Урок обучения грамоте (метод развития критического мышления)

Разделы: Начальная школа


Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Разработка уроков в технологии развития критического мышления очень актуальна и помогает развивать следующие качества ученика:

  • готовность к планированию, гибкость в восприятии идей других,
  • настойчивость в достижении целей, готовность исправлять свои ошибки и воспользоваться ошибкой для продолжения обучения, осознание в отслеживании хода рассуждений, поиск компромиссных решений.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

  • познакомить с новыми буквами и звуками, сформировать чёткое представление о том, что буква Ё в начале слова и после гласной обозначает два звука [й], [э]; формировать навык орфоэпически правильного, слогового, сознательного выразительного чтения слогов, слов, предложений с изученными буквами;
  • способствовать развитию внимания, наблюдательности;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: “лента букв”, учебник “Азбука” (Авторы: В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградова, М.В. Бойкина, Москва, “Просвещение”, 2011).

Этапы урока

Содержание урока

Приёмы ТРКМ

I. Организационный момент. Актуализация знаний. Урок чтения.

Здесь девчонки и мальчишки
Достают тетрадки, книжки.
Трудятся старательно,
Слушают внимательно.
Дети те – одна семья.
Кто они, спрошу тебя?

(Класс. Дети. Школьники. Ученики).

Насколько Вы внимательными бываете на уроках, я пойму, если Вы ответите на мои вопросы.

1.Совершим прогулку по “ленте букв”.

– Назовите буквы, обозначающие гласные звуки. (а, о, у, ы, и)

 
  – Назовите буквы, которые обозначают твёрдость согласных звуков.(а, о, у, ы)
– Почему среди изученных букв вы не назвали букву и? (Она обозначает мягкость согласного звука)
– В зависимости от ударения, какими могут быть гласные звуки?
– Как мы классифицируем согласные звуки?
(твёрдые-мягкие, звонкие-глухие)

2. На доске напечатаны слоги-слияния: лу, ри, со, ки, ты, ва, ни. Прочитайте слоги, в которых согласный звук твёрдый. Прочитайте слоги, в которых согласный звук мягкий. Отчего согласный звук мягкий? (“Соседка” И смягчает предыдущий согласный звук. Она отдаёт согласному всю свою доброту, нежность, сама звучит несколько по-другому, а согласный становится мягким).
Молодцы! Я убедилась, что вы очень внимательные и старательные дети. Эти качества Вам помогут в дальнейшей нашей работе.

Составление клайстера :

II. Постановка темы и целей урока. – Сегодня на уроке мы познакомимся с одной из особенных букв. Посмотрите на неё. Кто знает, как она называется? Что Вы знаете о ней? Что хотели бы узнать? Так какова же тема нашего урока?

– Как называется вечно-зелёное дерево с мелкой хвоей? Они могут быть и голубыми? (Это ели).
– Сколько слогов в слове ели?
– Какой первый? Какой второй?
– Какие это слоги? (слоги-слияния).
– Произнесите ещё раз первый слог. Если рядом мы слышим звуки [йэ], значит пишем букву е. Это и есть тема нашего урока. Мы научимся анализировать слова с этой хитрой буквой, и научимся писать её.

Таблица “ЗХУ” (соствляется устно, т.к.дети не умеют писать)

III. Работа над новым материалом. Звуко-буквенный анализ слов: Елена, моет, тарелка. (Работа тремя карандашами: синим – для обозначения твёрдости согласного, зелёным – для обозначения мягкости согласного и красным – для обозначения гласного звука. Подчёркиваем звуки. Вывод: в слове Елена 5 букв, звуков 6, т.к. буква е, стоящая в начале слова обозначает два звука. В слове моет 4 буквы, 5 звуков т.к. буква е, стоящая после гласной обозначает два звука [йэ]. В слове тарелка -7 букв, 7 звуков, т. к. буква е после согласной даёт 1 звук [э], а сама смягчает согласный)

1. Чтение слогов – слияний с буквой е.
– Как произносили согласный звук перед буквой е? (Мягко)
– Сколько звуков слышали после согласной? (1 звук – [э])
– Какой вывод можете сделать?
– Буква е, стоящая в начале слова и после гласной обозначает два звука [йэ], а буква е после согласного даёт 1 звук [э], а сама смягчает согласный.

 
IV. Физкультминутка.

Мы растём, растём, растём,
Как грибочки под дождём.
Повернулись мы друг к другу.
Улыбнулись мы друг другу.
Мы присели-
Нету нас.
Вот какой мы дружный класс!

Дружба – верная помощница во всех коллективных делах. И в этом мы сейчас убедимся, работая в группах.

 
V. Закрепление нового материала и ранее изученного. 1. Работа в группах по с. 73 “Азбуки”

Задание для групп:

– Первой группе прочитать слова, в которых буква е стоит в начале слова. Сколько звуков она обозначает?
– Второй группе прочитать слова, в которых буква е стоит после гласной. Сколько звуков она обозначает?
– Третьей группе найти среди данных слов слова, в которых звуков столько же, сколько и букв?

Проверка задания. Вывод:

– Буква е, стоящая в начале слова и после гласной обозначает два звука [йэ], а буква е после согласной даёт 1 звук [э], а сама смягчает согласный.

2. Чтение текста на с.73. Что узнали о лисе? Какие слов с буквой е встретились в тексте? (ели, роет). Сколько букв? Звуков в этих словах? Почему звуков больше, чем букв?

3. Работа по с.74.

– Кто знает, как называются слова – противоположные по смыслу? (Антонимы).
– Для характеристики каких предметов мы можем употреблять эти слова?
– А можно ли употребить слово толстый для описания человека? Почему?
– Какое слово уместнее употребить при описании фигуры человека?) (Нет. Можно обидеть. Уместнее сказать: “Человек средней полноты”, “полный”)
– Что общего во всех этих слов? (буква е).
– Какую позицию занимает буква е? Сколько звуков обозначает?

4. Работа по с.74 с текстом “Лес”.

– Что узнали о лесе? Сколько лет растёт лес? Часто ли вы бываете в лесу? За что мы любим лес? Как нужно относиться к лесным насаждениям и обитателям леса?
– Найдите и прочитайте в тексте слова с буквой е, в которых звуков больше, чем букв? – Чтобы сузить поиск, на что вы должны обратить внимание? (Буква е либо в начале слова, либо после гласной). Это слова: высокие, ели, русские.
– Прочитайте слова, в которых на месте буквы е слышим звук [э], а предыдущий согласный читаем мягко.

 
VI. Итог урока. Рефлексия А теперь возвратимся к нашей таблице “ЗХУ”. Вспомним, что мы с Вами знали о нашей хитрой букве е? Что нового узнали о ней? Я вам сказала (ели Вы были внимательны!), что мы познакомимся с одной из особенных букв. В связи с этим, какой вывод можно сделать? Что их несколько “особенных” букв. Мы о них узнаем на последующих уроках.