Тип урока: комбинированный.
Вид урока: традиционный с элементами практической работы.
Цели урока: введение понятия блока, объяснение, почему блок является разновидностью рычага, знакомство с различными видами блоков, применением блоков.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить уже имеющиеся знания по теме “Простые механизмы”;
- ввести понятие блока;
- объяснить, почему блок- разновидность рычага;
- рассмотреть различные виды блоков, их применение.
Воспитательные:
- формирование коммуникативных качеств, культуры общения;
- формирование интереса к изучаемому предмету;
- стимулирование любознательности, активности на уроке;
- развитие работоспособности.
Развивающие:
- развитие познавательного интереса;
- развитие интеллектуальных способностей;
- развитие умений оценивать себя;
- развитие умений работы по инструкции.
Формы работы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.
Средства обучения.
- Учебник “Физика 7” А.В. Перышкин § 30, 32.
- Раздаточный материал (лист самооценки, тестовые листы, инструкции к практическим заданиям).
- Динамометры.
- Набор грузов.
- Штатив с муфтой и лапкой.
- Подвижный и неподвижный блоки.
- Презентация “Блок”.
- Компьютер.
План урока
I. Вступление (1 минута).
II. Повторение.
- Теория по теме “Простые механизмы. Рычаг” (2 минуты)
- Решение задач по теме “Рычаг” (6 минут)
III. Изучение нового материала.
- Теория по теме “Блок. Виды блоков” (8 минут)
- Практические работы №1 и №2 по теме “Виды блоков” (14 минут)
- Сообщения “ Из истории применения блоков” (3 минуты)
IV. Проверка первичного усвоения знаний.
- Выполнение и проверка теста (10 минут)
V. Подведение итогов урока, домашнее задание (1 минута)
В течение урока заполняется лист самооценки!!!
Технологическая карта урока
№ этапа | Работа учителя. | Работа учащихся | Записи в тетради | Используемые слайды, пособия, оборудование, литература | Время |
1. | Приветствие. Просит проверить готовность к уроку, знакомит с планом урока, листом самооценки. | Проверяют собственную готовность к уроку, знакомятся с планом урока, листом самооценки (Приложение 1) | Слайды 2-3 | 1 мин. | |
2.1 | Разъясняет учащимся правила заполнения приложения №1, просит учащихся озвучить ответы | Заполняют раздаточные листы, (Приложение 2), озвучивают по очереди свои ответы, осуществляют проверку ответов, заполняют лист самооценки | Раздаточные листы. Слайд 4 | 2 мин. | |
2.2. | Просит учеников открыть тетради практики и решить задачи №1 и №2 | Решают задачи №1 и №2, сверяют своё решение с решением на экране, заполняют лист самооценки | Записи решений задач №1и №2 в тетради практики | Слайды 5-8 | 6 мин. |
3.1.1 | Просит продолжить фразу
“Разновид- ностями рычага являются…” |
Отвечают “…ворот и блок” | Слайд 9 | 0,5 мин. | |
3.1.2 | Озвучивает тему урока, записывает её на доске | Записывают тему в тетрадь теории | В тетради теории: “Блок” | 0,5 мин. | |
3.1.3 | Демонстрирует блок. Просит
учащихся сформулировать его определение. Формулирует сам определение, показывает его на экране. |
Пытаются дать определение блока.
Проверяют своё определение с определением на экране, записывают в тетрадь теории |
“Блоком называют устройство, имеющее форму диска с желобом, по которому пропускают веревку, трос или цепь” | Слайд 10 | 1 мин. |
3.1.4. | Демонстрирует установки с
подвижным и неподвижным блоками. Задаёт вопрос:
“Посмотрите на установки. Чем отличаются эти
блоки?” Блок может быть двух видов: подвижный и неподвижный. |
Возможный ответ: “У одного ось не движется вместе с грузом, а другого - движется” | Виды блоков: - неподвижный (ось закреплена и не движется при подъёме груза) - подвижный (ось движется вместе с грузом) |
Слайд 11 | 3 мин. |
3.1.5. | Задаёт вопрос: “Так как блок является простым механизмом, то, для чего он может использоваться?” Каким образом преобразовывает блок силу, вы узнаете, проведя исследования в парах. Раздаёт инструкции к практическим работам |
Возможный ответ: “С помощью
блока можно преобразовать силу”. Получают инструкции к практическим работам (Приложение 3, Приложение 4) |
1 мин. | ||
3.2.1 | Следит за выполнением практических работ | Выполняют практические работы | 10 мин. | ||
3.2.2. | Предлагает учащимся проверить правильность сделанных выводов и записать их в тетрадь теории. | Проверяют правильность сделанных выводов, записывают их в тетрадь теории | Дорисовывают рисунки, сделанные
в пункте 3.1.4. 1) 2) 1) Неподвижный блок используют для изменения направления действия силы 2) Подвижный блок дает выигрыш в силе в 2 раза |
Слайды 12, 13 | 3 мин. |
3.3.1 | Рассказывает о применении блоков | Слушают рассказ учителя | Слайды 14-17 | 1,5 мин. | |
3.3.2. | Предлагает выступить подготовившимся учащимся с сообщениями | Делают сообщения “Из истории применения блоков” | Слайд 18, 19, 20 | 1,5 мин. | |
4. | Организует проверку первичного усвоения знаний с помощью выполнения теста, объяснение ответов при возникновении затруднений с выбором | Выполняют тест, осуществляют его проверку, поясняют выбор ответа | В тетради практики: выбранные ответы | Слайды 21-29 | 10 мин. |
5. | Побуждает учащихся вспомнить все этапы урока, задает домашнее задание. | Запись домашнего задания в дневники. | §59:
Изготовить из пластиковых бутылок действующие модели неподвижного и подвижного блоков. |
Слайды 30, 31 | 1 мин. |
Используемая литература:
- А.В. Перышкин. Физика. 7 класс. Дрофа. -М.: 2008.
- О.И. Громцева. Тесты по физике. 7 класс. УМК. Издательство “Экзамен”. -М.: 2010.
- В.И. Лукашик. Задачник, 7-9 классы. Дрофа. - М.: 2010.
- С.Л.Островский, Д.Ю Усенков. Как сделать презентацию к уроку. Первое сентября.. - М.: 2012.
- П.Н.Платонов, К.И.Куценко. Подъёмно-транспортные и подъёмно-разгрузочные устройства. - М.: 1972.
- http://learning.9151394.ru/cou…