Открытый урок математики на тему "Письменное сложение трехзначных чисел". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель урока: формировать умение выполнять письменное сложение трехзначных чисел.

Задачи:

  • повторить поразрядный способ сложения чисел;
  • сформулировать алгоритм сложения трехзначных чисел;
  • формировать умение применять его в различных случаях;
  • развивать речь учащихся, активизировать логическое мышление, формировать устойчивость внимания;
  • воспитывать положительную мотивацию к предмету, чувство дружбы и взаимопомощи.

Оборудование: тетради, учебник математики (авт. М.И.Моро, М.А.Бантова), магнитная доска, звезды с цифрами, звезды с числами, карточки с заданиями трех уровней, карточки с задачей, карточки-помогайки с алгоритмом письменного сложения, плакаты с изображением астероидов, планет.

Ход урока

1. Организационный момент. Создание психологического комфорта.

– Ребята, сегодня у нас необычный урок. Я вижу ваши сияющие лица. Это говорит о вашем хорошем настроении, значит. Урок у нас будет удачным.

– Давайте прочитаем слова, записанные на доске:

Пусть суровые ветры нам дуют в лицо,
Все пути нам, ребята, открыты,
Мы поднимемся к звездам, проплывем по морям,
Мы – искатели, мы – следопыты.

– Подумайте над словами этого стихотворения. Чем мы будем заниматься на уроке? ( Будем преодолевать трудности, выполнять сложные задания, узнавать новое.)

– Действительно, мы многое узнаем, сделаем открытие и совершим сказочное путешествие в космос. В космическом пространстве нам нужно будет не пропустить ни одного сигнала бедствия. Мы будем помогать всем, кто в этом нуждается.

2. Актуализация знаний.

– Давайте проверим, готовы ли вы к такому путешествию.

На доске:

рис.1

(Звезды красного цвета с цифрами: 9, 0, 1;  желтого цвета с цифрами: 2, 6, 7;  зеленого цвета с цифрами: 4, 8, 3.)

– Назовите числа, которые можно составить, используя звезды красного цвета. (109, 901, 910, 190) (Числа выставляются на магнитной доске.)

– О чем говорит цифра «0»в этих числах? (Об отсутствии какого-то разряда.)

– Назовите самое маленькое число. (109) Что обозначает цифра 0 в этом числе?

– Назовите разрядный состав этого числа. (1 сотня, 0 десятков, 9 единиц.)

– Назовите предыдущее для него число? (108) Последующее? (110)

– Назовите наибольшее число. (910) Что обозначает цифра 0 в этом числе?

– Назовите предыдущее для него число. (909) Последующее. (911)

 

– Составьте и назовите числа, используя звезды желтого цвета. (267, 276, 627, 672, 726, 762.) (Числа выставляются на магнитной доске.)

– Назовите  число, которое содержит 26 десятков. (267)

– Сколько сотен, десятков и единиц в этом числе? (2с. 6дес. 7 ед.)

– Сколько сотен и единиц в этом числе? (2 сотни и 67 единиц.)

– Сколько всего единиц в этом числе? (267 ед.)

– Назовите число, которое содержит 72 дессятка. (726)

– Сколько сотен и единиц в этом числе? (7с. и 26 единиц)

– Сколько всего единиц в этом числе? (726 ед.)

– Сколько сотен, десятков и единиц в этом числе? (7 с. 2 д. 6 ед.)

– Составьте и назовите числа, используя звезды зеленого цвета. (483, 438, 348, 384, 834, 843)

– Расположите числа в порядке возрастания.

 

– Назовите самое маленькое число. (348)

– Представьте его в виде суммы разрядных слагаемых.(300+40+8)

– Назовите самое большое число. (843)

– Представьте его в виде суммы разрядных слагаемых. (800+40+3)

 

– Итак, что общего у всех чисел, которые вы составили. (Они трехзначные.)

– Почему они так называются? (Они состоят из трех знаков (цифр).)

– Назовите, из каких разрядов состоят трехзначные числа? (Из сотен, десятков, единиц.)

 

– Я вижу, что к путешествию вы готовы, можно отправляться в путь.(На доске вывешивается картинка с изображением летательного аппарата.)

– Ваши тетради сегодня превращаются в бортовые журналы.

– Запишите число. Классная работа.

– На нашем пульте управления загорелась красная лампочка. Это значит, что нас просят о помощи. Приземляемся. Стало известно, что к ближайшей от нас планете приближаются астероиды. Нам нужно изменить траекторию их полета, для этого нужно узнать номер каждого астероида и расположить их в порядке убывания.

На доске открывается плакат с изображением падающих астероидов.

рис.2 (300 + 40 + 5) + (200 + 20 + 4)

рис.2 (400 + 50 + 4) + (300 + 5)

рис.2 (600 + 30 + 2) + (20 + 4)

рис.2 (400 + 20 + 3) + (200 + 50 + 6)

– Найдите значение каждого выражения удобным способом. Что для этого надо сделать? (Сначала складывать сотни, потом десятки, затем единицы и полученные результаты сложить.)

– Какие числа вы складывали в каждом выражении.

– Расположите астероиды в порядке убывания (удаления).

– Молодцы! Вы помогли спасти планету. Наш корабль продолжает свое путешествие. Но что это? Опять слышен сигнал бедствия. Приземляемся.

3. Постановка учебной задачи.

– На этой планете находится группа ученых-землян. Они проводят здесь свои расчеты. Но на их  станцию прорвались космические пираты и уничтожили расчеты. Мы должны помочь восстановить эти расчеты.

 

На доске открывается запись:

 

6 3

5 9

+5 7+6 4

 

 

 

6 8 7

1 1 3

– Найдите ошибки. ( В первом примере неверно записаны слагаемые, а во втором – неверно выполнены вычисления.)

– Запишите и решите эти примеры в тетрадях правильно. (Один ученик у доски работает самостоятельно.)

– Проверка: проговаривание правильного решения.

– А теперь восстановите эту запись:

 

5 3 4

2 7 6

+1 5 5+1 5 2

 

 

 

6 9 9 

2 9 1 2

(У доски работает менее подготовленный ученик.)

Если возникло затруднение:

 

Если нет затруднения:

– В чем причина затруднения?

 

– Чем последний пример отличается от предыдущих?

(Не известен алгоритм сложения трехзначных чисел.)

 

Складываются трехзначные числа.)

– Какова тема нашего урока? (Письменное сложение трехзначных чисел.

– Чему мы будем учиться на уроке? (Будем учиться строить алгоритм сложения трехзначных чисел или уточним этот алгоритм.)

4. «Открытие» детьми нового знания.

– Каким способом вы предлагаете строить новый алгоритм? (По аналогии с алгоритмом сложения двухзначных чисел.)

– Как будем записывать трехзначные числа в столбик? (Так же как и раньше: единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями.) Это первый шаг.

– Как будем вести сложение? (Так же по разрядам.)

– 2-й шаг – складываем единицы…

– 3-й шаг – складываем десятки…

– 4-й шаг – складываем сотни…

– 5-й шаг – читаем ответ.

– Повторите ещё раз алгоритм сложения трехзначных чисел. (Одновременно выставляются карточки-помощники( шаги алгоритма) на доске.)

– Откройте учебник на с. 59. прочитайте вывод , данный в учебнике. Сравните его с выводом, который мы составили сами. (Они одинаковы.)

– Итак, значит мы с вами вывели правильный алгоритм.

Физкультминутка.

Не зевай по сторонам,
Ты сегодня космонавт!
Начинаем тренировку,
Чтобы сильным стать и ловким.
Руки  в стороны поставим,
Правой левую достанем,
А потом наоборот.
Раз – хлопок, два – хлопок,
Повернись ещё разок.
Раз, два, три, четыре,
Плечи выше, руки шире…
Опускаем руки вниз,
И за парты вновь садись!

5. Первичное закрепление.

– Какое открытие мы с вами сделали? Как выполнять письменное сложение трехзначных чисел?

– Пользуясь выведенным алгоритмом, выполним остальные расчеты ученых по заданию №2 учебника. Работаем с комментированием.

(Один ученик у доски.)

– Два последних примера – самостоятельно. (Взаимопроверка.)

6. Самостоятельная работа с самопроверкой.

– И, наконец, последние расчеты ученых. У вас на партах лежат карточки с заданиями.  Задания трех уровней: уровень «А» легкий, уровень «Б» средний по трудности и уровень «В» – сложный. Вы можете выбрать, задания какого уровня вы будете выполнять. Можно решить задания и двух уровней.

(Дети выбирают задания и выполняют их.)

Уровень №1.

Реши примеры:

      115       338      137      513     264      348
+263+   51+ 622+344+735+231

 

Уровень №2.

Запиши примеры в столбик и реши их.

115 + 285             604 + 156                156 + 139
417 + 367             398 + 87                  188 + 58

 

Уровень №3.

Восстанови пропущенные цифры.

      2 * 3        2 8 *      3 2 6       * 5 *       3 * 5        * 2 *
+ * 5 *+  3 * 6+* * *+    * 6+ * 1 *+ 5 * 3
7 1 2        * 0 2      8 0 7       3 2 9       7 3 9        7 4 1

– Проверьте, правильно ли вы выполнили по эталону. (Даются ответы к заданиям.)

– Оцените свою работу, поставьте на полях:

+     справился

?    сомневался

-    не справился

– Молодцы! Вы хорошо потрудились и ценные сведения, уничтоженные пиратами восстановлены.

7. Включение нового знания в систему знаний.

– Мы пролетели большую часть пути. Нас просят приземлиться на планету роботов, где вышел из строя главный робот. Чтобы он заработал мы должны выяснить , хватит ли ему деталей для ремонта.

– Прочитайте задачи на карточках.

Задача № 1.

В первый день для ремонта робота на планету доставили 250 деталей, а во второй день в 3 раза больше. На сколько больше деталей доставили во второй день, чем в первый?

Задача № 2.

В первый день для ремонта робота на планету доставили 254 детали, а во второй день  на 167 детали больше. Сколько всего деталей доставили на планету за два дня ?

– Выберите ту задачу, для решения которой мы будем использовать новый алгоритм сложения трехзначных чисел. (Задача № 2.)

  • О чем говорится в задаче?
  • Что  известно в задаче?
  • Какой вопрос?
  • Какие слова для краткой записи нужно взять?
  • Что для этого надо знать?
  • Все ли нам для этого известно?
  • Можем узнать?
  • Как?
  • Как узнать сколько всего деталей доставили на планету?
  • Запишите решение задачи самостоятельно. Сложение выполните письменно.

(Один ученик работает у доски.)

1) 254

+ 167

421 (д.) доставили во второй день.

2) 421

+ 254

675 (д.)

Ответ: всего на планету доставили 675 деталей.

– Мы узнали, сколько привезли деталей, но не знаем, сколько  необходимо роботу для ремонта. Чтобы узнать это число, давайте решим уравнение:

Х - 347 = 272

Х = 272 + 347          272

Х= 619                   + 347

619  

– Хватит ли роботу доставленных деталей? (Да.)

8. Итоговая рефлексия.

– Робота мы починили, пора возвращаться домой. Посмотрите , какое чудесное созвездие нам встретилось по пути домой.

(Открывается плакат (надпись выполнена из звездочек):

Н А С Т Р О Е Н И Е

– Давайте на память возьмём себе по одной звездочке. Если к концу путешествия у вас отличное настроение, то возьмите красную звездочку, если хорошее – желтую, не очень хорошее – зеленую.

– С чем связано ваше настроение?

– Оцените свою работу на уроке.

– Какую задачу ставили?

– Удалось ли решить поставленную задачу?

– Каким способом получили новый алгоритм?

– Где можно применить новое знание?

– Что на уроке у вас хорошо получалось?

– Над чем еще надо поработать?

Домашнее задание: составить и решить по одному примеру на новый алгоритм; с. 59, № 4, 5