Ход мероприятия
Мероприятие проводится в актовом зале школы, как массовое мероприятие для школьников. Актовый зал предварительно оформлен. Для этого можно использовать портрет ученого, плакаты с высказываниями о нем.
Например: «Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он всё проник …» (А.С.Пушкин)
«Он всё время стоял за приложение науки к жизни, он искал в науке сил для улучшения человечества.» (В.И.Вернадский). И другие.
Необходимо подготовить слайды о жизни и деятельности Ломоносова, видео отрывки из художественного фильма «Михайло Ломоносов» и из учебного кинофильма «Жизнь и деятельность Ломоносова», а также слайды с портретами ученых, упоминающийся в сценарии. Параллельно со спектаклем на экране Презентация (Приложение 11)
Актовый зал должен быть оборудован компьютером, мультимедиа проектором, звуковым оборудованием, в том числе несколькими микрофонами.
На вечере заняты учащиеся 9–11 классов, играющие и цитирующие действующие лица: «юный физик», «юный химик», профессор Х.Вольф, профессор Ю.Г.Дуйзинг, Эйлер, А.С.Пушкин, крестьянин Шубный, царь-великий князь Павел I, секретарь великого князя, а также учащиеся, хорошо читающие стихи.
На сцене появляются под классическую музыку Павел I и его подчиненный (на экране портрет царя слайд ) . Павел I садится за стол, ему подают «бумагу» с написанным текстом.
Павел I, обращаясь к секретарю: Что вы так печальны сегодня ?
Секретарь: Сегодня 4 апреля 1765 года, Ваше величество, мы потеряли великого человека, ученого!
Павел I: Какого же? Что-то я не пойму ваших записей, это по-моему латинский язык? (на экране появляется запись – La, Os, Mo, Sn, Ni, Os, S, Sn, V)
Секретарь: Расшифровать эту запись ,Ваше величество, нам поможет Юный химик.
Павел I: Так пригласите же его !
(Появляется юный химик.)
Юный химик: Здесь нужно знать названия химических элементов и из первых букв этих названий составить слово.
Павел I: Какие же это элементы?
Юный химик: Лантан, осмий, молибден, олово, никель, осмий, сера, олово, ванадий.
Павел I (записывает и читает после этого вслух): Ломоносов! Так вот о ком вы так печалитесь. Что дурака жалеть – казну только разорял и ничего не сделал!
Юный химик: Ваше величество, позвольте с вами не согласится. Он очень много полезного сделал для России.
Павел I: Вы так считаете?
Секретарь: И не только мы, Ваше величество, очень многие люди могут сказать тоже самое !
Павел I: Так давайте же их позовем и послушаем, убедите меня в этом!
Секретарь: Хорошо, Ваше величество, я хочу пригласить сейчас к нам сюда крестьянина Ивана Афанасьевича Шубного из деревни Мишанинской.
Появляется крестьянин Шубный, кланяется:
Шубный: Царь-батюшка, не вели казнить, ежели, что не так.
Павел I: Полно, полно, расскажи-ка нам о Михайле Ломоносове. Что знаешь о нём?
Шубный: Родился Михайло в семье моего друга Василия Дорофеевича, 8 ноября 1711 года, в деревне Мишанинской, близ города Холмогоры Архангельской губернии (на экране – слайд с местом, где стоял дом Ломоносова– гравюра). Рос он здоровым, крепким, трудолюбивым мальчиком. С десяти лет ходил с отцом на рыбные промыслы в Белое и Баренцево моря (на экране гравюра – Михайло с отцом в море). Любил наблюдать за природой. Пытливый был мальчик, всё спрашивал о бурях, о молниях. Я его учил читать и писать. Его первыми учебниками были «Грамматика» и «Арифметика». Эти книги потом Михайло Васильевич назвал «вратами своей учености» (на экране – слайд с изображениями этих книг).
Юный химик: Конечно, ведь в этих книгах основы алгебры, геометрии, тригонометрии, астрономии, навигации, метеорологии, инженерного искусства.
Шубный: Да, но когда он узнал, что большая часть научных книг написана на латинском языке, решил отправиться учиться в Москву. И в конце 1730 года ушел из дома с обозом, отправлявшемся в Москву (на экране – слайд).
На сцене появляется 2-й чтец и читает стихотворение.
Павел I: Спасибо, любезный, за рассказ. А что же дальше он делал в Москве?
(Крестьянин уходит, кланяясь).
Секретарь: В Москве он закончил греко-латинскую академию, потом выучил греческий язык, много занимался в библиотеках, читал труды русских, латинских и греческих авторов. Затем для изучения физики и философии в 1733 году уехал учиться в Киево-Могилянскую духовную академию, однако через год вернулся в Москву. А в 1735 году, Ломоносова, как одного из лучших учеников Спасских школ, отправили продолжать учебу в Петербургский академический университет (на экране – слайд – Академия наук в Петербурге во времена Ломоносова).
(Выходит 2-й чтец, читает стихотворение.)
Павел I: Ну да, конечно, я наслышан о незаурядных способностях Ломоносова, но какая от них польза?
(Появляется профессор Дуйзинг.)
Дуйзинг: Позвольте мне продолжить, Ваше императорское величество!
Павел I: А кто вы?
Дуйзинг: Я профессор Дуйзинг ,читал лекции студентам в 1736 году в Марбурге, куда приехал учиться Ломоносов, и с удовольствием представляю вам свидетельство, которое я выдал этому студенту.
Павел I: Любопытно, что же вы написали о нём. (читает)«… весьма достойный и даровитый юноша, студент философии … с неутомимым прилежанием слушал лекции химии … и извлек из них немалую пользу…»
(Появляется профессор Вольф).
Вольф: А я профессор Вольф из Марбурга и также хочу сказать, что этот молодой человек, часто математические, философские, а особенно физические лекции слушал и безмерно любил основательное учение. И я не сомневаюсь, что вернувшись в отечество, принёс пользу обществу (на экране его портрет).
Павел I: Спасибо, господа, может кто-то ещё хочет рассказать о Михайле Ломоносове, как студенте?
(Появляется профессор И.Ф.Генкель).
Генкель: Да, я хочу. Я профессор Генкель из Фрейберга. Ломоносов приехал ко мне в 1739 году изучать металлургию, химию и минералогию (слайд на экране – гравюра – лаборатория Генкеля). Изучая минералогию и горное дело, Ломоносов не ограничивался моими лекциями, но и посещал рудники. Он считал, что минералогию и горное дело нельзя изучать в кабинете. В мае 1740 года Ломоносов покинул Фрейберг и начал путешествовать по Европе.
Секретарь: Летом 1741 года М.Ломоносов вернулся в Петербург. Затем представил на суд академиков свои сочинения и стал ждать их отзыва.
Только в начале 1742 года ему было присвоено звание адъюнкта физического класса (на экране слайд с вручением ему награды), и он стал работать в Академии наук. Его работа стала непрерывной и ожесточенной борьбой с «неприятелями наук российских» за честь и достоинство русской науки (на экране речь Ломоносова из кинофильма «Михайло Ломоносов»)
Павел I: Вы хотите сказать, что с этого периода начинается большая и плодотворная деятельность М.В.Ломоносова как учёного?
Секретарь: Ломоносов был ученым-энциклопедистом. Круг его научных исследований поистине необъятен. Но пусть об этом расскажут наши юные химик и физик.
юный физик: Разрешите мне начать? В 1741 году Ломоносов написал выдающуюся работу по корпускулярной теории: «Элементы математической химии». В 1743-1744 г. «Опыт теории о нечувствительных частицах тел и вообще о причинах частных качеств». В 1741-1743 г. «276 заметок по физике и корпускулярной философии». В 1748 г. «Размышления о причинах теплоты и холода». Последняя его работа, в которой он пытается объяснить природу тепловых явлений получила высокий отзыв знаменитого в то время профессора Эйлера! (на экране его портрет).
(Выходит 2-й чтец, читает стихотворение.)
Юный химик: Корпускулярная теория Ломоносова имеет не менее важное значение для химии, чем для физики. Сам Ломоносов говорил: «Во тьме должны обращаться физики, а особливо химики, не зная внутреннего нечувствительных частиц строения». (на экране Ломоносов – портрет). А в области экспериментальной химии большое значение имела деятельность ученого по созданию в России первой научной химической лаборатории. Лаборатория была оборудована специальными печами: обжигательной, перегонной, финифтяной и др.; химической посудой, приборами, оснащена около 500 наименований реактивов. Часть приборов он сконструировал сам. Например – пирометр, для измерения высоких температур (на экране – хим. лаборатория, приборы). Ученый разработал теорию образования растворов в своей диссертации «О действии химических растворителей вообще» в 1745г. В письме к Эйлеру от 5 июня 1748г. Он впервые четко сформулировал принцип сохранения веществ и движения, который назвал естественным законом.
Юный физик: «Тело, которое своим толчком возбуждает другое к движению, столько же теряет от своего движения, сколько сообщает другому, им двинутому». Это не только химический, но и физический закон.
Юный химик: «Все перемены, в натуре случающиеся, такого суть состояния, что сколько чего от одного тела отнимется, столько присовокупится к другому. Так, ежели где убудет несколько материи, то умножится в другом месте» (на экране – закон). Это один из самых важных физико-химических законов. Ломоносов создал новую научную дисциплину – физическую химию.
Юный физик: В области физики он исследовал атмосферное электричество. В своей работе «Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих», он изложил свою теорию образования электричества в атмосфере и предложил устанавливать на домах громоотводы (на экране кадры из кинофильма «Михайло Ломоносов»). Ломоносов сконструировал многие физические приборы. Например, аномометр – прибор для определения силы и направления ветра, прибор для измерения силы притяжения небесных тел к Земле, «ночезрительную трубу для плавания в северных морях, перископ, зеркальный телескоп, рефрактометр.
Павел I: А что он делал в химической лаборатории?
Юный химик: Во-первых, Ломоносов занимался изготовлением окрашенных стекол. Свыше 17 лет он посвятил стеклоделию. Провел более 2 тыс. опытов по изготовлению смальты (разноцветных стекол для мозаики). Он разработал рецепты изготовления непрозрачных стекол различных цветов и оттенков. Им было создано более 40 картин из мозаики. Среди них портрет Петра 1, «Полтавская баталия». На её изготовление пошло около 900 тыс. кусочков стекла. Смальта изготавливалась на Усть-Рудицкой стекольной фабрике, построенной по инициативе Ломоносова (на экране – слайды).
Секретарь: А я бы хотел напомнить о его книге, изданной в 1763 году «Первые основания металлургии или рудных дел».
Юный химик: Ученый привел в ней сведения о рудах, металлах и горючих ископаемых, перечислил поисковые признаки для рудных месторождений, рассмотрел способы добычи полезных ископаемых, дал описание рудничного оборудования, рассказал о плавильных печах. Эта книга помогала горнякам и металлургам в их нелегком труде (слайды на экране). Ломоносов подготовил первое в России издание, посвященное минералогии (на экране – слайды), показал, как богаты разными минералами недра России.
(На сцене появляется А.С.Пушкин (на экране – слайд с его портретом)).
Павел I: Ну, вы меня почти убедили в огромной заслуге Ломоносова перед отечеством в области естественных наук и промышленности.
А.С.Пушкин: А я, как поэт, хотел бы добавить, что мы, поэты, писатели, филологи считаем М.В.Ломоносова отцом русской словесности. Послушайте как красивы и звучны оды Ломоносова, богаты глубоким внутренним содержанием. (Читает.) Приложение 5
Секретарь: Вы правы, Александр Сергеевич, Ломоносов создал первую научную грамматику русского языка. Заботясь о распространении просвещения в России, он был инициатором открытия университета в Москве, разработал проект устава и внутреннего устройства университета (слайд с университетом), открытым в 1755 году.
Павел I: Всё это, конечно, замечательно, я признаю, что был не прав. Но будут ли помнить об этом наши потомки, не пропадут ли его труды на благо России. Вот бы заглянуть в будущее и узнать об этом!
(на сцене появляются 2 чтеца)
1-й Чтец: Конечно, во времена Павла I ещё нельзя было ответить на этот вопрос. Но сейчас мы твердо знаем, что человечество хранит благодарную память о М.В.Ломоносове, его имя увековечено в истории отечественной и мировой науки, культуры и просвещения.
2-й Чтец: На родине Ломоносова находится дом-музей великого ученого в селе Ломоносово. В Архангельске его именем названы проспект, драматический театр, педагогический институт.
1-й Чтец: В городе Фрейберге улица, на которой находилась лаборатория Генкеля, носит имя М.В.Ломоносова. В Москве и Петербурге его именем названы улицы, площади, Московский государственный университет, Московская государственная академия тонкой химической технологии (на экране демонстрируются слайды).
2-й Чтец: Высшей наградой является медаль имени М.В.Ломоносова, которая присуждается ежегодно за выдающиеся успехи в области естественных наук (слайд).
1-й Чтец: На площади перед университетом был воздвигнут памятник этому выдающемуся ученому.
(Чтецы читают стихи.) Приложение 6, Приложение 7
2-й Чтец: Великий сын России, он всю свою жизнь посвятил служению своему народу и является примером самоотверженной борьбы за науку! (Слайд с портретом Ломоносова.)
(Звучит торжественная музыка. Все поют песню.) Приложение 8
(Все участники кланяются и уходят).
(На сцене появляются юный Физик и Химик и проводят викторину.) Приложение 9
Юный химик: Надеемся, что Вам понравился наш вечер и что Вы многое узнали о жизни и деятельности М.В.Ломоносова, и эти знания Вам помогут в освоении естественных наук.
Желаем Вам успехов и до новых встреч!
Список литературы (Приложение 10)