Тема урока "Климат Африки"

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Цели и задачи урока.

  1. Продолжить формирование знаний и представлений об особенностях природы Африки.
  2. Продолжить формирование навыков выявление причинно-следственных связей.
  3. Вспомнить уже известные и разобрать новые термины и понятия связанные с климатом.
  4. Познакомить обучающихся с климатическими поясами Африки — основными и переходными, их особенностями и признаками.
  5. Продолжить формирование навыков работы с разными источниками информации, в том числе с разными видами карт.
  6. Продолжить формирование навыков работы на контурной карте.
  7. Воспитывать географическую культуру школьников.
  8. Дать характеристику климатическим поясам Африки. Показать значимость климата на формирование природных зон, режим рек, жизнь людей.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: атласы, учебники: География. Страны и континенты. 7 класс: учебник для общеобразоват. учреждений/ А. И. Алексеев, В.В. Николина, С.И. Болысов и др. Изд-во “Просвещение”, презентация к уроку, компьютер.

Ход урока

Этапы урока и дидактические задачи на них:

1. Организационный. Цель этого этапа – подготовка учащихся к работе на уроке, определение целей и задач урока.

2. Актуализация опорных знаний. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению материала. Задача этого этапа урока – организовать и направить к цели урока познавательную деятельность учащихся.

Выполнить задания на повторение понятий и терминов. (Слайд 1, нажать на повторение)

- Какие климатические пояса выделяются в Африке?

- Назовите основные климатические пояса.

- Назовите переходные климатические пояса.

- Чем отличаются основные климатические пояса от переходных?

3 .Усвоение новых знаний. Дидактическая задача – дать учащимся конкретные представления об изучаемых фактах, явлениях, основной идеи изучаемого материала, а так же добиться от учащихся сознательного восприятия изучаемого материала. Провести первичное обобщение новых знаний, выработать соответствующие ЗУН.

- Прочитать климатическую карту Африки.

На основной территории материка средняя годовая температура превышает +20°С.

- Перечислить климатообразующие факторы.(Слайд 2)

Разъясняют каждый климатообразующий фактор.

Географическое положение (Слайд 3, 4)

Экватор Африку пересекает почти посередине. Одна часть Африки лежит в северном полушарии, а другая в южном. Большая часть Африки лежит между тропиками. Это жаркий тепловой пояс.

Циркуляция атмосферы. (Слайд 5)

Для большей части Африки характерна пассатная циркуляция. В северной части материка пассаты проходят над сушей и несут сухой тропический воздух. В Южной Африке пассаты приходят с Индийского океана и несут более влажный воздух, вызывают обильные дожди в горах Мадагаскара и на восточных склонах Драконовых гор.

Океанические течения (Слайд 6)

Над холодными течениями (Бенгельским и Канарским) формируется охлажденный воздух, который притекает на прогретую поверхность материка, создавая инверсию температуры. Воздух, приходящий с океана, содержит значительное количество водяных паров, но при инверсии конденсация этих паров не происходит и осадков выпадает очень мало, хотя относительная влажность воздуха велика.

Рельеф (Слайд 7)

Слабая горизонтальная расчлененность и приподнятость окраин по сравнению с внутренними частями ограничивают влияние океанов.

Очертание материка (Слайд 8)

Условия климатообразования в Африке к северу и югу от экватора неодинаковы. Во-первых, северная часть материка по площади вдвое превышает южную (расположенную к югу от экватора). Во-вторых, к северу и северо-востоку от Африки находится огромная суша Евразии, от которой Африку отделяют теплые межконтинентальные моря — Средиземное и Красное. В-третьих, южный субконтинент расположен между Атлантическим и Индийским океанами.

 Нам понятны причины формирования различных типов климата Африки. Но какое влияние оказывает климат на жизнь и деятельность людей нам предстоит узнать. (Слайд 9). Но климат оказывает влияние и на речную систему. (Слайд 10)

Этап контроля понимания учащимися нового материала. Дидактическая задача на этот этап – установить усвоили или нет учащиеся связь между фактами, понятиями и закономерностями. После чего устранить обнаруженные проблемы.

(Слайды 12-13)

4. Закрепление нового материала. Дидактическая задача этапа – закрепить полученные знания, умения и навыки, необходимые для самостоятельной работы по этому материалу.

Демонстрация слайдов презентации (с 14 по18)

5. Информирование учащихся о домашнем задании. Инструктаж к его выполнению. Задача этого этапа – сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.

Прочитать §25, 98-101, подготовиться к практической работе - описание климатограммы по плану.

6. Этап подведения итогов урока. Задача этого этапа – проанализировать работу, дать оценку успешности достижения целей и наметить перспективы на будущее.

Была ли достигнута цель урока?

Сегодняшний урок мне ________________________________________

Я сегодня____________________________________________________