Урок русского языка по теме "Правописание производных предлогов". 7-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Тип урока: урок совершенствования знаний, умений, навыков

Вид урока: урок-практикум

Форма: (клуб “Знатоки”)

Цель:

Образовательные

  • Систематизировать знания о предлоге;
  • Отработать навык правописания предлогов.

Развивающие:

  • Способствовать развитию навыков разграничения производных предлогов и омонимичных частей речи;
  • Способствовать формированию навыка решения учебных задач, соответствующих требованиям ГИА и ЕГЭ;
  • Способствовать развитию навыков комплексного анализа текста;
  • Способствовать формированию коммуникативной компетенции учащихся.

Воспитательные

  • Содействовать воспитанию внимательного отношения к слову, бережного отношения к природе

Оборудование: раздаточный материал (Приложение 1, Приложение 2), компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

ХОД УРОКА

Организационный этап.

Доброе утро, ребята. Нам предстоит провести необычный урок. Я знаю как самых любознательных, пытливых, старательных учениках. И я подумала, почему бы нам не учредить в 7Б клуб “Знатоков русского языка”? Сейчас мы вместе с вами пройдем испытание на знание не самой легкой темы русского языка “Правописание предлогов”.

Целеполагание. Обобщить знания о предлоге, отработать навык правописания предлогов, навык разграничения предлогов с другими частями речи, развивать навык комплексного анализа текста.

“Стадия осмысления”.

1 испытание: теоретическое. Слайд 2.

А что нам известно о предлоге?

(служебная часть речи, служит для связи слов в словосочетании, делится по способу образования на производные и непроизводные, по составу они бывают простые и составные, предлоги в русском языке употребляются с конкретными падежами, по значению они делятся на: временные, пространственные, причинные и т.д.)

С таким багажом знаний мы можем не бояться следующих испытаний.

Чтобы успешно справиться со следующей лингвистической задачей, мы должны пополнить свой словарь. Слайд 3.

Техногенная катастрофа  — крупная авария, влекущая за собой массовую гибель людей и даже экологическую катастрофу.

Парнико'вый эффе'кт — повышение температуры нижних слоёв атмосферы планеты по сравнению с эффективной температурой, то есть температурой теплового излучения планеты, наблюдаемого из космоса.

Атмосфе'ра  — газовая оболочка (геосфера), окружающая планету Земля.

Задание 1. Слайд 4, Приложение 2.

Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Найдите среди этих предложений одно лишнее.

РАБОТА У ДОСКИ: 3 ЧЕЛОВЕКА.

Вследстви_ плохой погоды мы остались дома.
В следстви_ были допущены ошибки.
Вследстви_ болезненного состояния она ушла домой.

Чтобы найти третье лишнее, нам надо определить, какой частью речи является слово “вследствие”. А какой частью речи оно может быть?

Задание 2. Слайд 6

Найдите “лишнее” слово или сочетание слов в предложенных рядах.

  • Без, к, ради, от, согласно, также, над.
  • Благодаря брата, благодаря брату.
  • Насчет работы, на счет банка.
  • Оглянулся вокруг, вокруг оси.

Задание 3.

Найдите ошибочное употребление падежной формы существительного.

1. Согласно приказа

2. Благодаря старанию

3. Наперекор желанию

4. Вследствие нарушения

Задание 4. Слайд 7.

Укажите словосочетание с производным предлогом

1. Благодаря его за помощь

2. Строился около дома

3. Прошел мимо

4. Идут навстречу

Задание 5.

Найдите ошибочное правописание предлога:

1. Вовремя занятий

2. Говорить насчет отпуска

3. Вследствие снегопада

4. Невзирая на преграду

Слайд 9. РАБОТА У ДОСКИ 2 ЧЕЛОВЕКА. Прочитайте текст. Выпишите из него все предлоги, распределив их по столбикам: производные и непроизводные.

Лес и город. (Приложение 1)

Лес и город. Город и лес. Порождения одной Вселенной. Такие разные и никак не совмещающиеся пока.

Город тянулся навстречу лесу, простирая в чащи уверенные щупальца-дороги, протягивая паутины проводов, неся гарь тяжелого дыхания. А лес неподвижно взирал на его осторожное, но настойчивое приближение. Лес не умел ни бояться, ни роптать: он мог лишь жить и ждать своего часа. Несмотря на это, лес рассеивал дым, разлагал едкий газ, возвращал городу чистыми ночными ветрами. Лес по каплям копил чистую влагу и посылал ее городу, а город пил ее ненасытно и выбрасывал грязной рекой.

Город и лес. Торжество человека и торжество природы. С тех пор как рожденное лесом косматое существо подняло на него свою лапу с камнем-рубилом и первое дерево со стоном пало к его ногам, силы их стали неравными. Кто знает, на протяжении какого времени они будут считаться врагами. Кто знает, в течение какого времени еще будет длиться наступление человечества на то, что было от века его жильем, пищей, прибежищем.

(По Н. Никонову).

Анализ текста.

- Определите тему текста. О чем он? (об отношениях города и леса).

- Назовите центральные образы текста. (Лес и город)

- Можете ли вы сразу определить основную мысль текста? (сразу это сделать нельзя).

- Обратимся к главным образам. Наша задача – определить, при помощи каких языковых и изобразительных средств автор создает главные образы.

- Какие ключевые слова раскрывают образ города? С помощью каких изобразительных средств автор создает образ города? (эпитетов, метафор, олицетворений)

- Какие краски появляются благодаря использованию этих изобразительных средств? (образ города создается с помощью темных тонов – выхлопных газов, темного дыма, серого железа; в обрисовке леса использованы светлые краски, от них словно веет свежим ветром).

- Теперь обратимся к грамматическим средствам создания образов. Какая часть речи чаще всего используется автором? (Глагол)

Работа с таблицей. Слайд 10.

Город Лес
Действия
тянулся

простирал

протягивал

тянул

дышал

(приближение)

пил

выбрасывал

взирал

не умел ни бояться, ни роптать

мог жить и ждать

рассеивал

разлагал

возвращал

копил

слал

Какие из этих глаголов соответствуют схеме ?

(простирал, протягивал, выбрасывал)

- Что можно сказать о городе на основе данных наблюдений? (город представляется великаном, чудовищем, постоянно требует пищи и все-таки остается ненасытным, каждый раз прося все больше и больше, ничего не давая взамен).

- Каким же изображен лес? Назовите приставочные глаголы, называющие его действия.

Рассеивал, разлагал, возвращал

- Объясните разницу в выборе согласной на конце приставки (перед глухим С, перед звонким З).

- Объясните значение слов

РОПТАТЬ – выражать недовольство, обиду, сетовать.

- Подберите к ним синонимы:

роптать – возмущаться, жаловаться.

- Почему автор из ряда синонимов выбирает именно это слово? (чтобы подчеркнуть спокойствие, безропотность, бескорыстие леса, готовность отдавать, не прося ничего взамен).

- А теперь нам предстоит выявить синтаксические особенностей изображения города и леса.

- Объясните постановку знаков препинания в последнем предложении 1 абзаца. Лес по каплям копил чистую влагу и слал ее городу, а город пил ее ненасытно и выбрасывал грязной рекой.

- Мы выяснили, что в тексте противопоставляются город и лес. К какому лексическому типу слов можно отнести данные слова? (к контекстуальным антонимам).

- Какова цель противопоставления? Ответив на этот вопрос, мы определим основную мысль текста.

- Автору удалось создать живые образы, но только ли о городе и лесе он говорит? Может быть, под образами города и леса подразумеваются что-то другое? (учащиеся высказывают предположения: город олицетворяет человека, его жадность, а лес – весь огромный мир природы).

- Какова же основная мысль текста? С какой целью написан текст?

Слайд 11. (Для того чтобы каждый из нас не забывал, что является частью огромного мира и не может растрачивать и уничтожать то, что сам не создавал. Автор привлекает внимание читателя к проблеме уничтожения человеком живой природы, его естественной среды обитания).

- Какие вы можете привести факты в подтверждение того, что проблема эта достаточно серьезна в наше время? (экологические катастрофы, проблемы глобального потепления).

3 этап урока - рефлексия. Вот мы и прошли последнее испытание. Как вы сами оцениваете свою работу на уроке? Достойны ли мы стать участниками клуба знатоков русского языка?

- Действительно большинство из вас показали отличные знания по теме правописания предлогов, навыки анализа текста.

Домашнее задание. Сегодня на уроке мы отрабатывали те задания, которые предлагаются на ЕГЭ, ГИА. Самой трудной частью для выполнения является часть С. Оно предполагает выявление авторской позиции, согласие или несогласие с ней и аргументацию собственной точки зрения.

Объясните, согласны ли вы с точкой зрения автора. Свой ответ аргументируйте. Написать мини-сочинение (30-70 слов) на экологическую тему, используя не менее 3 производных предлогов.