Великая война в истории страны и Свердловской области

Разделы: Внеклассная работа


Цели урока:

  1. Сформировать представление о духовном мире человека войны; учащиеся должны сделать самостоятельно вывод о том, что помогло советским людям выстоять и победить.
  2. Формирование чувства сопричастности к истории Великой Отечественной войны, к людям воюющим, работавшим в тылу, детям военных лет.
  3. Раскрыть трагическую и одновременно триумфальную историю нашего народа.

Оборудование урока:

  1. Карта Урал в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
  2. Видезаписи: Фотографии военных лет.
  3. Индивидуальные листы с текстом писем и воспоминаний с фронта и тыла.
  4. В классе размещены плакаты военных лет. На доске цитата:

“Мы должны поклониться до земли нашему советскому человеку. Повсюду и везде он делал всё от него зависящее, чтобы приблизить час победы над фашизмом”.

Г.К. Жуков

Война – народная трагедия. Непомерно дорогой ценой заплатил наш народ за победную весну 45-го года. Дети Победы, как образно и точно высказался поэт, стал “праздником со слезами на глазах”. Средний Урал, сердцевина громадного индустриального края, был не только трудовым и военным арсеналом страны. В Свердловской области в 1941 году вместе с эвакуированными из других регионов страны проживало 2,5 миллиона человек. На фронт ушло свыше 700 тысяч солдат, около 300 тысяч из них не вернулись домой. Статистика, полная драматизма: война выбила целые поколения мужчин – не щадила ни женщин, ни детей. Война перечеркнула жизненные планы, беспощадно ударила по судьбам миллионов людей.

Сегодня мы будем говорить об истории войны. Эта история без фронтов, удач и неудач полководцев. Своеобразие ее в том, что проходит она через сердце человека, бойца, труженика тыла. Письма, документы, воспоминания…

Война – это расставания и неизвестность. И с тревогой в тылу ждали вестей с фронта. Письма с фронта. Они шли не в конвертах, на них не было марок. Они были сложены треугольниками – вот так (показывается, как складывались письма).

Учитель: 1942 год. Из писем с фронта Колотилова Анатолия Петровича родным, в село Покровское Артемовского района:

Чтец 1: “09 мая 1942 года. Шура, я знаю, что вам сейчас тяжело, но что сделаешь – судьба наша такая. Надо пережить трудности. Разобьем врага, и тогда мы с Анатолием вернемся домой и будем жить счастливой жизнью… Отпишите мне, где Анатолий.

27 мая. Шура, посадили в огороде или нет? Сади больше овощей и табаку. Может, вернусь, то пригодится…

21 августа. Когда я получил от вас письмо и узнал, что нет на свете любимого сына Анатолия, я очень плакал… Покуда я жив, мне его не забыть. Потому я еще раз клянусь: буду драться с кровавым фашизмом до тех пор, пока бьется сердце в моей груди. Буду мстить, бить без промаха из своего грозного оружия.

31 августа. Шура, вы пишите, что у вас все хорошо выросло в огороде, ну и кушайте на здоровье, а мне берегите табаку, может, придется покурить. Евгений, я очень доволен, что ты работаешь хорошо. Работай сынок, помогай фронту.

Шура, товарищей я старых потерял. Мезенцева Гришу, который был поваром, убило. Если его жена на Алтынае, то передай. Симонова ранило в руку, Пермякова убили. Мишу тоже. Из товарищей осталось два человека – Кунавин и Пилигримов. Больше никого. До свидания, Шура и милые дети! С победой ждите домой”.

Учитель: 02 марта 1943 года. Из письма Кунаева: “Сообщаю Вам, что 28 февраля 1943 года Ваш муж – Колотилов Петр Федорович – погиб. Вот все, что я мог сообщить. Дальше прошу, передайте на 16-й участок, что ранило Пилигримова очень тяжело. Я пока остался из друзей почти один”.

Из троих Колотиловых живым остался только младший сын Петра Федоровича, Евгений. Он исполнил мечты отца и брата – дошел до Берлина. А ушел Евгений на фронт добровольцем.

Вопросы для обсуждения:

  1. Стремление идти на фронт было всеобщим. А как бы вы поступили в тех условиях? Какие ваши личные качества могли помочь или помешать вам?
  2. Солдатские письма... О чём они? Что волновало солдат, вдохновляло и удивляло их? Кому адресованы эти письма? Что в них вам кажется необычным?

Учитель: За 1941-1942 гг. в Свердловскую область эвакуировано 212 промышленных предприятий – целая индустриальная держава. На третий день войны Уралмаш получил задание освоить производство бронекорпусов тяжелых танков, а весной 1942 г. – корпусов танка Т-34. В Нижнем Тагиле на базе эвакуированного с Украины танкового завода и на площадке вагоностроительного завода освоили производство танков Т-34. 11-12 часовой рабочий день, редкие выходные, психологическое напряжение, горе в связи с гибелью близкого человека, тревога за детей, оставшихся без присмотра и труд – труд во имя приближения Победы.

Уникальная страница летописи Великой Отечественной – формирование в 1943 г. Уральского танкового корпуса.

В феврале–апреле 1943 года по инициативе трудящихся Свердловской, Челябинской и Молотовской (ныне Пермской) областей был создан Уральский добровольческий танковый корпус. В корпус было отобрано 9 тыс. человек из 115 тыс. подавших заявление. В Нижнем Тагиле ушли воевать 544 добровольца, в Верхней Салде – 385, по Каменску-Уральскому, отобрали и отправили в Уральский добровольческий танковый корпус 243 человека.

Полностью экипированные (от пуговиц на гимнастерке до грозных танков) на личные сбережения уральцев, воины-танкисты, начали боевой путь на Курской дуге. С боями они прошли по дорогам Украины и Польши. Могучую поступь уральских танков видели улицы поверженного Берлина и освобожденной Праги.      Боевой подвиг добровольцев танкового корпуса навсегда вошел в анналы не только истории Великой Отечественной войны, но и всей мировой истории.

Большое количество заявлений в танковый корпус поступило от женщин. Так, в отборочную комиссию Талицкого райвоенкомата в марте 1943 г. поступило заявление Ефросиньи Сафроновны Байды:

Чтец 2: "Прошу отборную комиссию зачислить меня добровольцем в танковый корпус им. тов. Сталина, я хочу вместе со всеми воинами с оружием в руках защищать свою священную родину. Мои родственники находятся в тылу врага, муж мой ст. лейтенант погиб в бою за социалистическую родину, я хочу отомстить коварному врагу за разрушенную нашу счастливую жизнь. Прошу не отказать в моей просьбе. Проситель Байда".

Учитель: А вот так работали на наших заводах.

Чтец 3: Лучший токарь Уралмаша Павел Константинович Спехов нашел быструю и доходчивую форму обучения подростков заводскому мастерству. Оно было необходимо, производство задыхалось без квалифицированных станочников — многие ушли на фронт. Сперва Павел Константинович взял паренька Леню Терентьева, пришедшего в цех со вторым разрядом, предложил ему станок рядом со своим, спросил: “Хочешь со мной работать в один наряд?” На четвертый месяц Леониду Терентьеву уже по плечу были работы по шестому разряду — научил Спехов, пустил паренька в самостоятельный полет. Думали — все, отдохнет Павел Константинович, а он рядом с собой поставил к станкам трех учеников и тех научил мастерству. Потом — шесть в один наряд. И весь Урал, вся страна узнали о школе Спехова, методе его. Павел Константинович порой вовсе домой не уходил — переспит на топчане в бытовке часа три-четыре и снова — к станку, к ученикам своим. Было время в сорок первом — сорок втором годах, когда осваивали производство танков, потом — самоходок, когда по две-три недели находились рабочие на казарменном положении.

Вопросы для обсуждения:

  1. От людей, переживших войну, можно услышать: “Несмотря ни на что, мы бывали счастливы”. Как вы думаете, можно ли чувствовать себя счастливым в тех условиях? Если да, то в чём состояло это счастье?
  2. С 1941 г. производился массовый призыв женщин в армию. Каково ваше отношение к этому? Нужны ли женщины на войне, ведь война — “мужское дело”? Приведите известные вам примеры героизма женщин в годы войны.

Учитель: Мы говорим о танках, а танк без броневой стали – кусок железа. Одной из важных составляющих такой стали является марганец. До войны его добывали на Никопольском месторождении, что на Украине. Такое же месторождение было открыто перед войной Поликарпом Мезриным недалеко от Ивделя в поселке Полуночное. После захвата Никопольского месторождения фашисткой Германией, ключевым становится месторождение в поселке Полуночное.

И вот что рассказал нынешний "полуночник"-старожил. Штраух О.В., краевед, действительный член русского Географического и Орнитологического обществ:

Чтец 4: На строящейся железной дороге шпалы уже были уложены примерно на пяти километрах, а дальше лишь прорубленная трасса с самыми тяжелыми участками профиля: увалы, болота, насыпи, выемки и мосты. Техники не было, все делалось вручную, значит, надо людей и людей, а их-то как раз и не хватало.

И появилась долгожданная рабочая сила. Прибыли в Ивдель эшелоны с людьми немецкой национальности, согласно приказу Верховного Главнокомандующего. Всего прибыло свыше двух тысяч человек. Двойные нары в сырых бараках, наволочки и матрацы, набитые древесными стружками, невкусная скудная пища и высокие нормы выработки. Особенно тяжело было воспринято в один день известие, что всем был один хозяин, и было сказано зловещее слово — Ивдельлаг. В ноябре нагрянули жестокие морозы, они затормозили работу на трассе, остро не хватало теплой одежды, зимней обуви, появились обморожения, не вынося единоборства с мерзлой землей, плохо одетые люди на полуголодном режиме. А сколько трудилось достойных долгой памяти ивдельских женщин-солдаток, ворочавших шпалы и таскавших рельсы! Но все же к концу 1941 года. Пошли первые поезда. Все ясно представляли, какая идет война, понимали, что от труда каждого зависело приближение победы. Но не будем скрывать и того, что не одна человеческая жизнь оборвалась на трассе, так пусть же потомки воздадут должную память, дань уважения трассовикам — солдатам трудового фронта.

Учитель: Воспоминания Чертаковой Александры Степановны из Тавдинского района.

Чтец 5: Когда началась война, мне было всего 10 лет. Отца забрали на фронт. Отец смог написать только одно письмо, погиб. Мы держали корову – приходилось отдавать масло, мясо. Было нас в семье 6 детей. Военное время помню только по работе: пилили чурочки для тракторов, дрова для школы и фермы, помогала матери ухаживать за колхозным скотом; возили сено, солому на лошадях, затем сами разгружали телеги и складывали корма, молотили и жали хлеб. Постоянно болели руки, спина.

Как вспомню все это, слезы бегут”. Ушло детство с войной. Некогда было играть, учиться. Нужно было помогать матери растить младших детей, помогать ей на трудной колхозной работе.

Дядя, Ромашенко Федор Степанович, в бою был контужен и попал в плен, откуда был освобожден американцами. На спине осталась отметина от плена – вырезана большая звезда. Сразу после войны его осудили, как побывавшего в плену. В тюрьме до суда он сидел всего восемь месяцев, он сам и оставшиеся в живых свидетели писали письмо самому Калинину – Председателю Совета Народных Комиссаров. Бывшие бойцы писали о том, что их командир был сильно ранен и контужен. Они не вынесли его с поля боя, так как посчитали погибшим – он был без признаков жизни. Приговор был отменен.

Вопросы для обсуждения:

  1. О каких людях немецкой национальности упоминает О. Штраух?
  2. Какую позицию заняло советское правительство в отношении военнопленных? Оцените её с точки зрения военной, идеологической, нравственной.
  3. Кто из ваших родных работал в тылу? В чём заключалась их работа?

Учитель: Все работали днем и ночью, не считались ни с чем. Голодали, жили в холоде, но для фронта отправляли все, что могли. Главное для всех была победа над врагом. Они приближали этот день, как могли, и дождались победы.

Сколько раз люди слышали за войну: “Любой ценой!” А цена-то бывала, ох, какая страшная. 9 мая – День Победы, но в этот день мы вспоминаем о цене, заплаченной за нее.

Уходят свидетели той войны. Есть люди, которым бы хотелось пересмотреть ее итоги, роль Советского Союза в Победе над фашизмом. Но документы, письма – немые свидетели того времени, никому не позволят этого сделать.