Цели:
- дать новое понятие в экономике, как «Три кита», его составляющие;
- развивать познавательный интерес, логическое мышление, речь, наблюдательность;
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, школьному имуществу.
I. Орг. момент: Прозвенел весёлый звонок, начинается вновь урок.
Любознательные дети знать хотят про всё на свете.
II. Проверка домашнего задания.
– Сегодня мы продолжим тему экономики. Кто запомнил, что такое экономика?
– Какая же главная цель экономики?
(обеспечение жизнедеятельности человека)
– Что же такое потребности человека?
(всё, что нужно для жизни)
– Какая главная задача экономики?
(удовлетворить разнообразные потребности людей)
– Что для этого люди производят?
(товары и услуги)
– Что такое товары?
(вещи, предметы, продукты которые нужны людям для жизнедеятельности)
– А услуги?
(работа, которую люди выполняют для других, удовлетворяют чужие потребности)
– Молодцы, ребята! А сейчас послушайте двустишье:
Три кита плывут по морю, (слайд 1) (Приложение 1)
Три кита творят основу.
– Как вы думаете, о каких китах идёт речь? Откройте стр. 39 «На следующем уроке»
Прочитайте, так о каких китах идёт речь?
– Послушайте, откуда появилось образное выражение «Три кита»: «В прошлом люди не знали, что Земля имеет шарообразную форму и постоянно движется в космическом пространстве. Многие думали, что Земля плоская и покоится на трёх огромных китах. Отсюда и пошло выражение «Три кита», которое означает основу, фундамент чего-либо.
Когда строится дом, ведь сначала заливают фундамент, на котором дом будет стоять.
III. Цели: вот, сегодня мы и узнаем о трёх китах экономики. На чём стоит вся экономика, что её держит. А ответите на этот вопрос вы сами. Для этого вы делитесь на три команды. Каждой команде я даю предмет, глядя на него, вы оформляете результаты наблюдений по плану: (слайд 2)
(деревянная ложка, металлическая ложка, глиняная кружка) 5–7 минут
План:
- Назовите предмет.
- Из какого основного материала он изготовлен?
- В каком виде этот материал встречается в природе?
- Использовался ли труд людей для получения, данного предмета?
- Какой путь прошёл природный материал до получения, данного предмета?
- Использовались ли дополнительные материалы (краска, клей, лак и др.)?
- Сделайте вывод, что использовалось для изготовления предмета. (Труд людей, природные богатства, знания, цена, товар, потребности).
– А теперь давайте проследим, что общего в выводе у всех 3-х групп.
Что использовалось для изготовления предмета?
Вывод: Это и есть «Три кита экономики», а предметы, для изготовления которых потребовались труд людей; природные богатства; капитал – называются экономическими продуктами (слайд 3 «Три кита»).
– Вы, молодцы, хорошо потрудились. (оценки)
Физминутка.
IV. – Я немножко поясню об экономике. Один из способов понять, что представляет собой интересующий нас предмет, состоит в том, что бы разложить его на составные части:
Например, автомобиль можно описать как: колёса, шасси, кузов, мотор, соединённые вместе.
Поезд? Это – тепловоз и вагоны, поставленные на рельсы. А часы? Это что? (циферблат, стрелки, ходики, шестерёнки, и т.д. собранные вместе)
– А что если подойти, таким образом, к экономике? Разложим её на части. Тогда получится, что экономика – это заводы, фабрики, мастерские, колхозы, фермы, разные предприятия, связанные между собой. Работающие сообща. Например: взять стол и проследить какие составные экономики участвовали. (слайд 4)
– Из чего стол? (дерево)
– Какое предприятие работает? (лесозаготовительное)
– Куда отправляет деревья это предприятие? (на перерабатывающую фабрику)
– Что изготовляют на ней? (мебель)
– Куда отправляют эту мебель? (магазины)
– Кто покупает? (частные люди, предприятия, д.сады, школы и т.д.)
– Связаны между собой эти предприятия? (да)
– Вот это всё и можно назвать экономикой.
V. Итог:
– А теперь встаньте. Это тема сложная и я хочу выяснить, кто как понял «Три кита экономики». Возьмите тетради и запишите, что же такое три кита экономики. В скобках напишите, что к ним относится.
1 кит – это ….
2 кит – это ….
3 кит – это ….
(зачитать выводы детей)
Если останется время, то прочитать по учебнику новый материал или дать выполнить составляющую книги по плану (см. выше).
VI. Д/з: стр. 40–47, читать.