Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с нарушениями речи

Разделы: Школьная психологическая служба


В соответствии с уставом ГКОУ ЛО “Павловский центр “Логос” в дошкольное и школьное отделение принимаются дети с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР):

  • общее недоразвитие речи первого, второго и третьего уровня;
  • дисграфия;
  • дислексия;
  • нарушение темпа и ритма речи при ОНР;

с неврологическим диагнозом:

  • дизартрия;
  • ринолалия;
  • моторная или сенсорная алалия;
  • заикание;
  • ЗПР (вторичного характера).

Логопедические заключения представлены на диаграмме. (Приложение: слайд №2).

Сложная структура речевого дефекта предполагает индивидуализацию и дифференциацию коррекционно-образовательного процесса.

С первых дней пребывания детей в центре “Логос” осуществляется психолого-медико-педагогическое сопровождение (далее ПМПС) процессов развития каждого ребенка с речевыми нарушениями.

Цель ПМПС: создание единого коррекционного пространства, способствующего устранению речевых нарушений, развитию психических и мыслительных процессов, коммуникативной деятельности обучающихся. (Приложение: слайд №3).

Задачи сопровождения (Приложение: слайд №4):

  • сохранение нервно-психического, соматического здоровья детей;
  • помощь (содействие) ребенку и его родителям в решении актуальных задач коррекции, развития, обучения и социализации;
  • рекомендации по выбору образовательного маршрута;
  • оптимизация адаптации в период пребывания дошкольника вне семьи;
  • развитие мотивации, познавательной деятельности и эмоциональной сферы ребенка;
  • подготовка дошкольника к обучению, профилактика проблем обучения;
  • развитие компетентности участников коррекционного процесса;
  • разработка творческих программ сопровождения;
  • изучение и систематизация опыта педагогов.

Для решения поставленных задач определены следующие принципы:

1. Основные принципы сопровождения (Приложение: слайд №5):

  • “всегда на стороне ребенка”;
  • непрерывность;
  • системность;
  • мультидисциплинарность и комплексный подход;
  • работа в “команде”.

2. Общедидактические принципы:

  • доступность;
  • сознательность;
  • наглядность;
  • индивидуальный подход;
  • дифференцированный подход и др.,

3. Основные принципы логопедии:

  • системность, комплексность развития;
  • рассмотрение нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;
  • деятельностный подход;
  • онтогенетический принцип;
  • принцип учета симптоматики нарушения и структуры речевого дефекта;
  • поиск обходных путей и опора на сохранные анализаторы.

Нормативная документация, регламентирующая процесс сопровождения в ГКОУ ЛО “Павловский центр “Логос”, представлена на схеме. (Приложение: слайд №6).

Концептуальной основой ПМПС является педагогика успеха, которая предполагает обеспечение условий для развития, самореализации и социализации личности ребенка посредством создания ситуации успеха, в которых максимально раскрываются возможности каждого ребенка: педагог не исправляет недостатки, а развивает его сильные стороны.

Медицинский аспект сопровождения реализуется на основе внутриведомственных связей между центром “Логос” и Ленинградской областной детской клинической поликлиникой на базе которой проводится обследование невролога, логопеда, сурдолога с применением современных инструментальных технологий.

Структура ПМПС центра “Логос” представлена на схеме. (Приложение: слайды №7, 8)

Психолого-медико-педагогический консилиум (далее ПМПк) – организатор и координатор процесса психолого-медико-педагогического сопровождения (Приложение: слайд №9). Деятельность ПМПк регламентирована положением “О порядке работы ПМПк ГКОУ ЛО “Павловский центр “Логос”.

Рассматривая сопровождение как систему, выделяются следующие этапы (Приложение: слайд №10):

1 диагностический
2 проектирования
3 деятельностный
4 рефлексивный

На каждом этапе определяются цели и задачи сопровождения, описываются планируемые результаты деятельности, необходимый инструментарий и формы отчётности. (Приложение: слайд №11).

Психолого-медико-педагогическое сопровождение школьников.

На 1 этапе – диагностическом проводится исследование:

  • соматического состояния ребенка (антропометрия, определение группы здоровья, осмотр детей врачами-специалистами),
  • логопедическое обследование,
  • неврологического статуса, психотерапевтическое обследование,
  • психологического статуса и сенсорного развития,
  • уровня знаний, умений и навыков по основным учебным предметам,
  • наблюдения за адаптацией, эмоциональной сферой вновь принятых учащихся.

Целью данного этапа является осознание сути проблемы, ее носителей и потенциальных возможностей решения.

Диагностический инструментарий: компьютерное тестирование психических процессов “Алматея”, анкетирование, тестирование педагогов, родителей, детей, компьютерный тренажер “БОС – дыхание”.

Результаты работы: 1 .уточнение логопедического заключения, неврологического диагноза, уровня развития психических процессов

  • составление речевого профиля класса,
  • рекомендации по медикаментозному лечению,
  • составление графика медицинских процедур,
  • проведение заседания ПМПк по итогам адаптации,
  • классные родительские собрания по итогам адаптации и диагностики,
  • индивидуальное консультирование родителей, педагогов по итогам обследования.

Формы отчетности: медицинские карты, речевые карты, карты сенсорного развития, таблицы и графики, карты динамики развития ребенка, методические рекомендации, справки, карта адаптации к школьному обучению.

Психолого-медико-педагогическое сопровождение выступает как комплексная технология. Весь коллектив сотрудников участвует в реализации программы сопровождения. Работая как одна “команда”, каждый специалист выполняет четко определенные цели и задачи в области своей дисциплины. (Приложение: слайд №12).

В системе ПМПС ведущим звеном являются учителя-логопеды. Специфика нашего учреждения такова, что логопед – специалист по устранению нарушений речи, и учитель начальных классов, и классный руководитель в одном лице. Такой подход позволяет эффективно осуществлять коррекцию и развитие в учебной и внеурочной деятельности. Формы взаимодействия специалистов представлены на схемах. (Приложение: слайд №13, 14).

Психолог выполняет диагностическую, консультативную функции, осуществляет обеспечение коррекционного обучения развития и социализации, работает над формированием и развитием познавательной деятельности. (Приложение: слайд №15). На диагностическом этапе использует ИКТ, практикуя программу компьютерной обработки и тестирования научно-производственной фирмы “Амалтея”.

Деятельность психолога базируется на применении современных технологий: развивающее обучение, уровневая дифференциация, интегративная технология деятельностного подхода, технология развивающих игр. Обучение осуществляется через игру, формируются навыки выполнения условий правил игры, приобретение знаний посредством повышения мотивации.

Врач психотерапевт обеспечивает углублённую диагностику, медикаментозную поддержку, проводит психотерапевтические занятия, консультирует педагогов и родителей. Активно используется методика рисования, элементы арт-терапии, пескотерапия, компьютерная диагностика. (Приложение: слайд №16)

2 этап проектирования. Его цель – сбор необходимой информации о путях и методах решения проблемы, составление или корректировка плана коррекционного обучения, развития и воспитания с учетом результатов проведенной диагностики, доведения этой информации до участников сопровождения, создание положительной мотивации у школьников к коррекционному воздействию.

Инструментарий проектирования: программы, планы, технологии логопедической и психологической работы по устранению речевых нарушений, план ПМПк, методические рекомендации, портфолио педагогов, психологические тесты.

Результаты работы:

  1. Составление плана логопедической работы по итогам обследования речи.
  2. Корректировка коррекционно-воспитательного планирования, плана занятий по сенсорному развитию, по логоритмике, по куклотерапии.
  3. Тематическое планирование по учебным предметам.
  4. Планирование профилактических медицинских мероприятий.
  5. Комплектование групп для занятий с логопедом и психологом, прогнозирование предполагаемых результатов.
  6. Консультирование педагогов по использованию технологий клр,

Психологического сопровождения.

Формы отчетности: планы специалистов, педагогов, расписание логопедических и коррекционных занятий, рекомендации, схемы-графики по итогам психологического тестирования.

3 этап деятельностный. Цель данного этапа – обеспечение коррекционного обучения, развития, социализации в соответствии с программами и планами, рекомендованными

специалистами и коррекционными педагогами каждому школьнику, развитие познавательных интересов, активизация познавательной деятельности; выявление учащихся с трудностями обучения и оказание им дополнительной помощи. Инструментарий: портфолио учащихся, тетради связи, логопедические тетради, тетради по учебным предметам, картотеки игр и упражнений, методическое обеспечение учебного, психологического и логопедического процесса, информационное обеспечение компьютерными программами по развитию психических процессов, логопедическими тренажерами типа “Дельфа-142”, “Учись говорить правильно”, “Игры для тигры” и т.д.

Результаты работы:

  1. 1. Организация и проведение логопедических занятий в соответствии с планом (программа для детей с ТНР под редакцией Р.И.Лалаевой).
  2. 2. Организация и проведение коррекционно-развивающих занятий
    во внеурочное время: 0-4 классы по ритмике (авторская программа); 0-2 классы по сенсорному развитию (авторская программа) 0-1 классы по куклотерапии (авторская программа “Азбука общения”).
    2-4-е классы занятия в театральной студии.
    0-4-е классы логоритмика (адаптированная программа Г.А. Волковой).
    0-4-е классы программа психологического сопровождения.
  3. 3. Обеспечение медицинского воздействия
  4. 4. Комплектование групп и проведение занятий по ЛФК
  5. 5. Индивидуальное и групповое консультирование педагогов, родителей администрацией, специалистами;
  6. 6. Проведение открытых уроков, занятий, тренингов для родителей и педагогов
  7. 7. Выявление учащихся с трудностями в обучении, в поведении, с нарушениями мотивации; дополнительное обследование их специалистами
  8. 8. Проведение ПМПк по результатам диагностики учащихся, испытывающих трудности обучения и развития, выработка рекомендаций
  9. 9. Представление учеников с проблемами обучения на ЦПМПК ЛО с целью уточнения образовательного маршрута

Формы отчетности: планы или конспекты занятий, открытые занятия для педагогов, открытые занятия для родителей, заключения ПМПк, характеристики, презентации, результаты тестирования в виде таблиц, графиков и схем.

На деятельностном этапе сопровождения осуществляется коррекционно-логопедическая работа по авторским и адаптированным программам на логопедических занятиях, на коррекционных занятиях в сенсорной комнате, на занятиях по ритмике, логоритмике, куклотерапии. Программы: “Азбука общения”, “Театрализованные игры”, разработаны педагогом по куклотерапии. Такие занятия формируют и развивают коммуникативные навыки у детей с нарушениями речи, коррегируют моторные, психические, речевые функции, активизируют творческий потенциал детей, развитие эмоционально-личностной сферы улучшают адаптацию детей в новых условиях обучения. (Приложение: слайд №17).

Технология “интегрированное обучение” способствует объединению специалистов сопровождения, реализации поставленных задач коррекции и развития в более короткий срок. Практика проведения интегрированных уроков и занятий активно используется в системе коррекционного воздействия. Обучение младших школьников с использованием таких технологий как уровневая дифференциация, технология учебного поиска, развития “критического мышления” позволяет закреплять стойкую мотивацию к обучению. (Приложение: слайд №18).

Использования музыкальных средств позволяет реализовать мультидисциплинарный и комплексный принцип сопровождения. Занятия по ритмике, логоритмике, музыке развивают неречевые процессы: слуховое восприятие, внимание, память, координацию движений; воспитывают чувство темпа и ритма в движении, так и коррегируют речевые функции: воспитывают темп и ритм речи, развивают речевое дыхание, артикуляционную моторику, интонационную выразительность. (Приложение: слайд №19).

4 этап рефлексивный. Цель данного этапа: подведение итогов сопровождения, анализ результатов коррекции и развития, определение уровня результативности.

Инструментарий: материалы итогового тестирования, таблицы, графики.

Результаты работы:

  1. Итоговая диагностика специалистами.
  2. Анализ результатов деятельности специалистов.
  3. Проведение ПМПк по результатам коррекционного обучения.
  4. Рекомендации по выбору образовательного маршрута.
  5. Рекомендации по наблюдению в ЛОДКП у невролога и логопеда.
  6. Индивидуальное консультирование родителей специалистами и администрацией.

Главной формой отчетности сопровождения в 0-4 классах считается диагностическая карта развития ребенка, включающая индивидуальную программу сопровождения, дошкольных группах – графики-профили. (Приложение: слайды №20, 21, 22).

ПМПС позволяет защитить права ребенка, обеспечить его физическую и психологическую безопасность, педагогическую поддержку и содействие в преодолении проблем развития.

Приложение