Модернизации образования предусматривает внедрение компетентностного подхода, цель которого – обеспечение качества образования. Развитие и становление принципов всеобщего управления качеством предусматривает необходимость использования их при стратегическом планировании всей деятельности образовательного учреждения. В соответствии с этим методы оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству, затрагивают задачи развития колледжа, решаемые с помощью комплексного подхода к руководству.
В этой связи следует отметить, что формирование и внедрение системы менеджмента качества педагогической деятельности не является формальным приведением действующей документации к формам и перечням, предусмотренным соответствующими стандартами и нормативных документов в области качества. Этот подход, направленный на достижение долгосрочного успеха, объединяет аспекты общего управления, определяет политику в области качества, стратегию и тактику достижения поставленных целей по качеству, и ответственность педагогических работников по выполнению задач развития. Выработка стратегических подходов к оценке деятельности педагогических работников в колледже отражает основные ценности нашего образовательного учреждения и является частью общей политики и стратегии развития, а также инструментом для постоянного улучшения качества предоставляемых услуг.
Цель статьи – попытка автора выстроить траектории менеджмента качества в области оценки педагогической деятельности преподавателей.
Актуальность данной статьи обусловлена переходом на новые условия аттестации педагогических работников и новые условия оплаты труда.
Нижеследующая терминология показывает основные параметры оценивания педагогической деятельности.
«Слово дано человеку не для самоудовлетворения, а для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины и вдохновения, которым он обладает, – другим людям.» Короленко В. Г.
Критерий – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки.
Показатель – данные, по которым можно судить о развитии, ходе, состоянии чего-либо.
Индикатор – доступная наблюдению и измерению характеристика изучаемого объекта, позволяющая судить о других его характеристиках, недоступных непосредственному исследованию.
Критерий – удовлетворенность потребителей образовательных услуг
Показатели:
- удовлетворенность студентов и выпускников
- удовлетворенность работодателей
Индикаторы удовлетворенности студентов и выпускников:
- механизмы сбора и анализа информации об удовлетворенности студентов и выпускников
- уровень удовлетворенности студентов и выпускников
Механизмы сбора и анализа информации об удовлетворенности студентов и выпускников
1 |
Оценка удовлетворенности студентов и выпускников осуществляется эпизодически. Имеются некоторые данные об удовлетворенности данной группы потребителей. Специальной систематической работы не проводится. |
2 |
Организовано подразделение, ответственное за поддержание постоянных отношений со студентами и выпускниками и за сбор информации об их удовлетворенности. Определены показатели степени удовлетворенности данной группы потребителей. Разрабатывается методология оценки удовлетворенности студентов и выпускников, включая процедуры сбора и анализа информации и формы анкет. Выборочно проводится сбор информации, например, путем проведения анкетирования или опросов. |
3 |
Разработана методология оценки удовлетворенности студентов и выпускников. Установлены измеряемые цели по степени удовлетворенности данной группы потребителей. Процедуры сбора и анализа информации документированы. Существует процесс регулярного сбора и анализа информации, отражающей динамику удовлетворенности студентов и выпускников, например, путем проведения анкетирования или опросов, семинаров, личных встреч руководства со студентами и выпускниками. |
4 |
Измеряемые цели по степени удовлетворенности студентов и выпускников оцениваются и пересматриваются. Систематически сравнивается степень удовлетворенности данной группы потребителей с поставленными целями, с данными аналогичных ОУ и документируются. Механизмы сбора и анализа информации об удовлетворенности студентов и выпускников постоянно корректируются, совершенствуются и сравниваются с подходами, применяемыми в других ОУ. |
5 |
Методология сбора и анализа информации об удовлетворенности студентов и выпускников непрерывно совершенствуется, оценивается ее эффективность. Конкретные цели и текущая информация, относящиеся к степени удовлетворенности данной группы потребителей, доводятся и разъясняются всем сотрудникам ОУ. Процесс сбора и анализа информации об удовлетворенности студентов и выпускников автоматизируется на основе использования современных информационно-коммуникационных технологий и сравнивается с опытом ведущих ОУ в стране и за рубежом. |
Общие требования к показателям:
- показатели должны позволять оценить именно качество достигаемого трудовым процессом результата, не дублируя при этом критерии, определяющие размер основного вознаграждения;
- показатели оценки качества работы разных групп преподавателей могут быть различными в силу специфики их работы;
- процесс сбора информации об уровне достижений преподавателя не должен быть чрезмерно трудоемким, в то же время необходимо обеспечить объективность, проверяемость, достоверность и прозрачность информации;
- периодичность сбора информации определяется реализуемыми целями и задачами и не должна приводить к перегруженности подразделений учебного заведения, предоставляющих аналитическую информацию.
Измеримость компетентности, затрат времени или результатов – это возможность измерить следующее:
- Используемые формы и методы обучения, культура общения, ораторские навыки …
- Количество выпущенных методических пособий и учебников, участие в инновационных проектах, подготовке внеклассных мероприятий…
- Успеваемость студентов, количество победителей олимпиад, уровень удовлетворенности студентов ….
Исходя из вышеизложенного, основными критериями для оценки деятельности преподавателя может быть предложены следующие критерии и показатели.
Оцениваемые направления деятельности (критерии)
- Качество преподавательской деятельности Учебно-методическая работа
- Участие в научной (экспериментальной) работе
- Участие в административной работе
- Участие в общественной жизни отделения и колледжа
Способы оценивания по направлениям деятельности
1. Качество преподавательской деятельности:
- самооценка преподавателя
- анкетная оценка студентами качества проведения занятий
- экспертная оценка коллегами качества проведения занятий
- оценка внешними экспертами
2. Методическая работа:
- объективные данные об учебно-методической работе
3. Участие в научной (экспериментальной) работе:
- объективные данные о научной (экспериментальной) работе
4. Участие в административной работе
- оценка непосредственным начальником (руководителем)
5. Воспитательная работа и участие в общественной жизни отделения и колледжа
- объективные данные об участии
Критерии самооценки качества преподавательской деятельности:
- теоретические знания по читаемым дисциплинам,
- дополнительная квалификация по читаемым дисциплинам,
- лекторское мастерство,
- мастерство при проведении семинарских и практических занятий,
- использование активных методов обучения,
- степень использования технических средств обучения,
- степень использования компьютерного класса,
- степень использования ресурсов Интернет,
- знание смежных дисциплин,
- дополнительные квалификации,
- применение на занятиях знаний в области дидактики и психологии,
- официальное признание педагогических заслуг.
Оценка студентами работы преподавателя по следующим показателям:
- излагает материал логично, системно;
- дает материал, имеющий прикладную, практическую ценность;
- компетентен, прекрасно ориентируется в материале;
- вызывает интерес к своему предмету;
- привлекает манерой общения.
Экспертная оценка коллегами (или экспертами) качества проведений занятий по следующим показателям:
- насколько четко организовано занятие;
- в какой степени методика проведения занятия адекватна теме и содержанию;
- насколько соответствует содержание дидактическим единицам;
- научность и новизна материала;
- дидактическая оценка занятия.
Критерии оценивания учебно-методической работы:
- подготовка, написание и издание учебных, учебно-методических пособий, практикумов,
- разработка учебных программ, лекционных курсов, лабораторных и практических работ,
- разработка контрольно-измерительных материалов по дисциплинам,
- консультирование курсовых и дипломных работ,
- прохождение стажировок, повышение квалификации,
- участие в работе учебно-методических объединений,
- руководство и участие в СНО и НИР студентов,
Критерии оценки участия в научной работе:
- подготовка и публикация монографий, научных статей, тезисов,
- участие в организации и проведении конференций и семинаров,
- участие в экспериментальной работе,
- защита кандидатской, докторской диссертации,
- подготовка студентов, участвовавших в региональных, всероссийских и международных конкурсах,
- подготовка студентов, ставших победителями и дипломантами региональных, всероссийских и международных конкурсов,
- рецензирование, оппонирование, участие в редколлегии.
Критерии оценки участия преподавателя в административной работе (оценивает непосредственный начальник (председатель ПЦК, зав. отделением):
- выполнение административных поручений (проектов), оказывающих значительное влияние на развитие региона, системы образования, общества,
- выполнение административных поручений (проектов), оказывающих значительное влияние на развитие колледжа,
- выполнение административных поручений, оказывающих значительное влияние на развитие отделения,
- выполнение административных поручений, оказывающих значительное влияние на развитие ЦМК.
Примеры проектов и поручений:
- участие в приемной кампании,
- организация заключения договоров о прохождении практики,
- организация открытия новой специальности,
- заключение договора со стратегическим партнером.
Критерии оценки воспитательной работы преподавателя и участия в общественной жизни:
- участие в организации воспитательных мероприятий в регионе и колледже,
- участие в организации воспитательных мероприятий на отделении.
Показатели семестрового рейтингования преподавателей (Вариант 1)
Критерии |
Показатели |
Балл |
Учебно-планирующая документация |
Рабочая программа |
|
Календарно-тематический план |
|
|
Паспорт комплексного методического обеспечения |
|
|
Журнал |
|
|
Технологические карты занятий |
|
|
Исполнительская дисциплина |
Своевременная сдача отчетности |
|
Выполнение поручений |
|
|
Соблюдение трудового распорядка |
|
|
Участие в работе ЦМК |
|
|
Взаимопосещение |
|
|
Результат методической деятельности |
Входной |
|
Внутрисемистровый |
|
|
Промежуточный |
|
|
Итоговый |
|
|
Тематический |
|
Показатели семестрового рейтингования преподавателей (Вариант 2)
Ф.И.О. |
Учебная документация |
Исполнительская дисциплина |
Результат методической деятельности |
Рейтинг |
|||||||||||||
Рабочая программа |
Календарно-тематический план |
Паспорт КМО |
Журнал |
Технологические карты уроков |
Своевременная сдача отчетности |
Выполнение поручений |
Соблюдение труд. распорядка |
Участие в работе ЦМК |
Взаимопосещение |
Входной |
Внутрисемистровый |
Промежуточный |
Итоговый |
Тематический |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Показатели ежегодного рейтингования
Ф.И.О. |
Результаты педагогической и социологической диагностик |
Средний балл |
||||||||
|
Учебно-планирующая документация |
Уровни обученности и успешности студентов |
Печатные издания |
Результаты методической работы |
Участие в научно-исследовательской деятельнсоит |
Исполнительская дисциплина |
Работа с группой (классное руководство) |
Общеколледжные мероприятия |
Работа в ЦМК |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В настоящее происходит переориентация результатов образования с понятий «подготовленность», «общая культура», «воспитанность» на такие понятия как «компетенция», «компетентность» обучающихся, качество образования. Отличие компетентного специалиста от квалифицированного специалиста отечественные ученые видят в том, что первый – не просто обладает определенным уровнем знаний, умений и навыков, но и способен реализовать их в работе. Обновление российской образовательной системы произойдет не только в области содержания образования, но и в области форм и методов обучения и воспитания. Мы с вами уже становимся участниками создания новых типологий обучения. Перед нами ставится задача: через компетентностный подход в обучении подготовить выпускника-специалиста, обладающего базой знаний, способностей к их применению и обладающего сформированным набором личностных качеств.
Необходимость работы педагогического коллектива по поиску дополнительных путей формирования учебной мотивации обучающихся особенно актуальна в виду того, что с переходом на обновленное содержание обучения встает задача формирования у обучающихся приемов самостоятельного приобретения знаний, развития активной жизненной позиции.
Организация образовательного процесса с позиций компетентностного подхода предусматривает создание необходимых организационно-педагогических условий, обеспечивающих качество образовательной деятельности:
- Коррекция содержания образования на теоретическом уровне, уровне учебных дисциплин и учебного материала.
- Применение личностно ориентированной и деятельностно-творческой технологий предполагает учет специфики компетентностного подхода при выборе методов обучения.
- Создание определенных условий для организации образовательного процесса: обновление нормативно-правовой и технической базы; подготовка учебно-программной документации; активизация воспитательной работы по формированию личных качеств выпускника.
- Наличие надежных социальных партнеров. Подготовка конкурентоспособного специалиста на основе социального партнерства.
- Высокий уровень развития педагогического коллектива колледжа.
Высокий уровень развития педколлектива – сумма трех слагаемых: ценностно-ориентационная зрелость, организованность и сплоченность.
В заключении хотелось бы отметить, что при оценке качества деятельности преподавателей важно учитывать не только формальную сумму критериев, показателей и индикаторов его работы, но помнить, что педагог – это личность. И главным мерилом его деятельности является осознание того, что педагогическая деятельность наиболее сердцезатратна и требует высокой нервной готовности, достаточной культуры, чтобы часто или всегда демонстрировать способность и готовность терпеливо относиться к неординарности и несовершенству поведения наших воспитанников.