Урок по теме "Кодирование информации". 5-й класс

Разделы: Информатика

Класс: 5


Цель: Формирование у учащихся представлений о различных способах кодирования информации.

Задачи:

Образовательная

  • знакомство с многообразием кодов;
  • формирование умения решать информационные задачи на декодирование информации;
  • повторение теоретических знаний, полученных на предыдущих уроках;
  • расширение кругозора учащихся;
  • формирование умения выполнять задания на время.

Воспитательная

  • повышение мотивации учащихся к предмету;
  • воспитание культуры общения;
  • воспитание сознательной дисциплины, усидчивости, самостоятельности, трудолюбия, аккуратности, чёткости и организованности.

Развивающая

  • развитие информационной культуры учащихся;
  • развитие умственной деятельности при обобщении сведений о действиях с информацией,
  • развитие у учащихся познавательных интересов и интеллектуальных способностей;
  • совершенствование умения логически мыслить при выполнении заданий на кодирование;
  • развитие умения анализировать и сравнивать;
  • развитие навыков индивидуальной практической деятельности,
  • развитие умения работать в паре.

Тип урока: комбинированный урок (урок изучения нового материала; урок обобщения и систематизации знаний).

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Структура и хронология урока

  1. Организационный момент (1 мин.)
  2. Постановка целей и задач. Ознакомление с формой проведения урока (5 мин.)
  3. Основной этап урока. Решение задач на различные способы кодирования информации (30 мин.)
  • Кодирование числами (4 мин.)
  • Кодирование символами (5 мин.)
  • Графическое кодирование (4 мин.)
  • Кодирование звуком (5 мин.)
  • Кодирование «движением» (динамическая пауза) (6 мин.)
  • Кодирование с использованием компьютера (6 мин.)
  1. Подведение итогов. Выставление оценок (2 мин.)
  2. Домашнее задание. (1 мин.)
  3. Рефлексия (1 мин.)

Оборудование и ТСО: ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация «Кодирование информации» (<Приложение 1>), листы для работы учащихся на уроке (<Приложение 2>, <Приложение 3>), заготовка для работы в текстовом редакторе (<Приложение 4>), рабочая тетрадь на печатной основе, программа для рефлексии (<Приложение 5>).

Используемый УМК:

  1. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: учебник для 5 класса / Л. Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
  2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
  3. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ. 5-7 классы: методическое пособие / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

Ход урока

Здравствуйте. На предыдущих уроках мы с вами познакомились с основными информационными процессами. Какими? (получение, передача, хранение и обработка)

Часто людям в процессе передачи приходится кодировать информацию.

Знакомо вам это понятие? Как вы думаете, что такое кодирование? Варианты ответов детей.

Можно считать, что кодирование – это представление информации с помощью кода, т.е. с помощью специальных условных обозначений, о которых люди, участвующие в передаче этой информации, заранее договорились.

Людям каких профессий приходится сталкиваться с кодированием и декодированием (т.е. расшифровкой) информации? Варианты ответов детей.

Одной из самых важных профессий, где необходимо уметь работать с кодами, это профессия разведчика. А вы хотите узнать, сможете ли вы быть разведчиками?

Тогда вы должны пройти сложную проверку! Хотите?

В качестве проверки вам необходимо будет декодировать, т.е. расшифровать, разгадать различные закодированные сообщения, причём время на расшифровку у вас будет строго ограничено. Ведь разведчикам часто бывает необходимо решать жизненно важные задачи за считанные минуты. Так что от вас будет требоваться собранность, чёткость и внимательность.

Стать разведчиком сможет тот, кто в конце урока получит секретное слово!

Подпишите ваши листы с заданиями (<Приложение 2>).

Помимо всего прочего разведчикам приходится собирать информацию об интересующих их людях. Сегодня мы этим тоже займёмся. У вас у каждого есть ещё и маленькие листочки. Мы будем собирать досье на … своего соседа. Подпишите листы-«досье» и пока их уберите (<Приложение 3>).

Прежде, чем непосредственно приступать к декодированию информации, давайте ответим на вопросы:

  1. Какие бывают виды информации по форме представления?
  2. Какой из этих видов информации чаще всего передают разведчики?
  3. Можно ли текстовую информацию закодировать в каком-нибудь другом виде?

И сейчас нам с вами и предстоит познакомиться с такими видами закодированных сообщений.

Обратите внимание, на листы, с которыми мы будем работать: в них есть основное задание (то, которое должны обязательно выполнить все, и именно его мы будем проверять) и есть дополнительные задания (для тех, кто выполнит основное задание быстро; это уже задания для «суперразведчиков»). По окончании отведённого времени мы будем проверять правильность выполнения основного задания. Дополнительные задания я проверю сама отдельно, после урока.

1) Кодирование числами

Как можно текст закодировать числами? Написать вместо буквы её номер в алфавите.
У вас на листах приведена таблица с буквами русского алфавита и их номерами.
А ниже представлено задание на декодирование, которое вы должны выполнить.
Время на работу – 2 минуты. Приступайте.

Поменяйтесь карточками с заданиями с соседкой.
Что получилось в основном задании? ВНЕШНЯЯ ПАМЯТЬ
Оцените работу вашей соседки и заполните карточку-досье.

2 балла – всё расшифровано правильно.
1 балл – расшифровано с ошибками или не до конца.
0 баллов – расшифровано неправильно.

Напомните, что относится к внешней памяти компьютера? К внешней памяти человека?

ЧТО ИЗ КОРЗИНЫ УДАЛЕНО, ТО ПРОПАЛО (дополнительное задание; проверяется учителем отдельно).

2) Кодирование символами

А можно ли текст закодировать в виде каких-то символов?

Мы можем сами при необходимости придумать для каждой буквы алфавита какой-то символ, крючок и даже изображение пляшущих человечков. И это будет новый алфавит для кодирования.

Прежде, чем заняться декодированием, давайте послушаем доклад об одном известном человеке, который изобрёл очень важное устройство и способ кодирования.

Доклад про Морзе и его изобретения.

В РТ (стр.22 №18) у вас приводится таблица азбуки Морзе.

Разгадайте зашифрованное слово.

Время на работу – 2 минуты.

Что получилось? ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ
Что это такое?

Оцените работу вашей соседки.

ДИГИТАЙЗЕР (дополнительное задание; проверяется учителем отдельно).

3) Графическое кодирование

Можно ли текст закодировать графически?

Недавно у нас прошёл конкурс, в котором вы придумывали свои ребусы. На листе у вас представлены ребусы, которые придумали воспитанницы 5-х классов. Разгадайте их и запишите!

Время на работу – 2 минуты.

Что получилось? ИНФОРМАЦИЯ
Что это такое?
Оцените работу вашей соседки.

ПОЛЗУНОК, ВКЛАДКА, НОСИТЕЛЬ, КЛАВИАТУРА (дополнительное задание; проверяется учителем отдельно).

4) Звуковая

Можно ли текст закодировать звуком?

У вас на листах и на слайде представлена таблица, в которую вписаны буквы русского алфавита. Это тюремная азбука. Несколько веков назад люди, сидевшие в камерах через стенки, использовали её для общения. Как они могли это делать?

Узники перестукивались, используя эту таблицу. Так известно, что некоторые декабристы, попавшие после вооружённого восстания в Петропавловскую крепость, использовали именно этот способ для общения.

Каждой букве ставили в соответствие два числа – номер строки, а потом номер столбца, и стучали соответствующее число раз.

Мы, конечно, не будем стучать, – это не очень удобно, да и в нашем случае не нужно. Мы будем просто по полученному двузначному числу определять закодированные буквы.

Давайте потренируемся (26, 34, 15 – КОД).

В представленном задании вам нужно не только раскодировать 3 слова, но и записать недостающее 4-ое.

Время на работу – 3 минуты.

Что получилось?

ХРАНЕНИЕ
ПОЛУЧЕНИЕ
ОБРАБОТКА

Что это? Основные информационные процессы.

Какое слово является недостающим? ПЕРЕДАЧА

Оцените работу вашей соседки (0-4 балла).

ТАБУЛЯЦИЯ (дополнительное задание; проверяется учителем отдельно).

5) Движение (физкультминутка)

Можно ли текст закодировать движением?

Так, например, на флоте использовалась семафорная азбука для передачи информации. Каждой букве соответствует определенное положение рук с флажками. При отсутствии флажков – семафорят бескозырками. (РТ стр.20).

Давайте попробуем воспользоваться этой азбукой. Это очень непросто.

Все встали. Ваша задача – показать первую букву того термина, который я загадываю. Т.к. флажков у вас нет, вам нужно будет хорошо тянуться и даже вставать на носочки, чтобы лучше и выше показать буквы.

«Устный кроссворд»

1) Первая буква из названия кнопки, которая расположена на панели задач и с помощью которой можно вызвать главное меню.

2) Первая буква из названия кнопки .

3) Первая буква из полного названия элемента, расположенного на панели задач, с помощью которого можно переключаться с одного языка на другой.

4) Первая буква из русского названия клавиши, позволяющей переключать режимы работы на правой дополнительной клавиатуре.

5) Первая буква из названия устройства для передачи информации, которое изобрёл Самуэль Морзе.

7) Первая буква из названия изображения области на экране, появляющейся после загрузки компьютера.

6) Недостающая буква.

6) Компьютер

Теперь вам нужно использовать компьютер в качестве помощника для декодирования сообщения, содержащегося в файле Кодирование (<Приложение 4>).

Время на работу – 5 минут. За это время вам нужно чётко по инструкции выполнить все действия, расшифровать слова и вернуться на свои рабочие места.

Ваша задача – оставить в написанных словах указанные слоги, а остальные удалить, и из оставшихся слогов получить слова.

Что получилось?

МОНИТОР
ИСТОЧНИКМИКРОФОН

За работу – от 0 до 3 баллов по количеству правильно расшифрованных слов.

Какие клавиши помогли вам раскодировать послание?

СИСТЕМНЫЙ БЛОК (дополнительное задание; проверяется учителем отдельно).

Ну, вот мы и подошли к самому важному моменту. У каждого разведчика должно быть своё главное секретное слово, давайте мы его узнаем. В каждом слове из основного задания были закрашенные клеточки. Там стоят нужные нам буквы нашего слова. И рядом написано, на каком месте эта буква должна стоять в секретном слове. Запишите эти буквы в указанном порядке и получите слово.

ЦЕДОЛОМ

Что это за слово? МОЛОДЕЦ

Давайте подведём итоги нашей работы.

Подсчитайте общую сумму вашей соседки по всем заданиям и вынесите вердикт, т.е. решение о том, сможет ли ваша соседка называться разведчиком.

Кто получил звание «разведчик I степени»? «Разведчик II степени»? Кому ещё нужно учиться?

Можем мы закодировать вердикт в виде оценки?

Раз вы прошли проверку, то вам можно поручить ещё одно важное задание.

Домашнее задание: придумать свой способ кодирования (РТ: стр.29 №30; §1.6).

Подведение итогов

О чём мы сегодня узнали? О разных способах кодирования

Конечно, разведчики обязательно должны знать и уметь декодировать различные послания. Давайте подумаем, а зачем нам, простым людям, нужно знать о различных способах кодирования информации?

Прежде всего, для развития своего мышления (как много нам пришлось сегодня думать); а также для того, чтобы мы были готовы встретиться с чем-то неизвестным, чтобы мы стремились к новым знаниям и открытиям, и всегда пытались найти способы решения даже очень сложных задач!

Рефлексия

Перед уходом мне бы хотелось, чтобы вы выразили своё отношение к уроку. Вам нужно нажать на соответствующий смайлик («понравилось», «так себе», «не понравилось»). А также выберите те задания, которые понравились вам больше всего (<Приложение 5>).

Спасибо за урок!