Тип урока: урок развития умений.
Цель как деятельность учеников: развитие умений устанавливать связь между словами-названиями предметов и словами-названиями признаков по вопросу и графически оформлять.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска (экран) для демонстрации презентации, компьютерная презентация, карточки для групповой работы.
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Актуализация изученного.
1. Пятиминутка чистописания с элементами проверки домашнего задания.
Ребята, отгадайте загадку.
Разноцветные ворота
На лугу построил кто-то.
Постарался мастер тот,
Взял он красок для ворот
Не одну, не две, не три -
Целых семь, ты посмотри.
Как ворота эти звать?
Можешь их нарисовать?
Ответ (Радуга)
Да, действительно, это слово радуга. (Слайд 2)
Давайте вспомним всё, что мы знаем о слове.
(Работа со слайдами 3,4,5)
Всем нам с детства знакомо стихотворение, которое помогает запомнить все цвета радуги. Давайте его вспомним.
Каждый охотник желает знать, где сидит фазан. (Слайд 6)
Молодцы! Какая красивая радуга у нас с Вами получилась!
Давайте нарисуем её в наших тетрадях первыми буквами слов-названий цветов. (Дети записывают буквы к, о, ж, з, г, с, ф). (Слайд 7)
Назовите эти слова. (Перечисляют цвета).
Сравните свои ответы с записью на слайде. (Слайд 8)
Одинаковые или разные вопросы Вы к ним можете задать? Почему? Ведь цвета разные?
Молодцы! Давайте проверим Ваш ответ. (Слайд 9)
2. Словарная работа.
А) Прочитайте про себя слова, записанные на доске. (Слайд 10)
Как назвать эту тематическую группу слов? Какой вопрос можно задать к слову «Птицы»? Как называется часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопрос что? или кто? (Имя существительное).
Поставьте ударение в каждом слове и прочитайте вслух.
Запишите по памяти четыре слова. (Слова закрываются).
Проверьте написанное. (Слова на доске открыты).
Б) Подберите слова-названия признака к слову «воробей» (Слайд 11)
Запишите сочетание серый воробей.
К какому слову можно поставить вопрос кто? Запишите.
Какой вопрос можно задать к слову серый?
Запишите вопрос над словом. Покажем стрелочкой, от какого слова к какому мы задаём вопрос.
3. Формулирование учениками цели урока.
Посмотрите на доску и сформулируйте, чем будем заниматься сегодня на уроке. (Слайд 7).
Учитель помогает сформулировать цель урока. (Слайд 12)
4. Развитие учебно-языковых умений.
Работы по учебнику. Цель: развитие умения задавать вопросы от слов-названий предметов к словам-названиям признаков и графически обозначать эту зависимость.
Упражнение выполняется по алгоритму.
Вначале устно. (Слайд 13)
- Прочитайте словосочетание.
- Найдите слово-название предмета. Задайте вопрос.
- От этого слова задайте вопрос к слову -названию признака
- Обратите внимание на графическое обозначение: стрелка направлена к слову, отвечающему на вопрос какой? какое?
А затем письменно. (Слайд 14)
- Запишите сочетания слов.
- Запишите вопросы над словами или рядом со словами.
- Обозначьте связь графически стрелкой.
Работа в группах.
Каждая группа получает сочетание слов из упражнения.
Необходимо составить предложение, которое будет являться частью текста с заглавием «Весенняя картинка». (Слайд 15)
Время выполнения задания 4 мин.
Ответственный в группе читает получившееся предложение.
Класс справляется с заданием, если у ребят получился связный текст под общим заглавием.
5. Итог урока.
Давайте вспомним, какую цель ставили перед собой на уроке?
Достигли мы этой цели?
К какому слову задаём вопрос вначале?
От какого слова задаём вопрос к слову-названию признака?
Как показать это графически?
Молодцы.
6. Домашнее задание.
Упр. 71 (подготовиться к письму по памяти)