Портрет в скульптуре

Разделы: МХК и ИЗО


Цели: Научить учащихся создавать образ воображаемого человека или литературного героя в скульптуре, то есть в трехмерном пространстве.

Задачи:

  • Обобщить знания детей о скульптуре, о языке этого вида искусства и о пропорциях лица.
  • Дать элементарные понятия об анатомическом строении черепа и мимических мышцах лица.
  • Развивать пластику мелких мышц запястья и фаланг пальцев детей.
  • Развивать уважение к культуре предков и умение видеть «глазами художника».
  • Развивать способность и потребность общения с прекрасным, желание узнать что-то новое.
  • Воспитывать эстетическое отношение к творческой работе.

Оборудование:

  • для учителя: мультимедийный проектор, череп, таблицы, гипсовые маски, образцы круглой пластики и рельефов, анатомический атлас.
  • для учащихся: газета, тряпочка, дощечка, пластилин, стеки, зубочистки.

Музыкальный ряд: релаксирующая музыка.

План первого урока

  1. Организация урока (зарядка).
  2. Беседа по теме.
  3. Запись некоторых понятий в тетради.
  4. Объяснение практической работы.
  5. Выполнение практической работы.
  6. Подведение итогов.

Ход урока

Приложение 1

После организационного момента уместно начать беседу со следующих вопросов:

  • Что такое скульптура?
  • Что вы можете рассказать о скульптуре?
  • К видам или жанрам изобразительного искусства относится скульптура?
  • Кто из вас видел скульптуры, когда, где?
  • В каких жанрах может быть выполнена скульптура?
  • Какие скульптуры можно отнести к символам города Москвы и Санкт-Петербурга?
  • Как различается скульптура по размерам?
  • Какие материалы могут быть использованы в скульптуре?
  • Как вы понимаете выражение: «Объем и трехмерность – основа языка скульптуры»?

Материалы к первому уроку.

С К У Л Ь П Т У Р А один из пяти видов изобразительного искусства. Относится к пространственным видам искусства. Скульптура связана с художественным воспроизведением действительности в объемно-пространственных формах. Основной предмет изображения в скульптуре это человек. Кроме портретного жанра часто встречается анималистический жанр, а также исторический и бытовой.

И как признано археологами, скульптуру считают одним из древнейших видов изобразительного искусства, возможно, появившуюся раньше, чем наскальные рисунки.

Первые костяные и каменные статуэтки относятся к верхнему палеолиту / около 33 тыс. лет до нашей эры. Термин « скульптура» был введен римлянами и означает» высекать», «вырубать». К скульптурам относятся статуи, бюсты, рельефы.

Символами города Москвы по праву считают памятник Минину и Пожарскому скульптора Ивана Мартоса (1818г.) и Памятник Юрию Долгорукому скульптора Орлова (1956г.) Скульптуру «Рабочий и колхозница» автор Мухина В.И. использовали как символ Мосфильма. ( скульптуры демонстрируются на экране)

Самый узнаваемый памятник Санкт Петербурга – памятник Петру 1, который вошел в историю под названием «Медный всадник» скульптора Э.Фальконе, является символом киностудии Ленфильм.

По размерам скульптура выделяется, как монументальная, станковая и миниатюрная.

По форме изображения различают скульптуру: круглую, рельеф и контррельеф. Круглую скульптуру можно обойти и рассмотреть со всех сторон, а у рельефа объем выделяется от плоскости и рассматривается спереди и сбоку. Рельеф может быть низким – барельеф и высоким – горельеф. Контррельеф углубляется внутрь плоскости. (Демонстрируется на греческих масках и римских головах)

На этих же образцах учащиеся закрепляют понятия: надбровные дуги, глазницы, круговые мышцы рта, верхняя и нижняя челюсть. При объяснении используется также череп.

После беседы учащиеся выполняют практическую работу по инструкционной карте этапы № 1 и 2.

Задача первого урока – подготовить объем для портрета в рельефе.

(Раздается инструкционная карта)

  1. На картон наносим карандашом форму головы и шеи в задуманных пропорциональных соотношениях соответствующих маске.
  2. Затем набираем нужный объем соответствующий барельефу и проводим стеком вертикальную линию симметрии и горизонтальную линию посредине лица.

Урок завершается вопросами о том, что нового учащиеся узнали на уроке о скульптуре?

Какие имена скульпторов запомнили?

Подводится итог урока.

Тема урока: «Портрет в скульптуре» – урок № 2

Ход второго урока:

  1. Организация урока.
  2. Короткий фронтальный опрос.
  3. Поэтическое вступление перед практической работой.
  4. Практическая работа по инструкционной карте.
  5. Подведение итогов урока.
  6. Выставка.

После организационного момента и краткого повторения материала учитель просит сформулировать задачи, обозначенные на прошлом уроке. Затем желательно используя череп показать детям, где находятся надбровные дуги, глазные впадины, корень носа, верхняя и нижняя челюсть (раздать инструкционные карты).

Когда учащиеся вспомнили, какая цель перед ними поставлена, учитель просит учеников положить руки на подготовленные на прошлом уроке заготовки, согреть их своим теплом, и читает стихотворение Роберта Рождественского «Творчество». Необходимо вызвать творческий подъем и желание завершить работу (стихотворение может прочесть и подготовленный ученик).

«Творчество» Р.Рождественский.

Как оживает камень.
Он сначала
Не хочет верить в правоту резца…
Но постепенно
Из сплошного чада
Плывет лицо.
Верней –
         подобие лица.
Оно ничье.
Оно еще безгласно.
Оно еще почти не наяву.
Оно еще
Безропотно согласно
Принадлежать любому существу:
        Ребенку,
                Женщине,
                            Герою,
                                    Старцу…
Так оживает камень.
Он –
    В пути.
Лишь одного не хочет он:
Остаться
            Таким, как был,
                                И дальше не идти…
Но вот уже
                С мгновением великим
Решимость Человека сплетена.
Но вот уже
                Грудным просящим криком
Вся мастерская
До краев полна:
«Скорей!
            Скорей художник!
Что ж ты медлишь.
Ты не имеешь права
                            Не спешить!
Ты дашь мне жизнь.
Ты должен.
Ты сумеешь.
Я жить хочу!

Я начинаю
                Жить.
Поверь в меня светло и одержимо.
Узнай!
Как почку майскую раскрой.
Узнай меня!
Чтоб по гранитным жилам
                Пошла
                        Толчками
                                    Каменная кровь.
Поверь в меня…
Высокая
        Живая
                По скошенной щеке
                                            Течет слеза…
Смотри!
Скорей смотри!
Я раскрываю
                Печальные
                            Гранитные глаза.
Смотри:
        Я жду взаправдашнего ветра.
В меня уже вошла
                        Твоя весна!»
А человек,
            Который создал
                                    Это,
Стоит и курит около окна.

Вдохновленные стихотворением учащиеся начинают практическую работу по инструкционной карте с третьего этапа.

  1. Кладем большие пальцы на горизонтальную линию и выдавливаем форму глазниц, одновременно поднимая выпуклости надбровных дуг и объем носа.
  2. Набираем объем круговых мышц рта в форме овала.
  3. Разрезаем стеком мышцы рта горизонтально посредине и передаем форму верхней и нижней губы в соответствии с задуманным образом.
  4. В глазницы добавляем необходимый объем пластилина для лепки глаз овальной формы.
  5. Вырезаем стеком форму век, обозначая радужную оболочку и углубляя зрачок.
  6. Добираем объем носа, уточняя нужную форму.
  7. Форма прически и если необходимо головного убора выполняется творчески.

В конце урока проводится выставка и анализ работ.

Инструкционная карта

Материалы к уроку из истории скульптуры на Руси и в России

История развития скульптуры в России богата трагедиями, легендами и даже комедиями.

В языческой Руси скульптура занимала особое место и как вид изобразительного искусства была наиболее развита по сравнению с другими видами. Славянские мастера объемного изображения владели способами резьбы по дереву и по камню, создавая идолов для языческих капищ и украшая свои жилища резными наличниками, ставнями, причелинами и лобовыми нарядными досками. С принятием христианства в 988году с целью уничтожения язычества круглая скульптура была на долгое время запрещена. Исключение составляет рельефная резьба по камню, украшавшая белокаменные храмы Владимиро-суздальского княжества, да ажурная резьба по дереву на теремах и избах.

Известен комический случай появления обнаженных фигур, символизировавших стороны света, на Спасской башне Московского Кремля в 20-е годы XVII века. Но церковь запретила такую вольность. Сначала статуи одели в суконные кафтаны, а затем и совсем убрали.

Лишь при Петре I скульптура была официально разрешена. Она украсила Триумфальную арку в честь взятия Азова, появилась во дворцах и парках и даже в храмах. Известно, что скульптурой украшены ворота Петропавловской крепости, а Петропавловский собор украшен барельефами. Имели скульптуры дворец Меншикова и здание Двенадцати коллегий. В Италии были заказаны скульптуры для Летного сада. Всего при Петре I в Россию из Европы было ввезено более 300 мраморных скульптур.

Своих скульпторов в России тогда еще не было, поэтому для начала обратились к иностранным мастерам. Таким иностранцем и стал талантливый скульптор и архитектор Карло Бартоломео Растрелли. Сорокалетний итальянец приехал в Россию со своим шестнадцатилетним сыном-учеником, подписав договор о службе на 3 года, а остался до конца жизни. Именно ему принадлежит первая конная скульптура в России, запечатлевшая образ Петра I. Ему же обязана российская история и культура, сохранением подлинных черт и облика первого российского императора, имеющая две гипсовые маски – прижизненную и посмертную снятые с лица императора.

Первым подлинно русским скульптором стал сын помора резчика по кости Федот Шубин. Получив прекрасное образование сначала в России, а затем за границей, он мастерски оживлял мрамор. Его резцу принадлежат портреты-бюсты целого поколения великих людей России второй половины 18 века. Это бюсты Ломоносова, Екатерины II, Шувалова, Потемкина-Таврического, Голицына и многих других.

Первой скульптурой Москвы стал памятник национальным героям России гражданину Нижнего Новгорода Козьме Минину и князю Пожарскому, положившим конец польско-литовской интервенции и «смутному времени». Первый памятник, созданный на народные средства. Он занял почетное место на Красной площади. На примере этого памятника легко объяснить понятия скульптуры круглой – фигур Минина и Пожарского, стоящих на постаменте и рельефа, который находится на двух гранях постамента и изображает патриотов родины, записывающихся в народное ополчение и собирающих пожертвования на вооружение. Памятник горячо приветствовали во всех городах России, пока везли из Санкт-Петербурга в Москву. В 1818 году состоялось открытие при большом скоплении народа.

Современному человеку трудно представить площади, скверы и парки без скульптур и памятников. Они организуют пространство и являются носителями гражданского, патриотического, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.