Урок обучения грамоте (метод развития критического мышления)
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Разработка уроков в технологии развития критического мышления очень актуальна и помогает развивать следующие качества ученика:
- готовность к планированию, гибкость в восприятии идей других,
- настойчивость в достижении целей, готовность исправлять свои ошибки и воспользоваться ошибкой для продолжения обучения, осознание в отслеживании хода рассуждений, поиск компромиссных решений.
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
- познакомить с новыми буквами и звуками, сформировать чёткое представление о том, что буква Ё в начале слова и после гласной обозначает два звука [й], [э]; формировать навык орфоэпически правильного, слогового, сознательного выразительного чтения слогов, слов, предложений с изученными буквами;
- способствовать развитию внимания, наблюдательности;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: “лента букв”, учебник “Азбука” (Авторы: В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградова, М.В. Бойкина, Москва, “Просвещение”, 2011).
|
Этапы урока |
Содержание урока |
Приёмы ТРКМ |
| I. Организационный момент. Актуализация знаний. | Урок чтения.
(Класс. Дети. Школьники. Ученики). Насколько Вы внимательными бываете на уроках, я пойму, если Вы ответите на мои вопросы. 1.Совершим прогулку по “ленте букв”. – Назовите буквы, обозначающие гласные звуки. (а, о, у, ы, и) |
|
| – Назовите буквы, которые обозначают твёрдость
согласных звуков.(а, о, у, ы) – Почему среди изученных букв вы не назвали букву и? (Она обозначает мягкость согласного звука) – В зависимости от ударения, какими могут быть гласные звуки? – Как мы классифицируем согласные звуки? (твёрдые-мягкие, звонкие-глухие) 2. На доске напечатаны слоги-слияния: лу, ри, со, ки, ты, ва,
ни. Прочитайте слоги, в которых согласный звук твёрдый.
Прочитайте слоги, в которых согласный звук мягкий. Отчего согласный
звук мягкий? (“Соседка” И смягчает предыдущий согласный звук. Она
отдаёт согласному всю свою доброту, нежность, сама звучит несколько
по-другому, а согласный становится мягким). |
Составление клайстера :
|
|
| II. Постановка темы и целей урока. | – Сегодня на уроке мы познакомимся с одной из
особенных букв. Посмотрите на неё. Кто знает, как она
называется? Что Вы знаете о ней? Что хотели бы узнать? Так какова
же тема нашего урока?
– Как называется вечно-зелёное дерево с мелкой хвоей? Они могут
быть и голубыми? (Это ели). |
Таблица “ЗХУ” (соствляется устно, т.к.дети не
умеют писать)
|
| III. Работа над новым материалом. | Звуко-буквенный анализ слов: Елена, моет, тарелка.
(Работа тремя карандашами: синим – для обозначения твёрдости
согласного, зелёным – для обозначения мягкости согласного и красным
– для обозначения гласного звука. Подчёркиваем звуки. Вывод: в
слове Елена 5 букв, звуков 6, т.к. буква е, стоящая в начале слова
обозначает два звука. В слове моет 4 буквы, 5 звуков т.к. буква
е, стоящая после гласной обозначает два звука [йэ]. В
слове тарелка -7 букв, 7 звуков, т. к. буква е после
согласной даёт 1 звук [э], а сама смягчает согласный)
1. Чтение слогов – слияний с буквой е. |
|
| IV. Физкультминутка. |
Дружба – верная помощница во всех коллективных делах. И в этом мы сейчас убедимся, работая в группах. |
|
| V. Закрепление нового материала и ранее изученного. | 1. Работа в группах по с. 73 “Азбуки”
Задание для групп: – Первой группе прочитать слова, в которых буква е стоит в
начале слова. Сколько звуков она обозначает? Проверка задания. Вывод: – Буква е, стоящая в начале слова и после гласной обозначает два звука [йэ], а буква е после согласной даёт 1 звук [э], а сама смягчает согласный. 2. Чтение текста на с.73. Что узнали о лисе? Какие слов с буквой е встретились в тексте? (ели, роет). Сколько букв? Звуков в этих словах? Почему звуков больше, чем букв? 3. Работа по с.74. – Кто знает, как называются слова – противоположные по смыслу?
(Антонимы). 4. Работа по с.74 с текстом “Лес”. – Что узнали о лесе? Сколько лет растёт лес? Часто ли вы бываете
в лесу? За что мы любим лес? Как нужно относиться к лесным
насаждениям и обитателям леса? |
|
| VI. Итог урока. Рефлексия | А теперь возвратимся к нашей таблице “ЗХУ”. Вспомним, что мы с Вами знали о нашей хитрой букве е? Что нового узнали о ней? Я вам сказала (ели Вы были внимательны!), что мы познакомимся с одной из особенных букв. В связи с этим, какой вывод можно сделать? Что их несколько “особенных” букв. Мы о них узнаем на последующих уроках. |

