Доклад на тему "Усиление коррекционной направленности логопедических занятий"

Разделы: Логопедия


Литераратура:

  • Е.Д.Худенко, Е.В.Останина “практическое пособие по развитию речи” часть 1.
  • Е.Д.Худенко “практическое пособие по развитию речи” часть 2.
  • Подборка научных материалов посвященных вопросам “умственной отсталости”, “деменции”, “ЗПР”: причинам, характеристикам дефекта, первичным/вторичным нарушениям, особенностям психического развития детей, страдающих умственной отсталостью; разграничению понятий “олигофрения”, “умственная отсталость”, “интеллектуальное недоразвитие”.

В своих материалах авторы попытались обобщить и систематизировать имеющийся на сегодня опыт проведения уроков развития речи, а также включить в их содержание новые экспериментальные разработки, которые, на их взгляд, должны сделать эти уроки более интересными и полезными в плане коррекции дефекта, развития личности ребёнка. Особое внимание при разработке конспектов уроков было уделено отбору и созданию педагогических ситуаций на уроке, побуждающих учеников к связанному высказыванию.

В работах Е.Д. Худенко, Е.В. Останиной дается система уроков, которые, могут быть использованы в качестве модели, основы для разработок уроков необходимых детям нашего учреждения.

Требования к планированию уроков по развитию речи

Основными задачами этих уроков являются следующие: коррекция недостатков общего и речевого развития учащихся; расширение и уточнение круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности; развитие наблюдательности учащихся на основе систематических упражнений.

Эти задачи должны выступать в качестве основных ориентиров при подготовке материала к урокам развития речи, их планированию.

Основныетребования к урокам развития речи

Основными принципами организации уроков, наряду с общедидактическими, являются предметность и наглядность преподавания, коррекционно-развивающая направленность обучения.

Под предметностью понимается организация обучения таким образом, чтобы изучаемый объект был по возможности воспринят всеми органами чувств ученика: слухом, зрением, осязанием, обонянием, тактильными ощущениями.

Наглядность преподавания предполагает использование на уроке различных вариантов изобразительных средств: рисунки, таблицы, схемы (я на своем опыте убедилась насколько дети легче овладевают пересказом любого текста, если опираются на таблицы, схемы.)

Коррекционно-развивающая направленность предусматривает учёт следующих факторов: использование каждого метода и приёма обучения с целью развития способностей учащихся, формирование у них умения самостоятельно оперировать информацией, коррекции познавательной деятельности.

Принципы коррекционно-развивающего обучения

Ниже приведенная таблица подходит не только к урокам по развитию речи, но и практически к любому другому.

Принципы Методы реализации в уроке
Динамичность восприятия
  • задания по степени нарастающей трудности;
  • включение в урок заданий, предполагающих различный доминантный анализатор;
  • разнообразные типы структур уроков, обеспечивающих смену видов деятельности учащихся.
Продуктивной обработки информации
  • задания, предполагающие самостоятельную обработку информации;
  • дозированная поэтапная помощь педагога;
  • перенос учеником только что показанного способа обработки информации на своё индивидуальное задание.
Развития и коррекции высших психических функций
  • включение в урок специальных упражнений по коррекции высших психических функций;
  • задания с опорой на несколько анализаторов.
Мотивации к обучению
  • правильный и исчерпывающий инструктаж;
  • включение в урок материалов сегодняшней жизни;
  • создание условий для зарабатывания, а не получения оценки;
  • проблемные задания, познавательные вопросы;
  • призы, поощрения, развёрнутая словесная оценка.

Эти принципы и методы их реализации обеспечивают повышение качества образовательных услуг, выражающееся:

  • в активизации психологических ресурсов личности учащегося, обеспечивающих им успешное усвоение данного материала;
  • в развитии мотивационно-ценностных устремлений учеников к обучению;
  • в формировании паттернов учебного поведения у учеников и повышении уровня профессиональной компетенции у учителя.

Структура урока развития речи– это его построение, комбинирование ряда этапов урока таким образом, чтобы они были объединены единой целью.

Начинается урок организационным моментом, продолжительность которого 1-2 мин. Цель этого этапа – сконцентрировать внимание учащихся на учителе, настроить их на учебную деятельность.

Актуализация опорных знаний и представлений – цель этого этапа выявить уровень представлений учащихся, степень сохранности в памяти сенсорных эталонов, образов изучаемого предмета, явления и определить уровень речевого состояния: словарь, умение согласовывать различные категории, изменять и образовывать слова и т. д.

Этап изучения нового материала. Рассказ учителя – основной метод работы на этом этапе урока. Его цель – обобщить и систематизировать информацию, полученную в ходе вводной беседы и дать ученикам новые знания о свойствах объекта.

Обобщение – следующий этап урока, цель которого выявить степень понимания нового материала, установить логические связи между вновь поступившей и ранее имеющейся информацией.

Этап закрепления является завершающим на уроке. Он предназначается для отработки правильно усвоенной информации.

Итог урока – это последняя ступень. Здесь , как правило, суммируется учебная деятельность каждого ученика, выставляются оценки.

Модели построения урока изучения нового материала:

  • Орг. момент;
  • Введение в тему;
  • Изучение нового;
  • Итог.
  • Орг. момент;
  • Актуализация опорных знаний и представлений учащихся;
  • Постановка проблемы;
  • Устные отчеты учащихся;
  • Итог.
  • Орг. момент;
  • Проверка домашнего задания;
  • Изучение нового;
  • Закрепление;
  • Итог.
  • Орг. момент;
  • Изучение нового;
  • Обобщение;
  • Закрепление;
  • Итог.

Один и тот же тип урока имеет разные варианты моделей, что позволяет избежать стереотипа поведения учащихся в ходе урока.каждый этап имеет свою дидактическую задачу, подчиненную общей цели урока, и учитель должен чётко знать, зачем данный этап включен им в модель, структуру урока. структура урока – это части (этапы), состоящие из набора методов и приёмов обучения, отбираются учителем в зависимости от типа урока.

Комбинированный урок (структура зависит от целей урока):

  • Орг. момент;
  • Повторение;
  • Изучение нового;
  • Обобщение;
  • Итог.
  • Орг. момент;
  • Обобщение;
  • Введение в тему;
  • Итог.
  • Орг. момент;
  • Актуализация опорных знаний;
  • Изучение нового;
  • Закрепление;
  • Итог.

Вводный урок:

  • Орг. момент;
  • Введение в тему;
  • Актуализация опорных знаний и представлений;
  • Итог (заключительное слово педагога).

Определив структуру урока, учитель выбирает методы работы на каждом этапе. Здесь важно учитывать следующие моменты:

  • любой учебный метод, включенный в урок, должен решать конкретную задачу по обработке учебной информации: повторять, закреплять, изучать и т.п.; учитель должен заранее знать объём и способы информации, отрабатываемой им и учениками.
  • учитель должен четко владеть методикой того приема, который он включил в урок.

От методов работы на уроке, выбранных учителем, во многом зависит усвоение содержания образования. Методы, выбранные соответственно содержанию, возрасту, особенностям познавательной деятельности учащихся обеспечивают эффективное обучение.