Цель урока: расширить и углубить представления учащихся о химических свойствах оснований.
Задачи урока.
Образовательная: изучить химические свойства оснований с позиции теории электролитической диссоциации.
Развивающие (формирование и развитие образовательных компетенций):
а) учебно-познавательных: развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности; умения ставить познавательную задачу (целеполагание), умения добывать знания, выделять главное, обобщать, делать выводы, проводить самопроверку и самооценку;
б) коммуникативных: навыков работы в паре, взаимодействия с другими людьми, умения ответить на поставленный вопрос;
в) информационных: проводить материальное и знаковое моделирование, выделять существенные признаки химических реакций, извлекать необходимую информацию из проводимого эксперимента; оформлять и представлять результаты своей работы.
Воспитательные: воспитывать сознательное отношение к учебному труду, чувство ответственности, развивать интерес к знаниям.
Здоровьесберегающие: правила безопасного обращения с веществами.
Планируемые результаты обучения. В результате изучения данного материала учащиеся должны:
Знать:
а) определение понятий – электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация, основания;
б) химические свойства оснований с позиции теории электролитической диссоциации.
Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
а) составлять уравнения электролитической диссоциации оснований, кислот;
б) уравнения реакций ионного обмена;
в) проводить реакции ионного обмена, подтверждающие химические свойства оснований, соблюдая правила безопасного обращения с реактивами и выявлять признаки наблюдаемых химических реакций;
г) пользоваться таблицей растворимости.
Тип урока: комплексное применение знаний и способов деятельности.
Форма проведения: практикум.
Содержание
1. Ценностные отношения:
помочь осознать практическую и личностную значимость данной темы;
развитие интеллектуальной культуры (умение анализировать, сравнивать свойства разных оснований в зависимости от их строения);
развитие исследовательской культуры (умение ставить эксперимент, доказывать свойства оснований);
развитие культуры самоуправления учебной деятельностью (умение работать во времени, самоконтролировать и корректировать свою деятельность);
развитие коммуникативной культуры (умение общаться);
развитие рефлексивной культуры (умение выделять узловые моменты).
2. Знания
Опорные:
понятие оснований;
химические свойства;
теория электролитической диссоциации;
ионные уравнения.
Новые:
химические свойства оснований ;
применение оснований
3. Способы действий
Опорные:
составление формул по степени окисления;
растворимость веществ;
составление молекулярных уравнений реакций;
составление ионных уравнений.
Новые:
составление уравнений реакций характерных для оснований;
умение ставить эксперимент.
Подготовка к уроку
Оборудование и реактивы:
- Слайды по теме: “Основания”, проектор.
- Гидроксиды: NaOH, Ca(OH)2; кислоты: HCI; фенолфталеин;
- Соли: мел, NH4CI, FeСI3, CuSO4,
- Карточки с формулами солей для “химической разминки”.
На столах учащихся:
- оборудование и реактивы к лабораторному опыту;
- инструкционные карты, листы самопроверки к лабораторному опыту.
Макроструктура урока:
1 этап - организационный.
2 этап - актуализация знаний учащихся
3 этап - изучение новых знаний и способов деятельности
4 этап - домашнее задание
5 этап - подведение итогов урока..
6 этап - рефлексия.
План урока
Этап | Информационный блок | Операционный блок | Рефлексивный блок | Методический блок |
1 | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию | - подготовка учащихся к уроку быстрое включение в деловой ритм | Психологическая подготовка к общению на уроке | |
2 | Тестовые задания с взаимной проверкой |
- быстро выбирать правильные ответы | стремление показать уровень знаний по предыдущей теме | тест |
- что называется солями? - как могут быть получены соли? - на какие группы можно разделить соли? - какой тип кристаллической решетки характерен для солей? - что вам известно о химических свойствах солей? |
- кратко, четко отвечать на поставленные вопросы | стремление показать высокий уровень знаний по данной теме, самоутвердиться, проверить себя | беседа | |
3 | - определение оснований; - классификация оснований: - химические свойства оснований; - применение. |
- внимание; - работа по группам с инструктивными картами; - выполнение заданий; - выполнение эксперимента; - записи в тетради. |
работать в ритме с другими, помогать слабым ученикам, осознать значимость данной темы | интерактивный режим; - проблемное обучение; - работа по группам, коллективное обучение; - практический эксперимент. |
4 | Дать качественную оценку класса и отдельных учащихся | - выставление оценок в дневники | удовлетворение от выполненной работы | - сообщение учителя; - подведение итогов самими учащимися. |
5 | П. 39, упр.3, 5 Задания в рабочей тетради. |
Записи в дневник | Общее задание | |
6 | Инициировать рефлексию учащихcя по поводу своего психоэмоционального состояния | - оценить свое эмоциональное состояние и уровень полученных знаний | - комфортно ли работать в группе, доволен ли собой | Карта урока |
Структура урока
I. Мотивация
Здравствуйте, ребята! Посмотрим, что вы знаете об основаниях. Листочки подпишите и ответьте на пять вопросов теста. (Слайд №1-5)
Обменяйтесь листочками, проверьте правильность выполнения задания. (Слайд 6)
А знаете ли вы, зачем нужны основания? (Слайд 7)
Мы поговорим об основаниях в узком аспекте, потому что тема нашего урока: “Химические свойства оснований с позиции теории электролитической диссоциации” (Слайд 8)
II. Целеполагание
Учитель: Что нам нужно сегодня узнать? Как мы будем это делать?
Цель урока: расширить и углубить наши представления об основаниях, ведь они так важны для человека.
Прочтём ещё раз тему урока и расшифруем каждое слово в этом непростом для “нехимического” взгляда предложении.
Что такое диссоциация?
Что такое электролиты?
На какие ионы распадаются основания в растворах?
Какое определение даёт эта теория основаниям? (Слайд 9)
Итак, первый этап урока пройден.
- Понятны ли вам тема, цель и задачи урока?
Тогда переходим к химической разминке.
III. Подготовка к восприятию нового материала
1. Химическая разминка
а) Работа с карточками, словарная работа. Учитель показывает карточки с формулами кислот, солей, ионов – ученики называют вещества или ионы.
б) Упражнение на синтез знаний. (Слайд 10)
Перед нами ряды формул или названий веществ, ответьте на вопрос.
- Какова логическая взаимосвязь указанных понятий с основаниями? (Основания взаимодействуют с ними, а именно: с индикаторами, оксидами, кислотами, солями)
Сейчас нам предстоит проделать эти реакции и объяснить их с новой точки зрения – с позиции теории электролитической диссоциации.
IV. Изучение нового материала
Тема: “Химические свойства оснований с позиции теории электролитической диссоциации”.
Работа с инструкционной картой. Прочитайте тему лабораторного опыта, уясните цель.
Техника безопасности.
- Вы знаете, как обращаться с основаниями и другими реактивами? (Ученики проговаривают правила обращения с реактивами.)
Будьте предельно осторожны, берегите глаза! Кому понятны техника безопасности, название опыта, цель и ход работы поднимите руки.
Проводя опыт, сделайте выводы и найдите ответ на вопросы, изображенные на экране. (Слайд 11)
- Как объясняет ТЭД химические свойства оснований?
- Почему у оснований есть общие свойства? Это самый главный вопрос сегодняшнего урока.
Лабораторный опыт
Опыт №1. Растворение гидроксидов, взаимодействие с кислотами.
Цель: на основании проведенных опытов сделать вывод о растворимости оснований в свете ионных представлений, вывод об особенностях взаимодействия оснований с кислотами.
Содержание и порядок выполнения работы:
1) Взаимодействие с водой.
1. Добавьте воду в пробирки с твёрдыми веществами:
1-я пробирка - гидроксид натрия .
2-я пробирка - гидроксид кальция.
3-я пробирка - гидроксид меди.
2) Взаимодействие с кислотами
Смешать в пробирке немного раствора гидроксида натрия, фенолфталеина с разбавленной соляной кислотой. Смешать в пробирке немного раствора гидроксида кальция, фенолфталеина с разбавленной соляной кислотой Наблюдаем при добавлении фенолфталеина появление малиновой окраски, которая исчезает при добавлении кислоты. Это реакция - ... .
Ответьте на вопрос: При каких условиях взаимодействуют щелочи с кислотами? (Слайд 12)
Опыт №2. Взаимодействие оснований с кислотными оксидами
Цель: на основании проведенных опытов сделать обобщенный вывод об особенностях взаимодействия оснований с кислотными оксидами.
Содержание и порядок выполнения работы
1. Соберите прибор для получения углекислого газа. Трубку опустите в пробирку с известковой водой.
Наблюдайте за изменениями в пробирке. (Слайд 13)
Опыт №3. Взаимодействие оснований с солями.
1 - К раствору хлорида железа прилить раствор гидроксида натрия.
2 - К раствору хлорида аммония прилить раствор гидроксида натрия.
В первом случае наблюдается выпадение коричневого осадка. Во втором случае наблюдается выделение газа.
Ответьте на вопрос: Какое основание образуется в первом случае, какое – образуется во втором случае?
Опыт № 4. Взаимодействие нерастворимых оснований с кислотами. Разложение нерастворимых оснований. (Слайд 14)
1 - К раствору сульфата меди прилить раствор гидроксида натрия.
Осадок отфильтровать. Перенести в пробирку, добавить хлороводородную кислоту.
2 - К раствору сульфата меди прилить раствор гидроксида натрия.
Осадок отфильтровать. Перенести в пробирку, закрепить её в держателе, нагреть на пламени горелки.
В первом случае наблюдается растворение осадка. Во втором случае наблюдается изменение цвета осадка.
Ответьте на вопрос: Какое вещество образуется в первом случае, какое – образуется во втором случае?
Общий вывод
Ответьте на вопросы (устно):
1. Каковы общие свойства оснований?
2. Как объяснить тот факт, что основания имеют общие свойства?
(Учащиеся выполняют лабораторный опыт, используя инструкционные карты. В зависимости от подготовленности класса, выводы обсуждаются после каждого опыта или в конце работы в целом. Можно организовать взаимопроверку, проверку с помощью слайдов, листов самопроверки или учащихся вызываются к доске, им предлагается написать уравнения некоторых реакций (проверку осуществляют ученики совместно с учителем). Учитель оказывает индивидуальную помощь и корректирует деятельность учащихся.)
Учитель: Надеюсь, что вы нашли ответы на поставленные вопросы.
1. Каковы химические свойства оснований?
Основания взаимодействуют:
а) с кислотами, с образованием соли и воды;
б) с кислотными оксидами, с образованием соли и воды;
в) с солями, с образованием другого основания и другой соли;
г) нерастворимые основания взаимодействуют с кислотами, с образованием соли и воды;
д) нерастворимые основания при нагревании разлагаются.
(Обсуждаются результаты опытов).
2. Почему основания обладают сходными свойствами?
Внимательно посмотрите на ионные уравнения проделанных вами реакций. (Слайд 15)
V. Закрепление.
“Химический цветок”
Учитель: В нашей лаборатории расцвёл цветок необычайной красоты – на его лепестках – формулы веществ. Вспомним о лете. Летом вы, наверное, гадали на ромашке “любит – не любит”, так и сегодня мы погадаем “взаимодействует – не взаимодействует” данное вещество с гидроксидом натрия? (На лепестках формулы: Аu ,H2SO4, Zn, CuO, CO2 , NaOH, KCl, Na2SiO3, SO3, FeCI3, HCI, Mg)
Отрываем ненужные лепестки, остаются: Na2 SiO3, HCI, KCl H2SO4 , SO3 , CO2 , Zn. (Слайд 16)
VI. Домашнее задание
1) Параграф 39, № 3, 5 после параграфа, для желающих - задание в рабочей тетради.
VII. Подведение итогов урока
Подведём итог урока.
- Как вы считаете, достигли ли мы поставленной цели?