Музыкальное воспитание оказывает большую помощь в коррекционной работе. При грамотном подходе к решению как коррекционных, так и общепедагогических задач дети с отклонениями в развитии преображаются.
В начале учебного года при проверке музыкальных способностей детей отмечается, что многие из них не поют, говорят, не справляются с пропеванием звука, плохо запоминают тексты песен, их названия, названия музыкальных произведений для слушания, недостаточно согласовывают движения с музыкой, пением, словом, затрудняются в передаче ритмического рисунка.
Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр, при условии использования правильно подобранных приемов, положительно развиваются психические процессы и свойства личности, четче и грамотнее становится речь.
Одним из таких приемов является наглядное моделирование. Наглядное моделирование я использую во всех видах музыкальной деятельности: восприятие музыки (слушание), пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах.
В разделе восприятие музыки (слушание) начиная с младшей группы, использую в своей работе произведения контрастные по характеру или объединенными общим замыслом. (Рисунок 1) В старшем возрасте дети учатся определять жанры музыки (песня, танец, марш). Знакомятся с такими понятиями как опера, балет и разными видами оркестра. Все эти произведения являются средством для развития музыкального слуха, что оказывает благотворное влияние на формирование фонематического восприятия у детей с тяжелыми нарушениями речи. В этом разделе я использую модель, которая выглядит в виде 2-х или 3-х схематично изображенных рисунков, по которой можно определить характер музыки. Для определения жанров музыки использую карточки со схематично изображенными музыкальными инструментами. (Рисунок 2)
Рисунок 1
Рисунок 2
Для ритмических игр, использую ритмические схемы, по которым дети исполняют ритмический рисунок с помощью ручного инструментария. (Приложение 1. Ритмические схемы «Листопад»)
В разделе Пение, большое внимание уделяю вокальным упражнениям. Расстройства голоса при дизартрии довольно многообразны, но чаще всего отмечается изменения тембра, голос при этом заболевании становится монотонным, неполетным, слабым, сдавленным. Поэтому вся коррекционная работа проводится совместно с логопедом. Логопед составляет план работы по звукопроизношению, а музыкальный руководитель в свою очередь закрепляет работу с помощью вокальных упражнений, используя различные схемы.
Например, напевая колыбельную, полунапевно произносим гласный звук, изменяя высоту голоса. В дальнейшем усложняем упражнение: «раскачав» гласный звук – «бросаем» его вверх без напряжения.
Для оптимальной тренировки голоса, берем распевку из сочетания 2-х и более гласных звуков.
Для расширения диапазона голоса, использую такие упражнения: «Лесенка», «Эхо». По мере постановки и автоматизации звуков, учим детей управлять силой голоса, исполняя мелодию от «пиано» к «форте».
При подборе песенного материала подбираю песни с легко запоминающимися простыми фразами и с несложным ритмическим рисунком. Для запоминания текста песен, использую подробные схемы, иллюстрации, так дети быстрее запоминают текст. (Приложение 2. Модель песни «Зима пришла»).
По программе дети подготовительной группы должны знать и различать в песне: вступление, заключение, проигрыш, куплет, припев. Для этого я использую такие условные обозначения: квадрат – куплет, треугольник – припев, круг – вступление, проигрыш, заключение. К концу года дети самостоятельно выкладывают нужную модель построения песни. (Рисунок 3)
Рисунок 3
Поскольку при дизартрии наблюдаются нарушения в лицевой мускулатуре, то в непосредственно образовательной деятельности ввожу специальные упражнения и схемы для восстановления мимических мышц. Для этого использую упражнения «Покажи настроение у солнышка», «Определи характер». (Рисунок 4)
Рисунок 4
В таком немало важном виде музыкальной деятельности как «Музыкально-ритмические движения» для работы с детьми страдающими тяжелыми нарушениями речи, соблюдаем требования по подбору музыкального материала. Подбираем упражнения для общей координации движений, упражнения на развитие темпа и ритма движений, пространственной ориентировки, внимания. Здесь использую схемы для вводных упражнений, для игр на внимание, схемы танцев, хороводов. (Рисунок 5)
Рисунок 5
Широко используется в дошкольных учреждениях компенсирующего вида такой вид музыкальной деятельности – игра на детских музыкальных инструментах. Дети знакомятся с различными группами музыкальных инструментов, учатся различать их по звучанию, овладевают навыками игры на детских музыкальных инструментах.
Начальное обучение происходит с передачи простого ритмического рисунка по ритмической схеме. По мере обучения задания усложнялись: дети находили самостоятельно ритмическую схему, которую им исполнили на определенном инструменте и исполняли ее. (Рисунок 6)
Рисунок 6
Применение метода наглядного моделирования в образовательной области «Музыка» обеспечивает эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, обогащает методологию музыкально-образовательной деятельности, повышает интерес детей к занятиям музыкой, помогает при мониторинге музыкального развития детей.