Положение о важной, определяющей роли педагога в процессе обучения, является общепризнанным во всех педагогических науках. Педагог должен быть самостоятельным, свободным творцом, который сам всегда в движении, в поиске, в развитии; в его работе необходимы такие качества личности как – объективность, внимательность, контактность, чуткость, добросовестность, адекватность самооценки, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность.
Особенно важными являются такие качества педагога, как готовность к пониманию психических состояний детей и к сопереживанию. Большое значение придаётся исследователями и «педагогическому такту», в проявлении которого выражается общая культура педагога и высокий профессионализм его педагогической деятельности и направленности. Но во всех этих «должностных» словах есть, я уверена в этом, и «Ахиллесова пята». Это – не умение увидеть себя глазами ребёнка, не умение ставить себя на место ребёнка или желание сберечь свои нервные клетки! Наши дети – это рентген! Они просвечивают нас так, что мало не покажется. Мне иногда кажется, что это они нас не воспитывают, нет, проверяют на прочность. Вопрос в том – только ли на прочность? На что ещё? И в этом, уважаемые коллеги, мы выглядим не с лучше стороны. Я лично иду на работу и не знаю, экзамен на что мне предстоит сдавать, какие качества человека и педагога мне предстоит проявить. Вообще-то не работа, а постоянный экстрим.
В правильных текстах написано, что «дети видят в педагоге не только положительное, но выделяют и то, что они ХОТЯТ пересмотреть в себе»! Чушь. Это нам надо «прислушиваться» к ним постоянно. В педагогической науке есть такой термин – «эмпатия», т. е. способность постигать эмоциональное состояние КАЖДОГО ребёнка. Коллеги! Да мы только переступаем порог, а детки уже прозондировали, узнали: кто, что, почём и чуть ли не как! И, живя, я бы сказала, в таких прифронтовых условиях, очень большую роль имеет значение педагогического такта. Как пишут умные люди: «Чувство такта проявляется в следующих личностных качествах (умениях) педагога:
- быть требовательным, но при этом не вызывать у обучаемых отчуждённость;
- уметь поощрять (хвалить) обучаемых, но при этом не быть приторным;
- быть добрым, но без слабости (не добреньким);
- быть строгим, но без придирчивости;
- владеть чувством причастности, но не подменять обязанности обучаемого;
- уметь прогнозировать эмоциональный отклик у обучаемых.»
Но мне кажется, что это – мозги, а душа – это ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНТУИЦИЯ! Мы можем сколько угодно планировать, предполагать и т. д., но переступаешь и …и всё, что планировал, летит сами знаете куда. Интуиция сама по себе, без базы определённых знаний – ноль! Воспитатель должен ЗНАТЬ группу, уровень её знаний, её сильные и слабые стороны, её настроения, должен знать КАЖДОГО воспитанника, его слабые и сильные стороны, должен уметь индивидуализировать в зависимости от этого и подход к нему. Воспитатель обязан пользоваться их доверием и уважением, избегать в своей работе обезлички.
Я позволю себе остановиться, буквально на чуть-чуть, на «должном» выполнении домашних заданий. В процессе приготовления домашних заданий мы, воспитатели таких учреждений, выполняем ещё и функцию учителя, а значит мы должны владеть методикой обучения: уметь просто и образно, иллюстративно рассказывать, объяснять, делиться своим опытом, уметь задавать вопросы, выясняющие степень понимания и степень усвоения ребятами заданий, будить в них самостоятельность.
Сложность, вернее, специфика наших детей в том, что они не все находятся на уровне задаваемого. И в этой ситуации важны методы обучения, к которым обращаются вопитатели-педагоги: метод, обеспечивающий первичное восприятие знаний и умений детьми (рассказ, объяснение, толкование различных понятий) и метод осмысливания, развития и углубления знаний (объяснение фактов и явлений природы, труда в общественной жизни).
Наша задача состоит не только в том, чтобы исподволь готовить ребёнка к серьёзному, настойчивому, усидчивому труду, который не возможен без напряжения мысли, но и в том, чтобы утвердить в КАЖДОМ чувство собственного достоинства, научиться уважать себя, открыть доверие к себе и веру в себя и, главное, научить чуткости, сопереживанию к другим. Другими словами – чтобы ребёнок чувствовал сердцем другого человека. И если этого нет в нас самих, то это не сможет родиться и в наших воспитанниках.
Эти дети самого главного – родных людей. Мы для них ТРИЕДИНЫ: и мама, и папа, и учитель не только в учёбе, но и по жизни. В нашей работе учебно-воспитательный процесс – это многогранная духовная жизнь всего коллектива, в котором воспитатель и воспитанник объединены множеством ниточек, которые мы не можем себе позволить порвать. Главная причина недопустимых отношений между воспитателем и воспитанником – это взаимное недоверие и подозрительность, не переживание детских радостей и горестей, не стремление мысленно ставить себя на место ребёнка.
Мне кажется, что иногда, в силу нашего жизненного опыта (я узнала ого-го), возрастного (я прожила ого-го), мы очень часто говорим и воспринимаем их как ДРУГИХ! Говорят – по-другому, музыка – другая, одежда – другая. Но они – это мы, только другие. Можно очень много говорить о разных инновационных технологиях и т. д. и т.п., но есть качества души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем. И одно из них – это умение проникнуть в духовный мир ребёнка, не забывать, что он – это живой, неповторимый мир, который стоит на пороге в другой мир – мир познания, мир творчества и мир ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ отношений. И только от нас с вами, в силу опять-таки специфики нашей работы, зависит – в какой мир он выйдет, потому что мы, пока с ним, мы – это ЕГО глаза на наш мир.
Не идеализируя ребёнка, не приписывая ему каких-то чудодейственных свойств, подлинный воспитатель не может не учитывать того, что детское восприятие мира, детская эмоциональная и нравственная реакция на окружающую действительность отличается своеобразной ясностью, тонкостью, непосредственностью(какими бы кошмарами они не казались). И, наверное, самое главное наше качество – это оставаться в душе РЕБЁНКОМ, несмотря на возраст и жизненный опыт. И призыв выдающегося польского педагога Януша Корчака возвыситься к духовному миру ребёнка, а не снисходить к нему. Надо понимать как тончайшее понимание и чувствование ДЕТСКОГО познания мира – познания УМОМ и СЕРДЦЕМ.
Используемая литература:
- «В поисках решения» Святослав Довбня, Татьяна Морозова, изд-во Санкт-Петербургского Института раннего вмешательства, 2007г.
- «Воспитание школьников», научно-методический журнал, 2002г.№2.
- «Воспитание школьников», научно-методический журнал,2009г.№9
- «Письма о добром и прекрасном» Д.С.Лихачёв, изда-во «Детская литература»,1985г.