Цель урока: формировать умение выполнять письменное сложение трехзначных чисел.
Задачи:
- повторить поразрядный способ сложения чисел;
- сформулировать алгоритм сложения трехзначных чисел;
- формировать умение применять его в различных случаях;
- развивать речь учащихся, активизировать логическое мышление, формировать устойчивость внимания;
- воспитывать положительную мотивацию к предмету, чувство дружбы и взаимопомощи.
Оборудование: тетради, учебник математики (авт. М.И.Моро, М.А.Бантова), магнитная доска, звезды с цифрами, звезды с числами, карточки с заданиями трех уровней, карточки с задачей, карточки-помогайки с алгоритмом письменного сложения, плакаты с изображением астероидов, планет.
Ход урока
1. Организационный момент. Создание психологического комфорта.
– Ребята, сегодня у нас необычный урок. Я вижу ваши сияющие лица. Это говорит о вашем хорошем настроении, значит. Урок у нас будет удачным.
– Давайте прочитаем слова, записанные на доске:
Пусть суровые ветры нам дуют в лицо,
Все пути нам, ребята, открыты,
Мы поднимемся к звездам, проплывем по морям,
Мы – искатели, мы – следопыты.
– Подумайте над словами этого стихотворения. Чем мы будем заниматься на уроке? ( Будем преодолевать трудности, выполнять сложные задания, узнавать новое.)
– Действительно, мы многое узнаем, сделаем открытие и совершим сказочное путешествие в космос. В космическом пространстве нам нужно будет не пропустить ни одного сигнала бедствия. Мы будем помогать всем, кто в этом нуждается.
2. Актуализация знаний.
– Давайте проверим, готовы ли вы к такому путешествию.
На доске:
(Звезды красного цвета с цифрами: 9, 0, 1; желтого цвета с цифрами: 2, 6, 7; зеленого цвета с цифрами: 4, 8, 3.)
– Назовите числа, которые можно составить, используя звезды красного цвета. (109, 901, 910, 190) (Числа выставляются на магнитной доске.)
– О чем говорит цифра «0»в этих числах? (Об отсутствии какого-то разряда.)
– Назовите самое маленькое число. (109) Что обозначает цифра 0 в этом числе?
– Назовите разрядный состав этого числа. (1 сотня, 0 десятков, 9 единиц.)
– Назовите предыдущее для него число? (108) Последующее? (110)
– Назовите наибольшее число. (910) Что обозначает цифра 0 в этом числе?
– Назовите предыдущее для него число. (909) Последующее. (911)
– Составьте и назовите числа, используя звезды желтого цвета. (267, 276, 627, 672, 726, 762.) (Числа выставляются на магнитной доске.)
– Назовите число, которое содержит 26 десятков. (267)
– Сколько сотен, десятков и единиц в этом числе? (2с. 6дес. 7 ед.)
– Сколько сотен и единиц в этом числе? (2 сотни и 67 единиц.)
– Сколько всего единиц в этом числе? (267 ед.)
– Назовите число, которое содержит 72 дессятка. (726)
– Сколько сотен и единиц в этом числе? (7с. и 26 единиц)
– Сколько всего единиц в этом числе? (726 ед.)
– Сколько сотен, десятков и единиц в этом числе? (7 с. 2 д. 6 ед.)
– Составьте и назовите числа, используя звезды зеленого цвета. (483, 438, 348, 384, 834, 843)
– Расположите числа в порядке возрастания.
– Назовите самое маленькое число. (348)
– Представьте его в виде суммы разрядных слагаемых.(300+40+8)
– Назовите самое большое число. (843)
– Представьте его в виде суммы разрядных слагаемых. (800+40+3)
– Итак, что общего у всех чисел, которые вы составили. (Они трехзначные.)
– Почему они так называются? (Они состоят из трех знаков (цифр).)
– Назовите, из каких разрядов состоят трехзначные числа? (Из сотен, десятков, единиц.)
– Я вижу, что к путешествию вы готовы, можно отправляться в путь.(На доске вывешивается картинка с изображением летательного аппарата.)
– Ваши тетради сегодня превращаются в бортовые журналы.
– Запишите число. Классная работа.
– На нашем пульте управления загорелась красная лампочка. Это значит, что нас просят о помощи. Приземляемся. Стало известно, что к ближайшей от нас планете приближаются астероиды. Нам нужно изменить траекторию их полета, для этого нужно узнать номер каждого астероида и расположить их в порядке убывания.
На доске открывается плакат с изображением падающих астероидов.
(300 + 40 + 5) + (200 + 20 + 4)
(400 + 50 + 4) + (300 + 5)
(600 + 30 + 2) + (20 + 4)
(400 + 20 + 3) + (200 + 50 + 6)
– Найдите значение каждого выражения удобным способом. Что для этого надо сделать? (Сначала складывать сотни, потом десятки, затем единицы и полученные результаты сложить.)
– Какие числа вы складывали в каждом выражении.
– Расположите астероиды в порядке убывания (удаления).
– Молодцы! Вы помогли спасти планету. Наш корабль продолжает свое путешествие. Но что это? Опять слышен сигнал бедствия. Приземляемся.
3. Постановка учебной задачи.
– На этой планете находится группа ученых-землян. Они проводят здесь свои расчеты. Но на их станцию прорвались космические пираты и уничтожили расчеты. Мы должны помочь восстановить эти расчеты.
На доске открывается запись:
|
6 3 |
5 9 |
+5 7+6 4 |
|
|
|
6 8 7 |
1 1 3 |
– Найдите ошибки. ( В первом примере неверно записаны слагаемые, а во втором – неверно выполнены вычисления.)
– Запишите и решите эти примеры в тетрадях правильно. (Один ученик у доски работает самостоятельно.)
– Проверка: проговаривание правильного решения.
– А теперь восстановите эту запись:
|
5 3 4 |
2 7 6 |
+1 5 5+1 5 2 |
|
|
|
6 9 9 |
2 9 1 2 |
(У доски работает менее подготовленный ученик.)
Если возникло затруднение: |
|
Если нет затруднения: |
– В чем причина затруднения? |
|
– Чем последний пример отличается от предыдущих? |
(Не известен алгоритм сложения трехзначных чисел.) |
|
Складываются трехзначные числа.) |
– Какова тема нашего урока? (Письменное сложение трехзначных чисел.
– Чему мы будем учиться на уроке? (Будем учиться строить алгоритм сложения трехзначных чисел или уточним этот алгоритм.)
4. «Открытие» детьми нового знания.
– Каким способом вы предлагаете строить новый алгоритм? (По аналогии с алгоритмом сложения двухзначных чисел.)
– Как будем записывать трехзначные числа в столбик? (Так же как и раньше: единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями.) Это первый шаг.
– Как будем вести сложение? (Так же по разрядам.)
– 2-й шаг – складываем единицы…
– 3-й шаг – складываем десятки…
– 4-й шаг – складываем сотни…
– 5-й шаг – читаем ответ.
– Повторите ещё раз алгоритм сложения трехзначных чисел. (Одновременно выставляются карточки-помощники( шаги алгоритма) на доске.)
– Откройте учебник на с. 59. прочитайте вывод , данный в учебнике. Сравните его с выводом, который мы составили сами. (Они одинаковы.)
– Итак, значит мы с вами вывели правильный алгоритм.
Физкультминутка.
Не зевай по сторонам,
Ты сегодня космонавт!
Начинаем тренировку,
Чтобы сильным стать и ловким.
Руки в стороны поставим,
Правой левую достанем,
А потом наоборот.
Раз – хлопок, два – хлопок,
Повернись ещё разок.
Раз, два, три, четыре,
Плечи выше, руки шире…
Опускаем руки вниз,
И за парты вновь садись!
5. Первичное закрепление.
– Какое открытие мы с вами сделали? Как выполнять письменное сложение трехзначных чисел?
– Пользуясь выведенным алгоритмом, выполним остальные расчеты ученых по заданию №2 учебника. Работаем с комментированием.
(Один ученик у доски.)
– Два последних примера – самостоятельно. (Взаимопроверка.)
6. Самостоятельная работа с самопроверкой.
– И, наконец, последние расчеты ученых. У вас на партах лежат карточки с заданиями. Задания трех уровней: уровень «А» легкий, уровень «Б» средний по трудности и уровень «В» – сложный. Вы можете выбрать, задания какого уровня вы будете выполнять. Можно решить задания и двух уровней.
(Дети выбирают задания и выполняют их.)
Уровень №1. Реши примеры: 115 338 137 513 264 348 |
Уровень №2. Запиши примеры в столбик и реши их. 115 + 285 604 + 156 156 + 139 |
Уровень №3. Восстанови пропущенные цифры. 2 * 3 2 8 * 3 2 6 * 5 * 3 * 5 * 2 * |
– Проверьте, правильно ли вы выполнили по эталону. (Даются ответы к заданиям.)
– Оцените свою работу, поставьте на полях:
+ справился
? сомневался
- не справился
– Молодцы! Вы хорошо потрудились и ценные сведения, уничтоженные пиратами восстановлены.
7. Включение нового знания в систему знаний.
– Мы пролетели большую часть пути. Нас просят приземлиться на планету роботов, где вышел из строя главный робот. Чтобы он заработал мы должны выяснить , хватит ли ему деталей для ремонта.
– Прочитайте задачи на карточках.
Задача № 1.
В первый день для ремонта робота на планету доставили 250 деталей, а во второй день в 3 раза больше. На сколько больше деталей доставили во второй день, чем в первый?
Задача № 2.
В первый день для ремонта робота на планету доставили 254 детали, а во второй день на 167 детали больше. Сколько всего деталей доставили на планету за два дня ?
– Выберите ту задачу, для решения которой мы будем использовать новый алгоритм сложения трехзначных чисел. (Задача № 2.)
- О чем говорится в задаче?
- Что известно в задаче?
- Какой вопрос?
- Какие слова для краткой записи нужно взять?
- Что для этого надо знать?
- Все ли нам для этого известно?
- Можем узнать?
- Как?
- Как узнать сколько всего деталей доставили на планету?
- Запишите решение задачи самостоятельно. Сложение выполните письменно.
(Один ученик работает у доски.)
1) 254
+ 167
421 (д.) доставили во второй день.
2) 421
+ 254
675 (д.)
Ответ: всего на планету доставили 675 деталей.
– Мы узнали, сколько привезли деталей, но не знаем, сколько необходимо роботу для ремонта. Чтобы узнать это число, давайте решим уравнение:
Х - 347 = 272
Х = 272 + 347 272
Х= 619 + 347
619
– Хватит ли роботу доставленных деталей? (Да.)
8. Итоговая рефлексия.
– Робота мы починили, пора возвращаться домой. Посмотрите , какое чудесное созвездие нам встретилось по пути домой.
(Открывается плакат (надпись выполнена из звездочек):
Н А С Т Р О Е Н И Е
– Давайте на память возьмём себе по одной звездочке. Если к концу путешествия у вас отличное настроение, то возьмите красную звездочку, если хорошее – желтую, не очень хорошее – зеленую.
– С чем связано ваше настроение?
– Оцените свою работу на уроке.
– Какую задачу ставили?
– Удалось ли решить поставленную задачу?
– Каким способом получили новый алгоритм?
– Где можно применить новое знание?
– Что на уроке у вас хорошо получалось?
– Над чем еще надо поработать?
Домашнее задание: составить и решить по одному примеру на новый алгоритм; с. 59, № 4, 5