Я применяю мультимедиа презентации как метод обучения для того, чтобы не только сделать урок интересным, но и для преподнесения знаний, для их контроля, закрепления, повторения, обобщения, систематизации. Преимуществом таких уроков является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, повышается роль наглядности в учебном процессе, экономится учебное время, нежели при работе у классной доски. Мультимедийные обучающие презентации позволяют мне удобно и наглядно представить материал. При объяснении нового материала я использую иллюстрации, фотографии, портреты, видеофрагменты, видеоэкскурсии, проектируя их на большой экран с помощью LCD-проектора. При создании презентации я опираюсь на следующие дидактические принципы:
- системности и последовательности;
- наглядности;
- доступности;
- прочности;
- индивидуализации;
Целью и результатом применения презентации является формирование у учащихся знаний, умений и навыков.
При подготовке презентаций я учитываю следующие требования:
- роль и место презентации на данном уроке, на данном этапе урока;
- четкая постановка учебной цели и учебных задач с использованием презентации;
- максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке;
- использование дополнительного обучающего и развивающего материала;
- мультимедиа выступает в роли сопровождения объяснения учебного материала, но не заменяет живого общения учитель - ученик на уроке.
В процессе изложения урока я эпизодически представляю информацию на слайде в качестве иллюстрации. Это способствует лучшему усвоению учебного материала учащимися.
Таким образом я, используя информационно-коммуникативные технологии в преподавании, делаю обучение для учащихся более радостным и увлекательным. Презентация облегчает усвоение материала учащимся, помогает учителю контролировать класс; в процессе обучения одновременно педагога и компьютера значительно улучшается качество образования.
Часто, перед началом новой темы, на первых уроках я показываю учащимся пример -образец их ответов по окончании прохождения темы (что они должны знать и уметь по данной теме и как можно составить свою презентацию). Я преднамеренно показываю простой вариант презентации (без особых иллюстраций, фотографий, видеофрагментов), тем самым стимулируя учащихся на творческие, собственные и интересные презентации.
Цель таких презентаций - четкая постановка учебной цели и учебных задач и максимальное вовлечение учащихся класса в активную, самостоятельную поисковую деятельность.
Например, презентация по учебнику немецкого языка “Шаги-4”, автор И. Л. Бим, Л. М. Санникова по теме “Путешествие по Германии” в 8-ом классе. Учащиеся должны обсудить цель путешествия, транспортные средства, купить билеты, упаковать чемоданы; путешествуя по Германии, заказать обед в ресторане, спросить у прохожего, как пройти и т.д. Конечно, текста много, “слайдоменты”, но это же живой язык! Как научиться говорить, не читая и не разговаривая! Такую презентацию я обычно показываю на первых уроках, разбивая ее на смысловые части.
Задачи урока
- совершенствовать и развивать речевую компетенцию учащихся;
- воспитывать уважение к культурным наследиям страны изучаемого языка;
- воспитывать чувство ответственности, коллективизма, коммуникабельности через работу в группе;
- развивать навыки монологической, диалогической немецкой речи;
- развивать творческое мышление и самостоятельность при выполнении нестандартных заданий.
План проведения урока
I. Организационный момент.
II. “Путешествие по Германии”.
1. Вступительное слово учителя.
2. Речевая зарядка.
3. Фонетическая зарядка.
4. Вопросно-ответная беседа о значении и значимости познавательной роли путешествий.
III.Презентация проекта.
Ролевая игра с использованием ИКТ.
Слайды № 2- 4 – полилог – учащиеся выбирают цель (города) путешествия.
Слайд № 5 – подготовка к путешествию – упаковка чемоданов.
Слайд № 6 - обсуждение транспортного средства.
Слайд № 7 – покупка билетов – диалог.
Слайд № 8 – в ресторане – диалог.
Слайд № 9 – на улице – диалог: “Как пройти, проехать к …?”.
Слайды № 10–12 – экскурсия по Берлину.
IV. Подведение итогов урока.
V. Домашнее задание.
В презентациях - обобщениях и контроля изученного материала я задаю на слайдах вопрос-задание, а затем, выслушав ответы учащихся, показываю, каким должен быть примерный ответ с учетом употребления речевых и лексических единиц. В таких презентациях я всегда даю новый интересный, текстовый материал по изучаемой теме. Опять же, “слайдоменты”, но слайд - это опора и контроль. Например, презентация по учебнику немецкого языка “Шаги-5”, автор И. Л. Бим, Л. В. Садомова по теме “Ferien und Bücher. Gehören die zusammen?” в 9-ом классе.
“Книги в нашей жизни” в 9 классе
Цель урока: обобщение и систематизация знаний учащихся, полученных на уроках немецкого языка при изучении темы “Ferien und Bücher. Gehören die zusammen?”; создание компьютерных презентаций.
Задачи:
образовательные:
проверить, систематизировать и закрепить пройденный материал по теме “Ferien und Bücher. Gehören die zusammen?”;
совершенствовать и развивать речевую компетенцию учащихся;
воспитательные:
привлекать внимание учащихся к значимости и роли чтения в жизни человека;
приобщать учащихся к другой национальной культуре;
воспитывать чувство ответственности, коллективизма, коммуникабельности через работу в группе;
развивающие:
развивать логическое мышление, активизировать мыслительную деятельность учащихся при сравнительном анализе;
развивать творческое мышление и самостоятельность при выполнении нестандартных заданий.
План проведения урока
I. Организационный момент.
II. “Книги наши спутники и друзья”:
- Вступительное слово учителя.
- Речевая зарядка.
III. Презентация к уроку/
Слайд №1 – высказывания великих людей о роли чтения.
Слайд№2, №3 – оцените, какие вы читатели?
Слайд №4 – дополнить предложение: я читаю, потому что….
Слайд №5 – что бы я прочитал сейчас …
Слайд №6 – что я люблю, не люблю и вообще не читаю.
Слайд №7 – дополните предложения.
Слайд №8 – заполнить таблицу по прочитанному.
Слайды №9-10 – текст “Es ist interessant”.
IV. Контроль домашнего задания.
V. Подведение итогов урока: коллективный самоанализ и самооценка проектов.
VI. Домашнее задание.
Краткое описание хода урока
1. Начало урока: Wie geht‘s? Haben Sie gute Stimmung? Welche Farbe hat Ihre Stimmung?
2. Вступительное слово учителя: Liebe Freunde! Wir setzen unsere Arbeit am Thema „Ferien und Bücher. Gehören sie zusammen? fort.“ Heute sprechen wir über das Bücherlesen, über das Buch.
3. Die großen Menschen schrieben über die Rolle des Bücherlesens.
Also, das Lesen ist wichtig, und lesen muss man können.
4. Welche Leser sind Sie?
Also, es gibt unter uns zwei Bücherfreunde: Lesefüchse und Leseratten.
5. Was können die beiden Bücherfreunde einander zum Lesen empfehlen?
6. Meinungsaustausch. Was lesen wir gern, nicht besonders gern, überhaupt keine…..?
7. Wir machen einen kleinen Wettbewerb! Ergänzen Sie die Sätze!
8. Wir tauschen Informationen und Meinungen über das Gelesene aus.
9. Kontrolle der Hausaufgabe. Учащиеся подготовили к уроку презентации о своих любимых писателях и поэтах. Выразительно, вдохновенно, искренне и красиво дети читали стихи любимых авторов на родном языке, а о своих впечатлениях и чувствах на немецком языке. С. Есенин “Берёза”, А.Блок “Рассвет”, И.Бунин “Густой зелёный ельник” и др. Учащиеся, увлекающиеся прозой, так же поделились своими впечатлениями о прочитанном, почему эти произведения не оставили их равнодушными. А. Дашков “Умри или исчезни”, М. Булгаков “Мастер и Маргарита” и др.
10. Подведение итогов урока: коллективный самоанализ и самооценка проектов.
Видеоматериалы я использую чаще всего во время прохождения нового материала с целью удивить, заинтриговать, заинтересовать. Я не злоупотребляю спецэффектами, так как считаю, что главными задачами презентации, как составляющими компонента урока, являются: формирование у учащихся знаний и мотивация к изучению нового.