Формирование коммуникативной функции речи в социализации детей-логопатов

Разделы: Внеклассная работа, Школьная психологическая служба, Логопедия




«Учись, играй и говори,
Опыт свой ты накопи!»

Под таким девизом в центре «Логос» осуществляется проект «Учись жизни». В рамках этого проекта для детей с тяжёлыми нарушениями речи 3-х – 4-х классов создана авторская программа «Коммуникативное развитие и социализация». (Приложение 1: слайд №1).

Центр «Логос» – это коррекционное учреждение интернатного типа, где обучаются дети с тяжёлыми нарушениями речи. В центре работает целая команда специалистов, которые комплексно и эффективно занимаются преодолением речевого недоразвития детей, а также корригируют их психический и неврологический статус.

Успешно компенсируя речевое недоразвитие и имеющуюся сопутствующую патологию, мы максимально приближаем детей к уровню «условной нормы», в отношении сформированности ЗУН, необходимых для учащихся начального звена общеобразовательной школы. Динамика и результативность такой организованной систематической комплексной  коррекционной работы постоянно является для детей, родителей и педагогов удовлетворительной.

Однако, проводя постоянный педагогический мониторинг, мы выявили некоторые недостатки в своей работе. «Речевые» дети, находясь в условиях интернатного пребывания, накапливали бедный опыт социального общения и поведения в обществе. Ребята, которые по учебным предметам, в дальнейшем, имели положительные итоговые отметки и достаточный уровень речевых навыков, при переходе в другие типы школ (в процессе дальнейшего обучения и проживания по месту жительства) сталкивались со стойкими проблемами в процессе адаптации в новых условиях.

Актуальность проблемы социализации и коммуникативного развития детей с ТНР обозначена также тем, что воспитанники учреждения интернатного типа развиваются в условиях деформированного процесса социализации:

  • в  условиях  школы-интерната,  где  семья  заменена  учреждением,  и  родители  не  могут  целенаправленно  осуществлять  воспитательную  работу  по  обогащению  социального опыта;
  • в  ситуации ограниченной  социальной  активности,  недостаточного  включения  ребёнка  в  различные  виды  практической  деятельности;
  • в  условиях ограниченных  сфер  реализации  усвоенных  социальных  норм  и  социального  опыта.

Всё  это  значительно  затрудняет  процесс  эффективности  становления  личности  ребёнка.

Таким  образом,  учащиеся  коррекционной  школы  V  вида  нуждаются  в  организации  комплексного  психолого-педагогического  и  медико-социального  сопровождения.

С  целью  повышения  эффективности  работы  по  социализации  учащихся  данного  типа  школы  создана  представленная  коррекционно-развивающая  программа.

Программа соответствует Закону РФ « Об образовании» и Типовому положению об образовательном учреждении для детей с отклонениями в развитии и направлена на развитие коммуникативных навыков, познавательного интереса, укрепление психологического здоровья и эмоционального реагирования, формирование социальных умений и навыков, необходимых в жизненном самоопределении. (Приложение 1: слайд №2).

В  основу  программы  вошли  теории  рекомендуемые  учёными  и  психологами:  И.С.Коном,  А.В.Мудриком, Л.С.Выгодским,  рассматривающим  процесс  социализации  в  трёх  позициях.  Эти  позиции  следует  рассматривать  как  определённые  стадии  в  процессе  социализации – от  приспособления  к  изменению,  преобразования  социального  мира  и  себя  в  нём. (Приложение 1: слайд №3).

Социальные цели  и  задачи.

Учитывая  стадии  становления  социального  опыта  детей  с  ОНР,  у  которых  вторично  страдают:  эмоционально-волевая  сфера,  поведенческие  навыки, недостаточно  сформированы  личностные  качества,  снижены  уровень  благополучия  взаимоотношений  и  самооценка,  неадекватен  уровень  притязаний,  нарушены  психические  процессы,  мы  обязаны:

  1. Научить  детей  приспосабливаться  к  условиям  окружающей среды, адаптировать  к  социуму  одноклассников;                             
  2. Помочь  детям  первоначально  усвоить,  а  затем  воспроизводить систему  социальных  связей,  формы,  модели  поведения в  активной  деятельности  в  социальной  среде.

Таким  образом,  через  целенаправленно  организованную  деятельность  детей,  мы  отрабатываем  правила  и  навыки  поведения,  воспитываем  положительные  качества  личности,  развиваем  творческое  воображение,  углубляем  знания  детей  о  профессиях;

  1. Сформировать  коммуникативную функцию  речи,  которая  поможет  ребёнку адаптироваться  в  социуме.  Общение  берёт  на  себя  существенную  нагрузку  в  социализации  личности  ребёнка.  Оно  объединяет  взрослого  и  ребёнка,  помогает  взрослому  передавать  ученику  социальный  опыт.  Обучаясь  ведению  диалога,  ребёнок  не  только  компенсирует недоразвитие  связной  речи,  но  и  практикуется  грамотно  и  спонтанно  излагать  свои  мысли.

Указанные  выше  направления  работы  по  социализации  детей  определяют  в  предложенной  программе  коррекционные  задачи,  основные  принципы  и  формы  работы. (Приложение 1: слайд №4).

Коррекционные  задачи.

  1. Научить  детей  общению  в  различных  социально-бытовых  и  проблемных  ситуациях;
  2. Предупредить  агрессию,  страхи,  замкнутость,  сложности  в  общении;
  3. Развить  индивидуальные  способности  и  творческий  потенциал  детей;
  4. Сформировать  успешность  деятельности,  адекватную  самооценку,  самостоятельность  и  самоконтроль;
  5. Своевременно  выявить  трудности  развития  и  определить  способы  оказания  помощи;
  6. Обогатить  социальный  опыт  детей,  расширить  их  кругозор,  представления  об  окружающем  мире.
  7. Познакомить с основными профессиями. (Приложение 1: слайд №4).

Основные  принципы.

  1. Дифференцированный подход: учёт  возрастных  особенностей  и  специфики  работы  с  учащимися;
  2. Многоаспектность:  сочетание  различных  направлений программы (социального, психологического,  образовательного,  досугового);
  3. Последовательность;
  4. Преемственность;
  5. Принцип  разнообразия  игр (подвижные,  словесные,  дидактические,  ситуативные,  сюжетно-ролевые).
  6. Принцип  проектирования  на  интересы  и  желания  детей. (Приложение 1: слайд №5).

Формы работы.

Наиболее  эффективно  процесс  обучения  и  воспитания  осуществляется  в  том  виде  деятельности,  которая  наиболее  комфортна  для  ребёнка.

Уровень  притязаний  младших  школьников  продолжает  акцентироваться  на  игровой  деятельности.  Играя  в  ролевые  игры,  дети  легче  усваивают  новые  знания,  быстрее  формируют  социально-бытовые  навыки  и  умения,  имеют  возможность  «войти»  в  социальный мир в воображаемом плане. «Игра даёт ребёнку «доступные» для  него  способы  моделирования  окружающей  жизни,  которые  делают  возможными  освоение  казалось  бы  недосягаемой  для  него  действительности» (А.Н. Леонтьев).

Таким  образом,  сюжетно-ролевая  игра  является  основной  формой  работы  в  процессе  социализации.

Также  приобщение  детей  к  социально  действительности  осуществляется  в  форме:

  • занятий,
  • практикумов,
  • бесед,
  • тренингов;
  • экскурсий.  (Приложение 1: слайд №6).

 Структура  занятий.

  1. Проведение  сюжетно-ролевой  игры,  подключение  игровых модулей,  включение  психоэмоциональных  тренингов.
  2. Упражнения  на  расширение  тематического  словаря,  отработка речевых  диалогов,  задания  для  обогащения  социального  опыта  с  использованием  спонтанной  формы  речи.
  3. Игры  на  развитие  психических  процессов:  восприятия,  памяти, внимания,  мышления,  творческого  воображения. (Приложение 1: слайд №7).

Эффективная  социализация  детей,  обучающихся  в  учреждениях интернатного типа, предполагает  создание благоприятных  условий.

С  этой  целью  в  школе-интернате  «Логос»  оформлена  развивающая  площадка – комната  «Коммуникативного  развития  и  социализации».  Созданная  развивающая  среда  позволяет  разнообразно  проводить  работу  по  социализации  личности  ребёнка.  Комната  разделена  на  развивающие  зоны,  которые  воссоздают  определённые  социальные  пространства. (Приложение 1: слайд №8).

Следует  отметить,  что  представленная  программа  имеет  преемственность  с  требованиями  образовательной  программы  коррекционной  школы  V  вида  для  детей  3–4 классов  с  ТНР.

Отмечается  единство  программных  требований  по  развитию  речи,  созвучность  лексических  тем,  соответствие  тематического  словаря.

При  организации  коррекционно-развивающих  занятий  следует  учитывать: (Приложение 1: слайд №9).

  1. Возрастные  особенности  детей, усложнение  речевого  материала: тематический  словарь,  количество  диалогов.
  2. Продолжительность  обучения  по  коррекционно-развивающей программе  (1-й  или  2-й  год обучения)  влияет  на  сложность  сюжетно-ролевой  игры,  разнообразие  игровых  модулей  на  занятии,  подключаются  эмоционально-волевые  тренинги.
  3. Этап  коррекционно-развивающей  работы  (изменяется педагогическое  руководство  за  проведением  сюжетно-ролевых  игр).
  4. Индивидуальные  речевые  особенности  детей (определяется выбор  роли:  неречевая,  немногословная,  или  с  максимальной  речевой  нагрузкой).
  5. Соблюдение  личностно-ориентированного  подхода  (количество включений  в  психоэмоциональные  тренинги, с целью  устранения  «фобий» при общении,  моделирование  игровых  ситуаций  для  коррекции  личностных  качеств  учащихся,  развитие  эмоционально-волевой сферы).

Содержание занятий в различных социальных пространствах.

(Приложение 2)

1. В  социальной  зоне  «парикмахерская» с  «маникюрным  залом»  дети  знакомятся  с  профессией  парикмахера,  овладевают  правилами  ухода  за  волосами,  приводят  в  порядок  ногти,  учатся  пользоваться  электроприборами  и  предметами  личной  гигиены.  Сюжетно-ролевую  игру  можно  расширить  игровыми  модулями,  организовав  «Салон  красоты», «Дом  мод»  и т.д.  (Приложение 1: слайд №10).

2. Развивающая  зона  «Магазин»  способствует  закреплению  вычислительных  навыков,  т.к.  дети  используют  в  игре  весы,  ценники,  кассу.  Они  практикуются  в  приобретении  самого  товара,  а  также  ведении  диалога  с  продавцом.  (Приложение 1: слайд №11).

3. На  «Почте»  формируются  навыки  приобретения  корреспонденции,  отправки писем,  правильного  написания  адреса  на  конверте,  посылке,  бандероли.  (Приложение 1: слайд №12).

4. В  «Школе  прикладных  искусств»  формируется  эстетический  вкус,  творческие  способности,  прививается  любовь  к  труду.  Дети  обучаются  как  прикладному  искусству,  так  и  трудовым  умениям:  шьют,  вышивают,  вяжут,  занимаются  аппликацией,  изготавливают  разнообразные  сувениры.  (Приложение 1: слайд №13).

5. «Поликлиника»  служит  для  приобретения  знаний  по  профилактике  здоровья  (беседы,  игры,  инсценировки),  обучение  оказанию  первой  доврачебной  помощи,  ознакомление  с  простейшей  медицинской  терминологией.  (Приложение 1: слайд  №14).

6. Зона  «Строительной  площадки»  и  «Гаража»  многофункциональна.  В  ней  помещён  строительный  материал  и  инструменты  маляра,  штукатура,  плотника,  каменщика,  бетонщика. (Приложение 1: слайд №15).

В  гараже  собраны  разнообразные  виды  транспорта.  В  этой  зоне  находятся  игры  и  «оборудование»  спасателя.

В  сюжетно-ролевые  игры,  предусматривающие  использование  транспорта,  можно  включать  игровые  модули:  «Автосалон»,  «Пост  ДПС»,  «Станция  технического  обслуживания»,  «Автошкола»  и  т.д. (Приложение 1: слайд №16).

7. Знакомясь  с  социальной  зоной  «Прачечная»,  девочки  приобретают  теоретические  знания  о  стирке  белья  с  использованием  бытовой  техники (стиральной  машины,  гладильного  оборудования,  сушилки). Учатся  подбирать  виды  стирального  порошка,  читать  обозначения  по  уходу  за  бельём.  Практические  занятия  проводятся  в  настоящей  прачечной.  Функциональную  направленность  зоны  можно  расширить: «Дом  быта»,  «Бюро  добрых  услуг».  (Приложение 1: слайд№17).

8. На  «Кухне»  размещена  бытовая  техника:  детская  газовая  плита,  миксер,  механический  комбайн,  микроволновая  печь,  жарочный  шкаф  и  т.д.  это  оборудование,  кухонный  инвентарь  и  посуда  позволяют  приготовить  холодные  блюда  и  закуски.

Для  приготовления  горячего  используется  кабинет  обслуживающего  труда.  (Приложение 1: слайд №18).

9. В  кафе  «Уют»  дети  справляют  дни  рождения,  ходят  просто  отдохнуть. В  кафе  работают  повара  и  официанты,  которые  готовят  для  своих  посетителей,  обслуживают  их,  принимают  заказы,  бронируют  места  по  телефону.  (Приложение 1: слайд №19).

Сроки  и  этапы  реализации.

Программа  рассчитана  на  два  года (Приложение 2). На  начальных  этапах  коррекционных  занятий  практикуется  индивидуальная  и  подгрупповая (малые  группы).

При   закреплении  полученных  знаний  и  навыков,  формировании  самостоятельности  и  выработке  самоконтроля  с  детьми  проводятся  как  подгрупповые  (по  интересам),  так  и  фронтальные  занятия.

Коррекционно-развивающая  программа  коммуникативного  развития  и  социализации  предполагает  проведение  в  школе-интернате «Логос» с  учащимися  3-х – 4-х классов  по  1-му  часу  в  неделю  во  вторую  половину  дня.

Длительность  подгрупповых  занятий  составляет  20–25  минут,  фронтальных  40  минут. (Приложение 1: слайд №20).

Исполнители  программы.

Программа  адресована логопедам,  воспитателям,  педагогу-психологу,  классным  руководителям,  социальному  педагогу. (Приложение 1: слайд №21).

Воспитание ребёнка – процесс длительный и кропотливый, процесс в котором « первую скрипку» играет сам ребёнок, а мы умело,  профессионально и тактично помогаем ему становиться человеком.

Человек существо социальное, поэтому социализация личности ребёнка неотъемлема при воспитании и обучении. В основу  коррекционной  работы  центра «Логос»  заложено  обучение  и  воспитание,  развитие  и  реабилитация  детей  с  тяжёлыми  нарушениями  речи.

Согласно концепции центра «Логос» социализация ребёнка начинается с первых дней пребывания в нашем коррекционном учреждении.

Адаптируясь к требованиям социума, накапливается социальный опыт в общении с взрослым и детским коллективами.   Ребёнку предлагается взаимодействие с окружающим миром через наблюдения, экскурсии, участие в совместной деятельности по самообслуживанию, самоуправлению и игровую  сюжетно-ролевую деятельность.

В современных условиях перед образовательными учреждениями, в которых обучаются дети с отклонениями в развитии, стоит задача подготовить воспитанников ко всем превратностям жизни вне школы,  то есть у ребёнка должны быть сформированы определённые социальные знания, умения, навыки, что составляет основную задачу социального воспитания.

В коррекционной школе V вида процесс социализации детей-логопатов обуславливается интеграцией задач по формированию коммуникативной функции речи. Таким образом, коррекционно-развивающая программа  «Коммуникативное развитие и социализация» позволяет нам в тесном единстве решать коррекционные и социальные задачи в процессе развития речи детей. (Приложение 1: слайд №22).

Методическое обеспечение.

  1. Выгодский Л.С. Собрание сочинений. Т.5. – М, 1983.
  2. Бодалев А.А. Личность и общение. – М.,1983.
  3. Жутикова Н.В. Психологические уроки обыденной жизни, – М.Д990,
  4. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения, 1986.
  5. Шустова Л.А. Методы и способы подготовки младших школьников к общению.– Вопросы психологии.– № 4.– 1990.
  6. Шипицына Л.М., Воронова А.П., Защиринская О.В., Нилова Т.А. Основы коммуникации.– С.-П.1995.
  7. Панфилова М.А. Игротерапия общения.– М.,2000.
  8. Шипицына Л.М., Воронова А.П., Защиринская О.В., Нилова Т.А. Азбука общения.– С.-П.,2003.
  9. Соколова Е.И. Развитие личности ребёнка в воспитательном пространстве. – М.,2001.
  10. Потапова Т.В. Беседы о профессиях,– М.,2008.
  11. Сертакова Н.М. Игра, как средство социальной адаптации дошкольника. – С.-П.,2009.
  12. Ильенко Л.П. Внеурочная деятельность в образовательных учреждениях. – М.,2003.    
  13. Селевко Г.К. Социально-воспитательные технологии. – М.,2005.
  14. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – С.-П.,2003.
  15. Бойков Д.И., Бойкова С.В. Как развивать навыки общения. С.-П..1995.
  16. Козлова С.А. Социальное развитие дошкольников. М.,2003.
  17. Лысюк Л.Г. Различные планы взаимодействия детей в игровой деятельности. – С.-П.,2005.
  18. Козлова С.А. Мой мир. – М.,2002.
  19. Шатский С.Т. О всестороннем развитии детей. – М.,2001.