Цель:
- Систематизация и обобщение материала по теме «Линейная функция и график»
- Выявление у учащихся степень усвоения изученного, умение строить графики, читать их, развивать логическое мышление, умение выделять главное.
- Развивать навыки самостоятельной работы, культуру речи учащихся, графическую культуру учащихся.
Ход урока
I. На доске: «О, функция, как ты важна!»
Рисунок 1
В семье линейной функции каждый имеет свои обязанности, за что-то отвечает.
- За что отвечает «k» – угловой коэффициент прямой?
- За что отвечает «b»?
- В каких отношениях находятся графики Л.Ф., если:
- Равны угловые коэффициенты прямых?
- Угловые коэффициенты различны?
- Если равны значения «b»?
II. Разминка:
Задания |
Ответы |
1) Функции заданы формулами. Какие из функций являются прямой пропорциональностью? a) y=x+5 b) y=x/3 c) y=3-x d) y= |
y = x/3 |
2) Функция задана графиком. у = kx Рисунок 2 a) k<0 b) k>0 |
k>0 |
3) Укажите формулу, задающую линейную функцию a) y = 3x2-8 b) y = c) y = -8 d) y = 3x-8 |
y = 3x-8 |
4) Функция задана графиком. Укажите формулу, которая задает эту функцию. Рисунок 3 a) y = 2x b) y = 2 c) y = -2 d) y = x+2
|
y = 2
|
5) Каково взаимное расположение графиков функций y = 7.2x-1.8 и y = -7.2x+1.8. Ответ пояснить. |
Графики функций пересекаются, так как угловые коэффициенты прямых различны. |
III. Самостоятельная работа в группах
Каждая группа получает задания по ключевым вопросам темы. Ответы класс заслушивает.
1 Группа
Принадлежат ли точки графику линейной функции y=kx+b?
Объяснить, как определить проходит ли прямая через т. M(X,Y)?
Пример: y=1.2x-7
A (100; 113), B (-10; 5)?
2 Группа
Нахождение координаты точки пересечения графиков линейных функций
1) l1: y=k1x+b1
l2: y=k2x+b2
2) Пример: y=4x+9
y=6x-5
Cоставим и решим уравнение:
1) 4x+9=6x-5
-2x=-14
X=7
2) Y(7)=4*7+9=37
3) A(7;37)
3 Группа
Нахождение точек пересечения графика линейной функции с осями координат.
1) l: y=kx+b
2) Пример: y=10x-8
1. C ОХ: Y=0 1. C ОУ: X=0
10x-8=0 y(0)=10*0-8=-8
10x=8 B(0;-8)
X=0.8
2. y(0.8)=0
3. A(0.8;0)
4 Группа
Взаимное расположение графиков линейных функций.
1) l1 y=k1x+b1
l2 y=k2x+b2
Объяснить.
Если k1=k2 и b1≠b2,то l1││l2
Если k1≠k2, то l1 l2
Если k1=k2, b1= b2, то l1 l2
2) Примеры:
y= x-2 y=2x-1
Y= x+5 y=-2k+2
Y= x
Как расположены прямые?
5 Группа
Построить графики линейных функций
1) y= x-3 2) y=-3x 3) y=5
Показать угол, который образует прямая с положительным направлением оси OX.
IV. После того, как все ответы будут выслушаны и обсуждены, провести математический диктант.
1 вариант |
2 вариант |
Как называются функции |
|
y = -3x+2 Запишите k и b. |
y = -2x-3 Запишите k и b. |
Запишите формулу, задающую какую-нибудь линейную функцию график которой параллелен прямой. |
|
y = 5x |
y = 3x |
Запишите уравнение прямой с угловым коэффициентом |
|
k = -7 |
k = 1/2 |
Пересекаются ли графики функций |
|
y = 2-7x и y = -7x-3 |
y = 2x+5 и y = 3-4x |
Построить графики функций |
|
y = 5-x y=-5 |
y = x-2 y = -2 |
V. Подводим итоги урока.
VI. Д/З с комментированием.
Из Р.Т номера 1-12