Тире между подлежащим и сказуемым

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цели урока:

обучающие:

  • обобщение знаний обучающихся о правилах пунктуации, регламентирующих постановку тире между подлежащим и сказуемым;
  • закрепление умения находить в тексте, строить и произносить с верной интонацией предложения, содержащие тире вместо связки между подлежащим и сказуемым;

развивающие:

  • развитие умения анализировать предложенный лингвистический материал;
  • развитие орфографической, пунктуационной и стилистической грамотности обучающихся;
  • развитие умения производить этимологический анализ с целью расширения представлений о жизни слова;

воспитательные:

  • воспитание языковой культуры и познавательного интереса к предмету через создание ситуации успеха на уроке;
  • воспитание бережного отношения к живой природе;

коррекционные:

  • коррекция свойств внимания (объём, распределение) и воображения обучающихся с ОВЗ

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Форма проведения: урок-экскурсия в лингво-ботанический сад

Оборудование: интерактивная доска, презентация, индивидуальный раздаточный материал, открытки с изображением цветов

Ход урока

I. Организационный момент

Эмоциональный настрой

II. Запись даты и темы урока

Целеполагание

Тему урока обучающиеся должны “расшифровать” (слайд 2): среди рядов случайно подобранных букв необходимо найти слова, из которых и сложится тема данного урока - Тире между подлежащим и сказуемым.

Слово учителя:

- Сегодня нам предстоит обобщить знания, полученные в ходе изучения темы “Тире между подлежащим и сказуемым”, закрепить умение находить в тексте, строить и произносить с верной интонацией предложения указанной структуры. Хотелось бы начать наш урок с красивых стихотворных строк:

Цветы, как люди, на добро щедры,
И щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие тёплые костры...

Основная часть текстов, с которыми мы будем работать на уроке, посвящена цветам — этому чуду, способному задеть самые сокровенные струны души человека!

Итак, приглашаю вас на экскурсию по лингво-ботаническому саду (слайд 3)

III. Актуализация опорных знаний

Аллея Проверочная

Проверка письменного домашнего задания – упражнение 115 по учебному комплексу “Русский язык” для 8 класса (авторы Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова) (слайд 4)

Вначале проверяются слова с пропущенными орфограммами в форме игры “Орфографические браконьеры”: на интерактивной доске ученики исправляют ошибочно написанные слова, аргументируя свою точку зрения

Внутренее

Сочуствие

Приступление

Истены

Тежёлый

Бесхитросный

Обязаность

- Укажите в седьмом предложении слово, в котором происходит процесс оглушения конечного согласного звука (долг).

Затем называются номера предложений, в которых обучающиеся поставили разделительные тире (2, 3, 4, 5, 7, 8).

- Давайте вспомним правило постановки тире между подлежащим и сказуемым, с которым мы познакомились на предыдущем уроке. Какие морфологические способы выражения главных членов являются опознавательным признаком употребления тире?

В качестве опоры в процессе ответа можете воспользоваться кластером (слайд 5)

(ответы обучающихся)

- Мы знаем, что в русской пунктуации 10 знаков препинания. При построении предложения правильная расстановка знаков препинания, в том числе и тире, играет большую роль. Постарайтесь почувствовать за маленькими точками, запятыми, тире живое дыхание родного языка!

Практические задания на закрепление темы

- Пройдёмся по Оранжерее Учебной (слайд 6). Здесь нас ждут различные задания, связанные с синтаксисом, пунктуацией, орфографией, лексикой. Название оранжереи говорит о том, что впереди нелёгкая, но интересная учебная работа.

Нас ждёт учебный труд – Оставьте в стороне
Нелёгкий, кропотливый. Пассивность и сомненья.
Он пользу принесёт, За знаниями в путь!
Коль будете пытливы. К ученью – с увлеченьем!

Пунктуационно-орфографическая разминка (слайд 7)

Записанный на доске микротекст необходимо списать, решая орфографические и пунктуационные задачи. Графически обозначить особенности интонации второго предложения.

Нет на земле (н...)чего пр...краснее и нежнее цветов! Цветы это п...хучее чудо. Цветы это хрупкий и др...гоце(н, нн)ый дар природы. Цветы источник вд...хновения и просто хорош...го настр...ения!

При проверке данного задания у доски (слайд 8) попутно отрабатывается интонация предложений, содержащих тире: на месте нулевой связки при произношении наблюдается отчётливая пауза, а перед ней — небольшое повышение голоса.

Цифровое письмо (слайд 9)

Выписать номера предложений, в которых тире при отсутствии связки не ставится:

  1. Утром на полях одуванчики словно живое золото.
  2. Век одуванчика месяц, а в дождливое лето ещё дольше.
  3. Мы васильки, осколки неба синего!
  4. Василёк это любимый цветок русского баснописца И.А.Крылова.
  5. Ландыш жемчужный цветок весны.

Проверяется задание способом самопроверки (слайд 10).

- А известно ли вам, ребята, что китайцы называют одуванчики “гномиками доброго духа земли”? И ещё интересная информация о васильке: в Швеции венок из васильков входит в изображение государственного герба.

Выборочный диктант “Только одно предложение”

- Разгадывая тему урока, вы немного поработали над развитием зрительного внимания. А сейчас проверим, насколько развита ваша слуховая память. Вам будет зачитан небольшой текст о чудесном цветке. Постарайтесь услышать в тексте и записать предложение, в котором между подлежащим и сказуемым стоит тире.

Роза — королева среди цветов. По одной из древних легенд, роза покраснела от того, что на её лепестки упала капля крови богини любви Афродиты. А согласно индийскому преданию, самая красивая девушка на свете, Лакшме, родилась из бутона розы, который состоял из 108 больших и 1008 маленьких лепестков.

Проверка выборочного диктанта (слайд 11)

Упражнение “Корректор” (слайд 12)

- По вине рассеянного наборщика произошла неприятность: перепутались слова в предложении и потерялся важный знак препинания. Определим, кто из вас самый внимательный и быстро работающий “корректор”.

Это, веток, составления, из, икебана, искусство, и, цветов, букета

- Проверьте, насколько правильно вами было составлено предложение, а также объясните постановку тире во втором предложении, представленном на доске (слайд 13)

Обучиться этому удивительному искусству – значит постичь тайны прекрасного.

Выступление ученицы, получившей опережающее задание: составить икебану и подготовить маленькое сообщение об этом искусстве:

В переводе с японского, икебана — это “другая жизнь цветов”. Икебана — не просто букет, а настоящее художественное произведение из цветов и веток. Это целый сконструированный по своим законам мир со своим особым языком. Столь древнему искусству в Японии обучают с малолетства, а люди, достигшие совершенства в искусстве икебаны, получают почётный титул “мастера”.

Письмо со вставками

- Сейчас вам предстоит самим конструировать предложения из нескольких компонентов. Первая часть ваших предложений — это названия цветов, которые вы увидите на слайдах. Вторая часть предложений будет мною прочитана. Вам нужно записать предложения полностью, поставив, где это необходимо, тире.

1) Сирень (слово не называется, а демонстрируется на слайде 14) точно нежное душистое море.

После устной проверки сконструированного предложения заранее подготовленный ученик рассказывает легенду об этом цветке:

Древнегреческая легенда повествует, что молодой Пан, бог лесов и лугов, повстречал однажды прекрасную лесную нимфу Сирингу и так залюбовался её красотой и грацией, что забыл о своих забавах. Решил Пан заговорить с Сирингой, но она испугалась и убежала. Пан помчался следом, но нимфа превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветами. Так имя Сиринги дало название цветку — сирень.

2) Астра (слайд 15) — это последняя улыбка осени.

После устной проверки данного предложения следует краткая этимологическая справка учителя:

- Астра в переводе с греческого означает “звезда”. Взгляните, её лепестки и впрямь напоминают лучики звезды. Недаром астру называют “последней улыбкой осени”: эти цветы выдерживают морозы до 7 градусов! Запах поздних астр неподражаем: он доносит и сырость осеннего дождя, и увядание листвы, и горечь хвои...

3) Подарить букет тюльпанов (слайд 16) — значит, на языке цветов признаться в любви.

После устной проверки составленного предложения ещё один ученик представляет своё опережающее задание — рассказ о тюльпане:

На языке цветов тюльпан означает объяснение в любви, и этому предшествует легенда о персидском принце Фархаде. Влюблённый в красавицу Ширин, принц мечтал о счастливой жизни с любимой. Однако завистливые соперники пустили слух, будто Ширин убита. Обезумевший от горя Фархад погнал своего коня на скалы и разбился насмерть. В том месте, где кровь несчастного принца попала на землю, выросли яркие красные цветы, символ страстной любви – тюльпаны.

“Акулы пера” (слайд 17)

- На этом этапе урока вам предстоит небольшая стилистическая “правка” текста. Перед вами – карточки, в которых напечатана старинная славянская легенда о ландыше. Переделайте заключительное предложение таким образом, чтобы в нём между подлежащим и сказуемым было тире вместо связки.

Легенда о нежном цветке

Старинная славянская легенда рассказывает: удалого гусляра Садко давно любила водяная царица Волхова. Однажды в лунном сиянии увидела она своего возлюбленного в объятиях земной девушки Любавы. Отвернулась гордая царевна, из её прекрасных синих глаз покатились слёзы. И ночью лишь луна была свидетелем того, как эти чистые слёзы превратились в нежные цветы, унизанные белыми жемчужинами. Теперь ландыш считается символом светлой и чистой любви.

Задание проверяется с помощью взаимопроверки (слайд 18): обучающиеся, сидящие за одной партой, обмениваются карточками, в которых они правили текст, и проверяют работу друг друга.

V. Полянка Игровая (слайд 19)

Игра “Анаграммы”:

Во всех данных словах, кроме одного, можно переставить буквы так, что получатся названия цветов. Кроме какого?

(А) мошкара (А) ромашка
(Б) пони (Б) пион
(В) скала (В) ласка
(Г) Тарас (Г) астра

VI. Клумба Этимологическая (слайд 20)

Вначале на слайде появляется ребус, разгадав который, обучающиеся вписывают в “Этимологические странички” в конце тетради слово “гладиолус”.

Затем на слайде возникает изображение этого цветка, и ученик-“этимолог”, работавший дома с этимологическим словарём, рассказывает классу о происхождении слова “гладиолус”:

Гладиолус (от лат.gladius- “небольшой меч”). Слово заимствовано в XVII в. Народное название цветка – шпажник. Листья у него длинные, узкие, напоминающие острые шпаги. От этого же корня образовано и слово “гладиатор”.

VII. Павильон Интеллектуальный (слайд 21)

- В этом павильоне вас ждёт мини-тест, который построен по принципу заданий части 2 ГИА: из четырёх вариантов ответов нужно выбрать один правильный.

В каком предложении на месте пропуска ставится тире?

По одной из легенд (...) магическое очарование азалии объясняют вмешательством эльфов.

Подснежник (...) будто маленький островок весны под холодным снежным покрывалом.

Кувшинка (...) царица вод и украшение русалок.

Я (...) лилия, французских королей цветок!

VIII. Галерея Самостоятельная (слайд 22)

- Название галереи подсказывает, что на данном этапе урока - самостоятельная работа, причём вид этой работы вы можете выбрать по желанию:

упражнение по учебнику (в предложениях № 2, 5 из упражнения 116 расставить знаки препинания, раскрыть скобки и произвести морфемный анализ слова недовольство)

или задание на доске (в приведённых афоризмах о пунктуации расставить знаки препинания. Попутно вспомните, что такое афоризм. Вдумайтесь в смысл этих блестящих высказываний! Понравившиеся вам мудрые мысли можете заучить.)

Тире знак отчаяния. (М.Пешковский)

Многоточие это следы на цыпочках ушедших слов. (В.Набоков)

Знаки препинания как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться. (К.Паустовский)

В процессе выполнения самостоятельных заданий учитель проверяет их выборочно в тетрадях отдельных обучающихся.

IX. Лужайка Сообразительная (слайд 23)

- На этой замечательной лужайке самое время проявить смекалку и подумать над заданием из международной игры-конкурса “Русский медвежонок – языкознание для всех”:

В предложении Бумага истлела “спрятано” слово аист. В четырёх из этих пяти предложений “спрятаны” названия овощей, а в одном – название цветка. В каком?

(А) Впереди скала. (Г) Банка пуста.
(Б) На полу кошка. (Д) Зима кончается.
(В) На ковре паук.

Правильный ответ (Д) мак и изображение цветка появляются на слайде по щелчку.

X. Подведение итогов урока.

Аллея Итоговая (слайд 24)

- Итак, мы на аллее Итоговой. А это означает, что наша увлекательная экскурсия в лингво-ботанический сад подошла к концу. Давайте подведём итоги:

  • Какое важное пунктуационное правило, связанное с постановкой тире между подлежащим и сказуемым, вы усвоили?
  • В каких случаях тире в простом предложении между подлежащим и сказуемым не ставится?
  • Какие неожиданные для себя открытия вы сделали из удивительной жизни цветов?

Учитель выставляет оценки обучающимся (с обязательными комментариями).

Домашнее задание:

Параграф 22,упражнение 119;

Индивидуальные задания (они находятся внутри ярких открыток с изображением различных цветов. Обучающиеся, пожелавшие выполнять домашнюю работу не по учебнику, выбирают открытки с любимыми цветами – таким способом распределяются индивидуальные задания:

1. Карточка с текстом о георгине (списать текст, расставить пропущенные знаки препинания, произвести синтаксический разбор первого предложения и морфемный разбор выделенного слова)

Георгин роскошный величественный цветок. В далёкие времена георгин был царским цветком и мог расти только в дворцовом саду. И остался бы царским пленником, если бы не молодой садовник Георгий.

Несмотря на суровый запрет садовник подарил этот цветок своей невесте а затем посадил такой же цветок возле её дома. Узнав об этом царь приказал бросить садовника в тюрьму где он и погиб. Но царский цветок уже вырвался на волю. В честь отважного садовника Георгия отдавшего жизнь за его свободу цветок был назван георгином.

2. Творческое задание: написать сочинение-миниатюру “Цветы, как люди, на добро щедры...”

3. Выполнить тест №8 (вариант 1) в сборнике Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 8 класс / Сост.Н.В.Егорова. - М.: ВАКО, 2010

4. Выписать несколько предложений на разные случаи применения правила “Тире между подлежащим и сказуемым” из рассказа О.Генри “Обращение Джимми Валентайна” (по хрестоматии “Вокруг тебя – мир” для 8 класса)

Слово учителя:

Завершим мы наш урок-экскурсию так же, как начинали его – стихотворными строками о цветах:

Цветы для нас – источник красоты,
Но зря ты их не рви, они живые!
Всё чувствуют, какими б ни были цветы:
Садовые, лесные, полевые...

Пусть в вашей жизни цветов будет как можно больше! Спасибо за урок! (слайд 25)