужен один грамм радия для продолжения моих исследований” - ответила Мария Кюри.
Формирование и совершенствование знаний о простых веществах и элементах второй группы главной подгруппы
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Учитель: А что вы можете сказать
об элементах втвторой группы главной подгруппы?
Составьте схемы электронного строения бериллия,
магния, кальция. Учитель: Что общего и в чем различие электронного строения этих элементов? Как это отразится на вовосстановительных свойствах? Учитель: А если сравнить кальций и калий. Какой из этих элементов будет лучшим восстановителем. Учитель: А какой химический элемент будет самым слабым восстановителем среди элементов первой и второй групп главных подгрупп? Учитель: Попробуйте сравнить свойства щелочных металлов и металлов второй группы главной подгруппы |
Трое учеников у доски составляют
схемы строения, остальные записывают в тетрадях. (Ответ: способность отдавать электроны с последнего энергетического уровня будет лучше выражена у кальция (бария), т.к. радиус его атома в этой группе саамы большой (Ответ: Калий, у него на последнем энергетическом уровне один электрон, и радиус атома больше. Щелочные металлы более сильные восстановители) (Ответ: Бериллий – у него самый малый радиус и больший заряд ядра) (Ответ. Демонстрационный эксперимент. Уч-ся наблюдают, записывают уравнения реакций, делают выводы) |
Формирование и совершенствование знаний о соединениях металлов второй группы главной подгруппы
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Учитель: зачитайте по учебнику
стр. 64-66 о соединениях элементов второй группы
главной подгруппы (учебник химии 9 класс) Учитель: А что вы можете сказать об оксидах и гидроксидах? Учитель: Убедимся в этом, проведя лабораторную работу. Учитель: Прокомментируйте ваши действия по первым пунктам плана. Учитель: Какие изменения наблюдали при добавлении во все пробирки соляной кислоты? Учитель: : Какие изменения наблюдали при добавлении во все пробирки гидроксида натрия? |
Работа с учебником. (Ответ: Состав МеО и Ме(ОН)2. Связь ионная, ионная кристаллическая решетка. Активность в группе сверху вниз увеличивается) Зачитывают правила по инструктивной карточке. Записывают тему и цель работы и выполняют работу по плану. Записывает уравнения реакций на доске. Записывает уравнения реакций на доске. Записывает уравнение реакции на доске. |
Рефлексия
Графический диктант
На листочках нарисована числовая прямая из 15 отрезков. Если ответ на этот вопрос “Да”, то над этим номером рисуется черточка, а если “Нет” - то дуга.
1 вариант – бериллий;
2 вариант – кальций;
3 вариант – магний;
4 вариант – стронций.
Вопросы.
- Ваш химический элемент лучший восстановитель, чем стронций.
- Ваш химический элемент – типичный металл.
- Ваш химический элемент – переходный элемент.
- Гидроксид вашего элемента взаимодействует с кислотами.
- Гидроксид вашего элемента взаимодействует со щелочами.
- Ваш элемент используется в ядерных реакциях при атомном взрыве.
- Ваш элемент входит в состав мела.
- Ваш элемент входит в состав слабительной соли.
- Он взаимодействует с водой.
- Он взаимодействует с неметаллами.
- Сильнее любого щелочного металла.
- Футляр для его хранения подарен Марии Кюри.
- Образует каркас морских животных.
- Участвует в процессе фотосинтеза.
- На последнем электронном уровне два электрона.
Собственно рефлексия
Я прошу вас оценить значимость урока для вас
1. Понравился ли вам урок
а) да; б) нет.
2. Что вам показалось наиболее интересным на уроке
а) использование компьютера;
б) выполнение лабораторной работы;
в) полученные на уроке знания.
3. Удовлетворены ли вы своей деятельностью на уроке
а) да; б) нет; в) частично.
Учитель: Как вы считаете, достигли ли мы поставленных нами целей? Дома вы можете проверить, насколько вы усвоили материал сегодняшнего урока.
Дом. задание: п.12, упр.3, 5.
Литература
- Габриелян О.С. Учебник химии 9 класс М., Дрофа, 2007.
- Корабельникова Т.А. Деятельностный подход в обучении и его применение на уроках химии М. Чистые пруды, 2009.
- Тяглова Е.В. Исследовательская деятельность учащихся по химии М., Глобус, 2007.