Литераратура:
- Е.Д.Худенко, Е.В.Останина “практическое пособие по развитию речи” часть 1.
- Е.Д.Худенко “практическое пособие по развитию речи” часть 2.
- Подборка научных материалов посвященных вопросам “умственной отсталости”, “деменции”, “ЗПР”: причинам, характеристикам дефекта, первичным/вторичным нарушениям, особенностям психического развития детей, страдающих умственной отсталостью; разграничению понятий “олигофрения”, “умственная отсталость”, “интеллектуальное недоразвитие”.
В своих материалах авторы попытались обобщить и систематизировать имеющийся на сегодня опыт проведения уроков развития речи, а также включить в их содержание новые экспериментальные разработки, которые, на их взгляд, должны сделать эти уроки более интересными и полезными в плане коррекции дефекта, развития личности ребёнка. Особое внимание при разработке конспектов уроков было уделено отбору и созданию педагогических ситуаций на уроке, побуждающих учеников к связанному высказыванию.
В работах Е.Д. Худенко, Е.В. Останиной дается система уроков, которые, могут быть использованы в качестве модели, основы для разработок уроков необходимых детям нашего учреждения.
Требования к планированию уроков по развитию речи
Основными задачами этих уроков являются следующие: коррекция недостатков общего и речевого развития учащихся; расширение и уточнение круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности; развитие наблюдательности учащихся на основе систематических упражнений.
Эти задачи должны выступать в качестве основных ориентиров при подготовке материала к урокам развития речи, их планированию.
Основныетребования к урокам развития речи
Основными принципами организации уроков, наряду с общедидактическими, являются предметность и наглядность преподавания, коррекционно-развивающая направленность обучения.
Под предметностью понимается организация обучения таким образом, чтобы изучаемый объект был по возможности воспринят всеми органами чувств ученика: слухом, зрением, осязанием, обонянием, тактильными ощущениями.
Наглядность преподавания предполагает использование на уроке различных вариантов изобразительных средств: рисунки, таблицы, схемы (я на своем опыте убедилась насколько дети легче овладевают пересказом любого текста, если опираются на таблицы, схемы.)
Коррекционно-развивающая направленность предусматривает учёт следующих факторов: использование каждого метода и приёма обучения с целью развития способностей учащихся, формирование у них умения самостоятельно оперировать информацией, коррекции познавательной деятельности.
Принципы коррекционно-развивающего обучения
Ниже приведенная таблица подходит не только к урокам по развитию речи, но и практически к любому другому.
Принципы | Методы реализации в уроке |
Динамичность восприятия |
|
Продуктивной обработки информации |
|
Развития и коррекции высших психических функций |
|
Мотивации к обучению |
|
Эти принципы и методы их реализации обеспечивают повышение качества образовательных услуг, выражающееся:
- в активизации психологических ресурсов личности учащегося, обеспечивающих им успешное усвоение данного материала;
- в развитии мотивационно-ценностных устремлений учеников к обучению;
- в формировании паттернов учебного поведения у учеников и повышении уровня профессиональной компетенции у учителя.
Структура урока развития речи– это его построение, комбинирование ряда этапов урока таким образом, чтобы они были объединены единой целью.
Начинается урок организационным моментом, продолжительность которого 1-2 мин. Цель этого этапа – сконцентрировать внимание учащихся на учителе, настроить их на учебную деятельность.
Актуализация опорных знаний и представлений – цель этого этапа выявить уровень представлений учащихся, степень сохранности в памяти сенсорных эталонов, образов изучаемого предмета, явления и определить уровень речевого состояния: словарь, умение согласовывать различные категории, изменять и образовывать слова и т. д.
Этап изучения нового материала. Рассказ учителя – основной метод работы на этом этапе урока. Его цель – обобщить и систематизировать информацию, полученную в ходе вводной беседы и дать ученикам новые знания о свойствах объекта.
Обобщение – следующий этап урока, цель которого выявить степень понимания нового материала, установить логические связи между вновь поступившей и ранее имеющейся информацией.
Этап закрепления является завершающим на уроке. Он предназначается для отработки правильно усвоенной информации.
Итог урока – это последняя ступень. Здесь , как правило, суммируется учебная деятельность каждого ученика, выставляются оценки.
Модели построения урока изучения нового материала:
- Орг. момент;
- Введение в тему;
- Изучение нового;
- Итог.
- Орг. момент;
- Проверка домашнего задания;
- Изучение нового;
- Закрепление;
- Итог.
- Орг. момент;
- Изучение нового;
- Обобщение;
- Закрепление;
- Итог.
Один и тот же тип урока имеет разные варианты моделей, что позволяет избежать стереотипа поведения учащихся в ходе урока.каждый этап имеет свою дидактическую задачу, подчиненную общей цели урока, и учитель должен чётко знать, зачем данный этап включен им в модель, структуру урока. структура урока – это части (этапы), состоящие из набора методов и приёмов обучения, отбираются учителем в зависимости от типа урока.
Комбинированный урок (структура зависит от целей урока):
- Орг. момент;
- Повторение;
- Изучение нового;
- Обобщение;
- Итог.
- Орг. момент;
- Обобщение;
- Введение в тему;
- Итог.
- Орг. момент;
- Актуализация опорных знаний;
- Изучение нового;
- Закрепление;
- Итог.
Вводный урок:
- Орг. момент;
- Введение в тему;
- Актуализация опорных знаний и представлений;
- Итог (заключительное слово педагога).
Определив структуру урока, учитель выбирает методы работы на каждом этапе. Здесь важно учитывать следующие моменты:
- любой учебный метод, включенный в урок, должен решать конкретную задачу по обработке учебной информации: повторять, закреплять, изучать и т.п.; учитель должен заранее знать объём и способы информации, отрабатываемой им и учениками.
- учитель должен четко владеть методикой того приема, который он включил в урок.
От методов работы на уроке, выбранных учителем, во многом зависит усвоение содержания образования. Методы, выбранные соответственно содержанию, возрасту, особенностям познавательной деятельности учащихся обеспечивают эффективное обучение.