Металлы второй группы главной подгруппы и их соединения

Разделы: Химия, Презентация к уроку


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Цели.

Образовательная: познакомить учащихся с группой типичных металлов, в которой наиболее ярко выявляются закономерности в изменении свойств и электронной структуры в зависимости от порядкового номера элемента.

Воспитательная: показать значимость химических знаний для современного научного производства и успешной адаптации будущих специалистов в современном обществе.

Развивающая: способствовать продолжению развития устойчивого интереса к химической науке и практике.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: лабораторный.

Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, растворы хлорида бериллия, хлорида кальция, хлорида стронция, хлорида бария, гидроксида натрия, соляной кислоты; кальций, вода, магний.

Ход урока

Организационный момент

Учитель. В Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева еще много химических элементов металлов. Сегодня мы познакомимся с типичными металлами – элементами второй группы главной подгруппы, их соединениями и сравним со щелочными металлами.

Актуализация знаний

1-й ученик: Бериллий

Все изумруды и аквамарины
Дает бериллий – их прекрасней нет!
Их рудокопы средь невзрачной глины
В земной коре искали в глубине

2-й ученик: В технике широко применяются сплавы меди с бериллием – бериллиевые бронзы. Из них делают многие детали, от которых требуется большая прочность, хорошая сопротивляемость усталости и коррозии, высокая электро- и теплопроводность. Подсчитано, что в современном тяжелом самолете свыше тысячи деталей изготовлено из этих сплавов.

3-й ученик: Магний

В природе магний – горы доломита
Нагромождает в горные хребты.
В асбесте, тальке он, и в магнезите,
В голубизне морских глубин.

4-й ученик: Кальций

Взметнулись ввысь ажурные громады
Кирпичной кладки стройные ряды
Вот в облицовке поражает мрамор
Оттенков нежностью своих

5-й ученик: Стронций

Участник фейерверков непременный,
“Металлом красного огня”
Поэт и химик академик Ферсман
Так очень метко стронций называл

Он символом земной жизни
На голубой планете стал,
Ведь магний это фотосинтез
И жизнь зеленого листа.

Расцвеченный моллюска панцирь,
Коралл, ракушки завиток -
Все это многоликий кальций,
Ему в строительстве почет.

6-й ученик: Барий

“Тяжелый” - слово барий в переводе,
Тяжелый шпат, барит и витерит,
Содержат барий, много их в природе
О барии мы часто говорим.

7-й ученик: В конце 1984 года западногерманский искусственный спутник Земли, находясь на весьма почтительном расстоянии от поверхности нашей планеты, выпустил в космическое пространство 2,5 кг паров бария, которые тут же превратились в своеобразную комету. Комета просуществовало недолго – всего 20 минут.

8-й ученик: Радий

Когда открыт был Беккерелем
Поток “Урановых” лучей”,
Кюри супруги твердо верили
Их испускает новый элемент.
На поиски ушло два года,
И много тонн урановой руды.

9-й ученик: В 1920 году Институт радия в Париже посетила американская журналистка Мелони, чтобы взять интервью у Марии Склодовской-Кюри. В конце беседы журналистка задала вопрос: “Если вы имели возможность наметить себе во всем мире вещь, самую желанную для вас, то, что вы выбрали бы? “Мне был бы нужен один грамм радия для продолжения моих исследований” - ответила Мария Кюри. 

Формирование и совершенствование знаний о простых веществах и элементах второй группы главной подгруппы

Деятельность учителя Деятельность учащихся
Учитель: А что вы можете сказать об элементах втвторой группы главной подгруппы? Составьте схемы электронного строения бериллия, магния, кальция.

Учитель: Что общего и в чем различие электронного строения этих элементов? Как это отразится на вовосстановительных свойствах?

Учитель: А если сравнить кальций и калий. Какой из этих элементов будет лучшим восстановителем.

Учитель: А какой химический элемент будет самым слабым восстановителем среди элементов первой и второй групп главных подгрупп?

Учитель: Попробуйте сравнить свойства щелочных металлов и металлов второй группы главной подгруппы

Трое учеников у доски составляют схемы строения, остальные записывают в тетрадях.

(Ответ: способность отдавать электроны с последнего энергетического уровня будет лучше выражена у кальция (бария), т.к. радиус его атома в этой группе саамы большой

(Ответ: Калий, у него на последнем энергетическом уровне один электрон, и радиус атома больше. Щелочные металлы более сильные восстановители)

(Ответ: Бериллий – у него самый малый радиус и больший заряд ядра)

(Ответ. Демонстрационный эксперимент. Уч-ся наблюдают, записывают уравнения реакций, делают выводы)

Формирование и совершенствование знаний о соединениях металлов второй группы главной подгруппы

Деятельность учителя Деятельность учащихся
Учитель: зачитайте по учебнику стр. 64-66 о соединениях элементов второй группы главной подгруппы (учебник химии 9 класс)

Учитель: А что вы можете сказать об оксидах и гидроксидах?

Учитель: Убедимся в этом, проведя лабораторную работу.

Учитель: Прокомментируйте ваши действия по первым пунктам плана.

Учитель: Какие изменения наблюдали при добавлении во все пробирки соляной кислоты?

Учитель: : Какие изменения наблюдали при добавлении во все пробирки гидроксида натрия?

Работа с учебником.

(Ответ: Состав МеО и Ме(ОН)2. Связь ионная, ионная кристаллическая решетка. Активность в группе сверху вниз увеличивается)

Зачитывают правила по инструктивной карточке. Записывают тему и цель работы и выполняют работу по плану.

Записывает уравнения реакций на доске.

Записывает уравнения реакций на доске.

Записывает уравнение реакции на доске.

 Рефлексия

Графический диктант

На листочках нарисована числовая прямая из 15 отрезков. Если ответ на этот вопрос “Да”, то над этим номером рисуется черточка, а если “Нет” - то дуга.

1 вариант – бериллий;

2 вариант – кальций;

3 вариант – магний;

4 вариант – стронций.

Вопросы.

  1. Ваш химический элемент лучший восстановитель, чем стронций.
  2. Ваш химический элемент – типичный металл.
  3. Ваш химический элемент – переходный элемент.
  4. Гидроксид вашего элемента взаимодействует с кислотами.
  5. Гидроксид вашего элемента взаимодействует со щелочами.
  6. Ваш элемент используется в ядерных реакциях при атомном взрыве.
  7. Ваш элемент входит в состав мела.
  8. Ваш элемент входит в состав слабительной соли.
  9. Он взаимодействует с водой.
  10. Он взаимодействует с неметаллами.
  11. Сильнее любого щелочного металла.
  12. Футляр для его хранения подарен Марии Кюри.
  13. Образует каркас морских животных.
  14. Участвует в процессе фотосинтеза.
  15. На последнем электронном уровне два электрона.

Собственно рефлексия

Я прошу вас оценить значимость урока для вас

1. Понравился ли вам урок

    а) да; б) нет.

2. Что вам показалось наиболее интересным на уроке

а) использование компьютера;

б) выполнение лабораторной работы;

в) полученные на уроке знания.

3. Удовлетворены ли вы своей деятельностью на уроке

а) да; б) нет; в) частично.

Учитель: Как вы считаете, достигли ли мы поставленных нами целей? Дома вы можете проверить, насколько вы усвоили материал сегодняшнего урока.

Дом. задание: п.12, упр.3, 5.

Литература

  1. Габриелян О.С. Учебник химии 9 класс М., Дрофа, 2007.
  2. Корабельникова Т.А. Деятельностный подход в обучении и его применение на уроках химии М. Чистые пруды, 2009.
  3. Тяглова Е.В. Исследовательская деятельность учащихся по химии М., Глобус, 2007.