Занятие проводится в рамках интегрированного проекта «День словаря», осуществляя межпредметные связи с занятиями по русскому языку и литературе. Занятие может проводиться как внеурочное, так и на уроках связанных с темами «Ресурсы Интернет», «Поиск в Интернет».
Триединые цели занятия:
Образовательные:
- обучать приёмам работы с источниками информации (словарями, энциклопедиями, информационными ресурсами)
- формировать навыки работы с электронными носителями информации и работы в Интернет-среде;
- формировать личностные качества (компетентноси), которые будут обеспечивать готовность обучающихся к социальному и индивидуальному самоопределению в условиях динамично изменяющегося поликультурного взаимодействия, характерного для информационного постиндустриального общества;
- формировать систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся,
- использование компетентностного и системно-деятельностного подходов, ориентированных на использование современных педагогических технологий, обеспечивающих развитие у обучающихся собственной мотивации и ответственности за результат обучения;
- расширять общую культуру и кругозор учащихся;
- формировать правильную и выразительную речь.
Межпредметные связи
- Литература;
- Русский язык;
Опорные понятия
- Словарь
- Компьютерная энциклопедия
- Онлайн-переводчик
- Источники информации
Источники информации
- Виталий Леонтьев
Дополнительно:
- Презентация по теме, выполненная в программе Power Point.
- Выставка на учебном стеллаже в кабинете, посвященная словарям по информационным технологиям и сd-дискам с электронными энциклопедиями и словарями.
Организационный этап.
Актуализация духовно-нравственного представления обучающихся по теме урока.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Представление темы урока «День словаря»
Вопросы:
- Обсуждали ли на других уроках с вами «День словаря»?
- Что такое словари? Для чего они нужны?
- Знает ли кто-то словари, связанные с предметом информатика?
Эти и многие другие вопросы, касающиеся словарей, мы с вами рассмотрим на данном уроке. …
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.
Системно-деятельностный этап.
Сегодня на уроках русского языка вы часто обращаетесь к словарям. Знаете ли вы, что словари существуют и для других отраслей знаний? А знаете ли вы что энциклопедии и словари – родственники? Видели ли вы когда-нибудь словари по информатике и компьютерным технологиям? Пользуетесь ли вы Википедией – самой большой энциклопедией в мире или онлайн словарями?
Учитель представляет учащимся организованную в кабинете выставку словарей по компьютерным технологиям и cd-дисков с различными энциклопедиями. Проводится межпредметная связь с уроками русского языка. Обсуждается, используют ли учащиеся какие-либо словари и энциклопедии по различным предметам в электронном виде.
Учитель предлагает ознакомиться с презентацией.
Слайд презентации.
Слова́рь – книга, информация в которой упорядочена c помощью разбивки на небольшие статьи, отсортированные по названию или тематике. Различают энциклопедические и лингвистические словари.
С развитием компьютерной техники всё большее распространение получают электронные словари и онлайн-словари.
Разные источники по-разному определяют понятие «словарь»:
Слайд презентации.
- словарь – книга, содержащая собрание слов (или морфем, словосочетаний, идиом и т. д.), расположенных по определённому принципу, и дающая сведения об их значениях, употреблении, происхождении, переводе на другой язык и т. п. (лингвистические словари) или информацию о понятиях и предметах, ими обозначаемых, о деятелях в каких-либо областях науки, культуры и др.;
- словарь – сборник слов, речений какого-либо языка, с толкованием или с переводом. Словари бывают общие и частные, обиходные и научные;
- словарь – собрание слов (обычно в алфавитном порядке), устойчивых выражений с пояснениями, толкованиями или с переводом на другой язык;
- словарь – собрание слов какого-либо языка азбучным порядком или по словопроизводству расположенных;
- словарь – книга, содержащая перечень слов, обычно с пояснениями, толкованиями или переводом на другой язык;
- словарь – книга, содержащая перечень слов, расположенных по тому или иному принципу (например по алфавиту), с теми или иными объяснениями;
- словарь – это вселенная в алфавитном порядке.
- словарь – это справочник, в котором можно почерпнуть ту или иную информацию о единице языка или предмете(явлении) окружающей действительности
Словари принято делить на два основных типа: энциклопедические и лингвистические.
Слайд презентации.
Объект описания лингвистических (языковых) словарей – языковые единицы (слова, словоформы, морфемы). В таком словаре слово (словоформа, морфема) может быть охарактеризовано с разных сторон, в зависимости от целей, объёма и задач словаря: со стороны смыслового содержания, словообразования, орфографии, орфоэпии, правильности употребления. В зависимости от того, сколько признаков слова описаны в словаре, различают словари одноаспектные и многоаспектные.
Энциклопедические (др.– греч. – «обучение в полном круге») словари содержат экстралингвистическую информацию об описываемых языковых единицах; эти словари содержат сведения о научных понятиях, терминах, исторических событиях, персоналиях, географии и т. п. В энциклопедическом словаре нет грамматических сведений о слове, а даётся информация о предмете, обозначаемом словом.
Слайд Известные Энциклопедические словари
- Большая Советская Энциклопедия
- Словарь Брокгауза и Ефрона
(Преподаватель обсуждает со студентами особенности данных словарей и их компьютерные аналоги. Обсуждается интернет-энциклопедия Википедия.)
Слайд
В настоящий момент лингвистические словари тоже широко представлены в Интернете (обсуждение онлайн словарей Яндекса и других сайтов).
Также существуют специальные сервисы по переводу целых текстов – онлайн-переводчики (обсуждение сайтов Промт и Гугл-транслейт).
Учащиеся слушают, по возможности делают краткий(опорный) конспект по теме.
А сейчас мы выполним задание по переводу, и поиску энциклопедических статей на компьютерную тематику, связанную с историей вычислительной техники.
(см. Приложение 1)
Учащиеся выполняют задание.
Рефлексивно-результативный этап.
Учитель проверяет задание. Подводит итоги урока.