Цели: Научить учащихся создавать образ воображаемого человека или литературного героя в скульптуре, то есть в трехмерном пространстве.
Задачи:
- Обобщить знания детей о скульптуре, о языке этого вида искусства и о пропорциях лица.
- Дать элементарные понятия об анатомическом строении черепа и мимических мышцах лица.
- Развивать пластику мелких мышц запястья и фаланг пальцев детей.
- Развивать уважение к культуре предков и умение видеть «глазами художника».
- Развивать способность и потребность общения с прекрасным, желание узнать что-то новое.
- Воспитывать эстетическое отношение к творческой работе.
Оборудование:
- для учителя
Музыкальный ряд: релаксирующая музыка.
План первого урока
- Организация урока (зарядка).
- Беседа по теме.
- Запись некоторых понятий в тетради.
- Объяснение практической работы.
- Выполнение практической работы.
- Подведение итогов.
Ход урока
После организационного момента уместно начать беседу со следующих вопросов:
- Что такое скульптура?
- Что вы можете рассказать о скульптуре?
- К видам или жанрам изобразительного искусства относится скульптура?
- Кто из вас видел скульптуры, когда, где?
- В каких жанрах может быть выполнена скульптура?
- Какие скульптуры можно отнести к символам города Москвы и Санкт-Петербурга?
- Как различается скульптура по размерам?
- Какие материалы могут быть использованы в скульптуре?
- Как вы понимаете выражение: «Объем и трехмерность – основа языка скульптуры»?
Материалы к первому уроку.
С К У Л Ь П Т У Р А один из пяти видов изобразительного искусства. Относится к пространственным видам искусства. Скульптура связана с художественным воспроизведением действительности в объемно-пространственных формах. Основной предмет изображения в скульптуре это человек. Кроме портретного жанра часто встречается анималистический жанр, а также исторический и бытовой.
И как признано археологами, скульптуру считают одним из древнейших видов изобразительного искусства, возможно, появившуюся раньше, чем наскальные рисунки.
Первые костяные и каменные статуэтки относятся к верхнему палеолиту / около 33 тыс. лет до нашей эры. Термин « скульптура» был введен римлянами и означает» высекать», «вырубать». К скульптурам относятся статуи, бюсты, рельефы.
Символами города Москвы по праву считают памятник Минину и Пожарскому скульптора Ивана Мартоса (1818г.) и Памятник Юрию Долгорукому скульптора Орлова (1956г.) Скульптуру «Рабочий и колхозница» автор Мухина В.И. использовали как символ Мосфильма. ( скульптуры демонстрируются на экране)
Самый узнаваемый памятник Санкт Петербурга – памятник Петру 1, который вошел в историю под названием «Медный всадник» скульптора Э.Фальконе, является символом киностудии Ленфильм.
По размерам скульптура выделяется, как монументальная, станковая и миниатюрная.
По форме изображения различают скульптуру: круглую, рельеф и контррельеф. Круглую скульптуру можно обойти и рассмотреть со всех сторон, а у рельефа объем выделяется от плоскости и рассматривается спереди и сбоку. Рельеф может быть низким – барельеф и высоким – горельеф. Контррельеф углубляется внутрь плоскости. (Демонстрируется на греческих масках и римских головах)
На этих же образцах учащиеся закрепляют понятия: надбровные дуги, глазницы, круговые мышцы рта, верхняя и нижняя челюсть. При объяснении используется также череп.
После беседы учащиеся выполняют практическую работу по инструкционной карте этапы № 1 и 2.
Задача первого урока – подготовить объем для портрета в рельефе.
(Раздается инструкционная карта)
- На картон наносим карандашом форму головы и шеи в задуманных пропорциональных соотношениях соответствующих маске.
- Затем набираем нужный объем соответствующий барельефу и проводим стеком вертикальную линию симметрии и горизонтальную линию посредине лица.
Урок завершается вопросами о том, что нового учащиеся узнали на уроке о скульптуре?
Какие имена скульпторов запомнили?
Подводится итог урока.
Тема урока: «Портрет в скульптуре» – урок № 2
Ход второго урока:
- Организация урока.
- Короткий фронтальный опрос.
- Поэтическое вступление перед практической работой.
- Практическая работа по инструкционной карте.
- Подведение итогов урока.
- Выставка.
После организационного момента и краткого повторения материала учитель просит сформулировать задачи, обозначенные на прошлом уроке. Затем желательно используя череп показать детям, где находятся надбровные дуги, глазные впадины, корень носа, верхняя и нижняя челюсть (раздать инструкционные карты).
Когда учащиеся вспомнили, какая цель перед ними поставлена, учитель просит учеников положить руки на подготовленные на прошлом уроке заготовки, согреть их своим теплом, и читает стихотворение Роберта Рождественского «Творчество». Необходимо вызвать творческий подъем и желание завершить работу (стихотворение может прочесть и подготовленный ученик).
«Творчество» Р.Рождественский.
Как оживает камень.
Он сначала
Не хочет верить в правоту резца…
Но постепенно
Из сплошного чада
Плывет лицо.
Верней –
подобие лица.
Оно ничье.
Оно еще безгласно.
Оно еще почти не наяву.
Оно еще
Безропотно согласно
Принадлежать любому существу:
Ребенку,
Женщине,
Герою,
Старцу…
Так оживает камень.
Он –
В пути.
Лишь одного не хочет он:
Остаться
Таким, как был,
И дальше не идти…
Но вот уже
С мгновением великим
Решимость Человека сплетена.
Но вот уже
Грудным просящим криком
Вся мастерская
До краев полна:
«Скорей!
Скорей художник!
Что ж ты медлишь.
Ты не имеешь права
Не спешить!
Ты дашь мне жизнь.
Ты должен.
Ты сумеешь.
Я жить хочу!
Я начинаю
Жить.
Поверь в меня светло и одержимо.
Узнай!
Как почку майскую раскрой.
Узнай меня!
Чтоб по гранитным жилам
Пошла
Толчками
Каменная кровь.
Поверь в меня…
Высокая
Живая
По скошенной щеке
Течет слеза…
Смотри!
Скорей смотри!
Я раскрываю
Печальные
Гранитные глаза.
Смотри:
Я жду взаправдашнего ветра.
В меня уже вошла
Твоя весна!»
А человек,
Который создал
Это,
Стоит и курит около окна.
Вдохновленные стихотворением учащиеся начинают практическую работу по инструкционной карте с третьего этапа.
- Кладем большие пальцы на горизонтальную линию и выдавливаем форму глазниц, одновременно поднимая выпуклости надбровных дуг и объем носа.
- Набираем объем круговых мышц рта в форме овала.
- Разрезаем стеком мышцы рта горизонтально посредине и передаем форму верхней и нижней губы в соответствии с задуманным образом.
- В глазницы добавляем необходимый объем пластилина для лепки глаз овальной формы.
- Вырезаем стеком форму век, обозначая радужную оболочку и углубляя зрачок.
- Добираем объем носа, уточняя нужную форму.
- Форма прически и если необходимо головного убора выполняется творчески.
В конце урока проводится выставка и анализ работ.
Инструкционная карта
Материалы к уроку из истории скульптуры на Руси и в России
История развития скульптуры в России богата трагедиями, легендами и даже комедиями.
В языческой Руси скульптура занимала особое место и как вид изобразительного искусства была наиболее развита по сравнению с другими видами. Славянские мастера объемного изображения владели способами резьбы по дереву и по камню, создавая идолов для языческих капищ и украшая свои жилища резными наличниками, ставнями, причелинами и лобовыми нарядными досками. С принятием христианства в 988году с целью уничтожения язычества круглая скульптура была на долгое время запрещена. Исключение составляет рельефная резьба по камню, украшавшая белокаменные храмы Владимиро-суздальского княжества, да ажурная резьба по дереву на теремах и избах.
Известен комический случай появления обнаженных фигур, символизировавших стороны света, на Спасской башне Московского Кремля в 20-е годы XVII века. Но церковь запретила такую вольность. Сначала статуи одели в суконные кафтаны, а затем и совсем убрали.
Лишь при Петре I скульптура была официально разрешена. Она украсила Триумфальную арку в честь взятия Азова, появилась во дворцах и парках и даже в храмах. Известно, что скульптурой украшены ворота Петропавловской крепости, а Петропавловский собор украшен барельефами. Имели скульптуры дворец Меншикова и здание Двенадцати коллегий. В Италии были заказаны скульптуры для Летного сада. Всего при Петре I в Россию из Европы было ввезено более 300 мраморных скульптур.
Своих скульпторов в России тогда еще не было, поэтому для начала обратились к иностранным мастерам. Таким иностранцем и стал талантливый скульптор и архитектор Карло Бартоломео Растрелли. Сорокалетний итальянец приехал в Россию со своим шестнадцатилетним сыном-учеником, подписав договор о службе на 3 года, а остался до конца жизни. Именно ему принадлежит первая конная скульптура в России, запечатлевшая образ Петра I. Ему же обязана российская история и культура, сохранением подлинных черт и облика первого российского императора, имеющая две гипсовые маски – прижизненную и посмертную снятые с лица императора.
Первым подлинно русским скульптором стал сын помора резчика по кости Федот Шубин. Получив прекрасное образование сначала в России, а затем за границей, он мастерски оживлял мрамор. Его резцу принадлежат портреты-бюсты целого поколения великих людей России второй половины 18 века. Это бюсты Ломоносова, Екатерины II, Шувалова, Потемкина-Таврического, Голицына и многих других.
Первой скульптурой Москвы стал памятник национальным героям России гражданину Нижнего Новгорода Козьме Минину и князю Пожарскому, положившим конец польско-литовской интервенции и «смутному времени». Первый памятник, созданный на народные средства. Он занял почетное место на Красной площади. На примере этого памятника легко объяснить понятия скульптуры круглой – фигур Минина и Пожарского, стоящих на постаменте и рельефа, который находится на двух гранях постамента и изображает патриотов родины, записывающихся в народное ополчение и собирающих пожертвования на вооружение. Памятник горячо приветствовали во всех городах России, пока везли из Санкт-Петербурга в Москву. В 1818 году состоялось открытие при большом скоплении народа.
Современному человеку трудно представить площади, скверы и парки без скульптур и памятников. Они организуют пространство и являются носителями гражданского, патриотического, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.