Проблемы нравственного воспитания на уроках обществознания

Разделы: История и обществознание


Социальные условия, в которых живут современные школьники, характеризуются небывалой разноплановостью влияний и информации, которые, с одной стороны, расширяют круг нравственных проблем, встающих перед молодым поколением, а с другой, - нередко преподносят им извне готовые решения этих проблем, отучая от трудностей морального выбора, т.е способствуя формированию нравственной беспомощности, нравственного инфантилизма. Многое зависит от того, каковы духовные и нравственные ценности молодого человека, но многое зависит и от моральных потенций каждого, от способности принять на себя ответственность за свою судьбу и судьбу других людей, общества, страны, всего человечества. Но ни первое (ценности), ни второе (потенциал) не возникают сами по себе. Они формируются, взращиваются, прививаются юному человеку другими людьми. Заметную роль в этом деле играет образование, школа, учитель.

Среди школьных предметов, обладающих значительным потенциалом в деле духовно-нравственного воспитания и образования подрастающего поколения, есть один, занимающий особое место – обществознание. Все помнят, что данный школьный курс рождался в муках, отстаивал свое право на жизнь в упорной борьбе. И, конечно же, его нынешнее существование в обязательной школьной программе – это серьезное достижение в деле гуманизации и гуманитаризации современного образования.

Что же мы имеем на сегодняшний день? Возможность вести курс из расчета 1 час в неделю с 5 по 9 класс, хотя 5 класс только за счет часов вариативной части (34 урока в год), всего 170 часов, и по 2 часа в неделю в 10-11 классах – это еще 136 часов. Итого, за время школьного обучения есть возможность более 300 раз говорить о гуманитарных проблемах, обсуждать вопросы человеческого бытия не косвенно, а так сказать, напрямую. Необходимо это делать? Да, безусловно. Есть у учащихся в этом потребность? Да. Ведь целый ряд проблем социальной и духовной жизни вообще больше нигде в школьных курсах не поднимается и даже не затрагивается.

Среди целей современного образования федеральный компонент государственного стандарта общего образования по обществознанию провозглашает: «Формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе». Однако, потенциал данного курса значительно больше, чем просто передача набора фрагментов из ряда гуманитарных наук. Обществознание может стать средством для расширения опыта социальной жизни ученика. И, что особенно ценно, с нашей точки зрения, опыта духовно-нравственной жизни.

Школьный курс обществознания я преподаю с момента его появления в школьном расписании. За эти годы накоплен опыт, сложилось свое видение предмета и позиции детей в учебном процессе. Опробовано несколько вариантов учебно-методических комплектов. Последние годы работаем по УМК, разработанному большим авторским коллективом под руководством Л.Н. Боголюбова. По замыслу авторов, данный предмет «должен приходить» к ребенку уже в 5 классе (а не в 6, как предусматривает базисный учебный план) с такими темами как: «Человек», «Семья», «Школа», «Труд», «Родина», «Добродетели». Каждая из этих тем, это не только определенная «порция» новой информации для ученика, но и еще раз обозначенная с помощью наставника ситуация, требующая нравственного решения.

Вот первая же проблема, возникающая при изучении первой темы: «Зачем человек родится?» Нужна ли она для пятиклассника? Не рано ли? И способен ли он ответить на поставленный вопрос? А разве надо дать на этот вопрос ответ? Ведь главное не в том, чтобы выработать «рецепт», а в том, чтобы вопрос прозвучал, и пусть юный человек ищет ответ на него всю свою жизнь. А нравственные сентенции великих людей станут пищей для его размышлений, а может быть когда-нибудь и личными жизненными принципами. Разговор о возрастных периодах человека завершается нравственным посылом к каждому: «прояви внимание к старикам». Но грош цена всем этим разговорам на уроке, если за этим не последует практического действия. И забота учителя, всего педагогического коллектива дополнить духовно- нравственный процесс на уроке практическим действием в жизни. Поэтому живут в сельской школе старые добрые традиции: приветствия старшего человека, встретившегося на сельской улице, безвозмездной помощи, содействия нуждающимся, тимуровской и благотворительной работы.

Следующее занятие: «Человек среди людей», посвящено проблемам общения человека. Учащиеся ищут ответ на вечный библейский вопрос: «Как нужно относиться к людям?» А затем решают, бывают ли люди бесчеловечными? Конечно же, жизненный и нравственный опыт ученика только что вышедшего из начальной школы невелик. Но он есть. Задача учителя активизировать этот потенциал на уроке, ведь дети у нас разные, есть общительные и замкнутые, интеллектуально развитые и те, которые еще даже и не задумывались о высоких «материях», обсуждаемых на занятиях.

Педагог должен умело, гибко реагировать на возникающие ситуации, нестандартно высказанные мысли со стороны учащихся, чтобы не разрушить, сложившееся общение. Не только высокая квалификация, но и личный жизненный опыт, широта кругозора, эрудиция, интуиция - необходимые элементы профессионального портрета учителя обществознания. Нельзя ставить учителем обществознания человека эмоционально «сухого», скучного, ведущего предмет, отбывающего положенные часы… Он «уничтожит» и учебный курс и его возможности в деле духовно-нравственного воспитания школьников.

Следующие несколько уроков посвящаются такому социальному институту как «Семья». Весь блок юридических и особенно нравственных проблем семьи в поле зрения педагога и учащихся: Зачем люди создают семьи, какими они бывают, каким должен быть хозяин дома. Особенно ценно акцентировать внимание детей на вопросах об их личных обязанностях пред семьей, своими родными и близкими, а так же на вопросах о рациональном использовании личного свободного времени. И то, и другое – пусть маленький, но шажок в деле борьбы с ленью, «ничегонеделаньем» со стороны юных, с зародышем инфантилизма и нахлебничества и прививки элементов здорового образа жизни, правильного времяпрепровождения.

Особая тема и для ученика, и для учителя – «Школа». С одной стороны известная до мелочей, с другой – одни вопросы… При изучении данной темы важно не только систематизировать, обобщить и расширить накопленные учеником знания о школе, важнее другое: закрепить положительную ценностную ориентацию на школу, на образование, что связано как с процессом, так и с результатом личного учения школьника. Почти в каждом классе (в том числе и в младших) есть ученик (или ученики), которые на вопрос: «Хочешь ли ты ходить в школу?» отвечают отрицательно. И это позиция не только четко осознанная, но уже и озвученная. А ведь ходить в школу мечтают все дошкольники. Что же тогда происходит за первые годы обучения, чтобы очень быстро ребенок мог осознать свое негативное отношение к основному делу в жизни на данном этапе… Учитель обществознания должен помочь распутать затянувшийся клубок проблем в жизни ученика 5-го класса, связанных с образованием, прежде всего с нравственных позиций, и может быть, данные уроки получат иное продолжение в работе классного руководителя, учителей- предметников, школьного психолога, социального педагога, всего педагогического сообщества. И вторая сторона в жизни школьника, связанная со школой, – отношения с одноклассниками, друзьями, сверстниками. Об этом тоже важно поговорить на уроках, но здесь учитель может больше слушать учащихся, чутко ловить все нюансы, оттенки стиля взаимоотношений в коллективе, подводить детей к нравственным оценкам ситуаций, вносить корректировки в тон и ход диалога.

В сегодняшней системе нравственных ценностей общества может быть самое сложное положение у его фундаментального основания – Труда. С одной стороны, кажется всем очевидно, что в рыночных условиях труд – основа основ и он должен быть уважаем и почетен, но, с другой стороны, весь уклад жизни современной России, все идеологические орудия превозносят не сам труд, а его результат – богатство. Вольно или невольно, но молодежь более интересует последнее. Такой перекос в нравственном отношении к труду - одна из самых больших нравственных опасностей, подстерегающих общество. «Мне все равно, что делать (какую профессию выбрать), лишь бы платили много! » - такая фраза звучит среди старшеклассников очень часто. Труд, если и заслуживает хоть какого-то уважения то только потому, что приносит блага, а не сам по себе, не как средство самореализации и удовлетворения. Труд, который не привел к успеху, презирается априори. Обозначить духовно-нравственное значение трудовой деятельности человека, ее личностно-образующую роль важно не только на уроке у старшеклассников, но и в младших классах. Поговорить о творческом отношении к труду и, конечно, уделить достаточное количество времени еще одной извечной нравственной проблеме – отношению богатства и бедности.

Глава V учебного пособия – это разговор с учеником 5–го класса о Родине, Отечестве, о России. Патриотизм – одно из нравственных чувств, один из духовных фундаментов нашей российской цивилизации. Но любовь к Родине бывает разная, именно в силу ее различного нравственного побудительного мотива. Именно на это надо сделать акцент на уроке: «Как ты относишься к такому мнению: где хорошо, там и Родина?» Осознав, что любовь к России «не за что-то», «а потому что», мы будем решать нравственную задачу: «А что я могу сделать для Родины? Мне всего 10 лет?» А это уже связь со следующей важнейшей темой «Гражданин – Отечества достойный сын». И очевиден приоритет, прежде всего нравственного, а не юридического наполнения данного понятия. Огромное значение в современных условиях имеет проблема межнациональных отношений. Заложить основы нравственного отношения к данной проблеме, сформировать понимание многообразия наций и народов в России, в мире и ценностного отношения к данному явлению российской истории - вот направление работы учителя на уроке.

Завершающий раздел учебного курса для пятиклассников – «Добродетели». Пусть ученики сами найдут для себя «золотое правило» нравственного поведения, сформулируют понятия добра и зла, увидят проявления того и другого в окружающем мире и постараются перейти от слов к делу, то есть добротворчеству. Важный разговор на уроке необходимый для пятиклассника – это разговор о смелости и трусости, и какая смелость является истинной.

И еще одно, школьный курс обществознания в 5-м классе не оставил места для разговора с учеником о таком важном духовном явлении как вера, религия в жизни человека. Хотя государственный образовательный стандарт предусматривает это. Логика авторов понятна – у нас светское государство, школа отделена от церкви. Однако, есть и иная логика – логика жизни, нередко, а теперь все чаще за школьной партой сидят дети, воспитываемые в семьях, живущих достаточно насыщенной религиозной жизнью. Проще говоря, дети верующие… Как грибы после дождя растут храмы, а голос священнослужителей все весомее и тверже звучит в политике, идеологии, культуре. На мой взгляд, учащиеся имеют право и должны знать об этом, и разговор на уроке обществознания должен быть. Тем более что в ходе изучения учебного курса истории древнего мира, они уже знакомятся с историей возникновения языческих верований, а затем и двух мировых религий: буддизма и христианства, с их догматами и обрядами. Учитель вправе и должен поговорить с учащимися об этой стороне человеческой жизни, хотя бы за страницами учебника, ведь объем учебного времени позволяет ему это сделать.

PS: Ну, вот и все. Позади пятый класс. Какое богатство нравственных проблем за первый год могут обозначить на уроках учитель и ученики только одного школьного курса обществознания и только в одном классе. А в будущем году мы продолжим диалог о нравственных проблемах отношения человека к природе, и снова о личности, ее деятельности и взаимоотношениях. А еще через год встреча с экономическими вопросами и вопросами права. И везде есть возможность и необходимость нравственной оценки изучаемого материала. Только так можно формировать подлинно духовную личность.

Не стоит только обольщаться возможностями как школы в целом, так и учебного курса обществознания в деле духовно-нравственного воспитания. Эти возможности не велики, и мы не сможем победить «зло» только работая в школе, если по ту сторону нравственной баррикады останутся общество, государство, средства массовой информации. Нравственное возрождение русского общества возможно только как целостный процесс (или все или никто). Вариант «вы нам воспитайте наших детей – белых и пушистых ангелочков» (будущих наследников), а мы будем жить так, как нам выгодно ( а жить по нравственным нормам почти всегда не выгодно) не пройдет. Смешно видеть ситуацию, когда после какого-то очередного чрезвычайного происшествия, громкого дела, политики на экране телевизора задаются вопросом, какой бы еще новый учебный предмет ввести в школе, дабы впредь подобного не случалось. Нет такого предмета, да и школа – не резиновый шарик, надуваться не в состоянии. Спасение молодежи только в общем нравственном оздоровлении страны, в возрождении нравственных эталонов – как высшей ценности. А школа способна внести свою лепту, пока еще способна, в процесс духовно-нравственного развития России, и работу эту мы ведем, ведем каждый день, в том числе и на уроках школьного курса обществознания.