Цели и задачи урока.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: атласы, учебники: География. Страны и континенты. 7 класс: учебник для общеобразоват. учреждений/ А. И. Алексеев, В.В. Николина, С.И. Болысов и др. Изд-во “Просвещение”, презентация к уроку, компьютер.
Ход урока
Этапы урока и дидактические задачи на них:
1. Организационный. Цель этого этапа – подготовка учащихся к работе на уроке, определение целей и задач урока.
2. Актуализация опорных знаний. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению материала. Задача этого этапа урока – организовать и направить к цели урока познавательную деятельность учащихся.
Выполнить задания на повторение понятий и терминов. (Слайд 1, нажать на повторение)
- Какие климатические пояса выделяются в Африке?
- Назовите основные климатические пояса.
- Назовите переходные климатические пояса.
- Чем отличаются основные климатические пояса от переходных?
3 .Усвоение новых знаний. Дидактическая задача – дать учащимся конкретные представления об изучаемых фактах, явлениях, основной идеи изучаемого материала, а так же добиться от учащихся сознательного восприятия изучаемого материала. Провести первичное обобщение новых знаний, выработать соответствующие ЗУН.
- Прочитать климатическую карту Африки.
На основной территории материка средняя годовая температура превышает +20°С.
- Перечислить климатообразующие факторы.(Слайд 2)
Разъясняют каждый климатообразующий фактор.
Географическое положение (Слайд 3, 4)
Экватор Африку пересекает почти посередине. Одна часть Африки лежит в северном полушарии, а другая в южном. Большая часть Африки лежит между тропиками. Это жаркий тепловой пояс.
Циркуляция атмосферы. (Слайд 5)
Для большей части Африки характерна пассатная циркуляция. В северной части материка пассаты проходят над сушей и несут сухой тропический воздух. В Южной Африке пассаты приходят с Индийского океана и несут более влажный воздух, вызывают обильные дожди в горах Мадагаскара и на восточных склонах Драконовых гор.
Океанические течения (Слайд 6)
Над холодными течениями (Бенгельским и Канарским) формируется охлажденный воздух, который притекает на прогретую поверхность материка, создавая инверсию температуры. Воздух, приходящий с океана, содержит значительное количество водяных паров, но при инверсии конденсация этих паров не происходит и осадков выпадает очень мало, хотя относительная влажность воздуха велика.
Рельеф (Слайд 7)
Слабая горизонтальная расчлененность и приподнятость окраин по сравнению с внутренними частями ограничивают влияние океанов.
Очертание материка (Слайд 8)
Условия климатообразования в Африке к северу и югу от экватора неодинаковы. Во-первых, северная часть материка по площади вдвое превышает южную (расположенную к югу от экватора). Во-вторых, к северу и северо-востоку от Африки находится огромная суша Евразии, от которой Африку отделяют теплые межконтинентальные моря — Средиземное и Красное. В-третьих, южный субконтинент расположен между Атлантическим и Индийским океанами.
Нам понятны причины формирования различных типов климата Африки. Но какое влияние оказывает климат на жизнь и деятельность людей нам предстоит узнать. (Слайд 9). Но климат оказывает влияние и на речную систему. (Слайд 10)
Этап контроля понимания учащимися нового материала. Дидактическая задача на этот этап – установить усвоили или нет учащиеся связь между фактами, понятиями и закономерностями. После чего устранить обнаруженные проблемы.
(Слайды 12-13)
4. Закрепление нового материала. Дидактическая задача этапа – закрепить полученные знания, умения и навыки, необходимые для самостоятельной работы по этому материалу.
Демонстрация слайдов презентации (с 14 по18)
5. Информирование учащихся о домашнем задании. Инструктаж к его выполнению. Задача этого этапа – сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.
Прочитать §25, 98-101, подготовиться к практической работе - описание климатограммы по плану.
6. Этап подведения итогов урока. Задача этого этапа – проанализировать работу, дать оценку успешности достижения целей и наметить перспективы на будущее.
Была ли достигнута цель урока?
Сегодняшний урок мне ________________________________________
Я сегодня____________________________________________________