Урок математики по теме "Путешествие по страницам Красной книги ЯНАО"

Разделы: Математика


Тип урока: урок-соревнование.

Цель урока: Систематизация и углубление знаний по теме “Десятичные и обыкновенные дроби”, “Проценты”. Повышение интереса к математике, с помощью решения нестандартных, практических задач, и бережного отношения к природе родного края.

Задачи урока.

Образовательные:

  • проверить усвоение учащимися изученного материала, умения применять теоретический материал;
  • познакомить учащихся с редкими и исчезающими видами растений, птиц, рыб и животных ЯНАО, раскрыть роль охраны природы.

Развивающая:

  • развивать аналитическое мышление, произвольное внимание, память через постоянное обращение заданий к имеющимся знаниям учащихся;
  • развивать навыки общения с природой, ориентируясь на ненасильственную модель поведения.

Воспитательные:

  • воспитывать у учащихся сознательную дисциплину, умение работать в группе, умение выражать свою мысль в форме, доступной пониманию товарищей;
  • воспитывать чувство сопереживания и формировать у учащихся “здоровое” соперничество;
  • показать учащимся прикладной аспект математики (применение математики в жизненных ситуациях), формировать интерес к этой науке.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Форма обучения: фронтальная, групповая.

Оборудование: Карта ЯНАО, выставка Красных книг, презентация, ПК, мультимедиапроектор, рабочая тетрадь (для каждого учащегося. В игре принимают участие три команды. (Команды предварительно выбирают капитанов)

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний (Слайд 1)

Слово учащегося.

Что значит человек без трав и птиц,
И без любви к пчеле жужжащей?
Без журавля над хвойной чащей?
Без миловидных лисьих лиц?

Когда поймет он, наконец,
Врубаясь в мертвые породы,
Что человек – венец природы,
И без природы нам конец.

Слово учителя.

Родина… Никому не дано выбирать ее. Богатая или бедная, нежная или суровая, она у человека как мать, одна, общие у них испытания, единая судьба.

Посмотрите, как прекрасны творения природы Ямала? (Слайд 1. Презентация). Ими бы только восхищаться, поражаясь, сколь щедра она на выдумки, если бы не одно тягостное обстоятельство: все эти объекты занесены в Красную книгу и им всем угрожает исчезновение с лица Земли. Потребность знать край, в котором живешь, возникает у каждого. В разное время и с разной силой, но возникает. Каждый из нас тысячами нитей связан со своей территорией. Мы приспосабливаемся к ее природным условиям или сами частично изменяем их. Чтобы иметь бесспорное право называться жителями Ямала , мы должны беречь природу нашего края.

Давайте вместе совершим путешествие по страницам Красной книги ЯНАО, мы познакомимся с редкими и исчезающими видами растений, птиц, рыб и животных ЯНАО, раскроем роль охраны окружающей нас природы, и одновременно проверим свои знания по теме “Действия с десятичными дробями. Проценты”.

III. Устная работа.

Слово учащегося. (Читает стихотворение Б. Дубровина “Красная книга”)

Охраняется Красной книгой
Сколько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери,
Охраняются змеи
Охраняются даже цветы.
Красная книга - Красная!
Значит, природа в опасности!
Значит, нельзя терять даже мига.
Все живое хранить зовет.

Пусть зовет не напрасно
Красная книга. Красная книга!
И тревога за жизнь неустанна,
Чтоб не сгинуть в космической мгле.
Исчезаем все океаны,
Исчерпаем все на земле.
Мы леса и поля обижаем,
Стонут реки от горьких обид.
И себя мы прощаем,
И себя мы прощаем,
Но грядущее нас не простит.

История создания Красной книги. (Беседа учителя с учащимися)

Почему нужно охранять природу? (Учащиеся высказывают свои предположения)

Каждый год с лица земли исчезает около 3 видов животных и 4 видов растений.

Почему, если исчезнет несколько видов животных и растений, человеку станет жить хуже? (Ответы дают учащиеся)

Международные усилия по охране и сохранению флоры и фауны длятся около 100 лет. А кто знает, какой документ позволяет нам с вами узнать с какими животными случилась беда? (Это и средства массовой информации, передачи о животном мире).

Это Красная книга - справочник об исчезающих животных.

Подумайте, почему выбран красный цвет? Что он символизирует? (Учащиеся высказывают свои предположения)

Красный цвет - это значит внимание, стоп, не убивайте животных, не губите растения.

Красная книга – своеобразный сигнал опасности, угрозы. Красный цвет-цвет крови, цвет жизни. А пока есть жизнь – есть надежда. (Слайд 2)

1902 год - в Париже во Франции была подписана Международная конвенция по охране птиц.

1948 годбыл создан Международный союз охраны природы (МСОП) – международная неправительственная организация при ЮНЕСКО. Уже в 1949 году МСОП начал сообщать информации о редких животных и растениях.

1963 год – появилась первая Красная книга. Название предложил Питер Скотт, английский профессор. Хранится это книга в швейцарском городе Морже.

1980 год – Красная книга РФявляется документом, содержащим свод сведений о редких и исчезающих видах животных и растений, а также меры по их охране и восстановлению. В ней перечисляются животные и растения, которые могут исчезнуть. Спасение их невозможно без специальных мер: запрета охоты, охраны в заповеднике, заботы об их размножении.

В ЯНАО тоже есть своя Красная книга, в которую занесены редкие животные, птицы, рыбы и растения.

Задание 1 (соревнование по командам). (Слайд 3)

Определите, в каком году была создана Красная книга ЯНАО. Для этого решите пример. (У каждой команды свой пример). (Слайд 4)

(Ответ: 1995 год)

Слово учителя.

Международная красная книга, изданная в 1966 году, выглядела необычно. Обложка у неё была красная, а страницы разноцветные. Красные, жёлтые, белые и зелёные.

Сделано это было не для красоты, а для того, чтобы сразу было видно, в каком положении находится то или иное животное или растение: (Слайд 5)

черные страницы - животные, которые исчезли;
красные страницы - те, которые могут исчезнуть;
серые – находящиеся под угрозой, но недостаточно изученные;
белые – о видах редких на Земле, живущих на ограниченной территории;
зеленые – о видах, которые человеку удалось спасти;
желтые – численность которых пока не критична, но сокращается.

IV. Практическая часть. (Слайд 6)

Природа, которая дает нам все для жизни, требует от нас бережного отношения. Все мы ныне живущие, в ответе за нашу природу перед потомками. В ЯНАО создана общественная организация “Ямал – потомкам!”, которая функционирует вот уже более 20 лет, основной целью которой является сохранение живой природы и защита окружающей среды.

Итак, в путь. (Работа команд. Кто быстрее выполнит задание и защитит свое решение?)

Станция “Тундра – наш дом” (Слайд 7)

Около половины территории ЯНАО - заполярье, зона арктических пустынь. В составе фауны автономного округа насчитывается 227 видов позвоночных животных, из них 40 видов млекопитающих. В северных районах тундры обитают белый песец, полярный волк, росомаха, заяц, горностай, ласка. На юге таёжной зоны встречаются бурый медведь и лось, соболь и белка.

На островах и побережье Карского моря полноправным хозяином чувствует себя белый медведь. Этих мохнатых тяжеловесов добывали ради шкуры и мяса. С 1956 охота на них полностью запрещена. А с 1976 белый медведь находится под международной охраной, занесен в Красную книгу МСОП.

Задание 2: (Слайд 8)

При своем большом размере и весе белый и бурый медведи являются важными источниками мяса и жира. Определите во сколько раз масса белого медведя больше массы бурого медведя, если белый медведь на 150 кг больше бурого, а общий их вес 750 кг. (Работа в тетради)

Решение:

(750 – 150) : 2 = 300 (кг) – вес бурого медведя

300 + 150 = 450 (кг) – вес белого медведя

450 : 300 = 1, 5 (раз)

Ответ: В 1,5 раза масса белого медведя больше.

(Слайд 9)

Самые большие в мире стада дикого и домашнего северного оленя находятся именно на Ямале. Именно ему обязаны своим существованием практически все северные народы нашей планеты. Олени – “наши друзья” так говорят ненцы. Значение оленя в домашних условиях невозможно переоценить. Неприхотливость, способность переносить суровые климатические условия сделали его для ненца незаменимыми домашними животными.

Задание 3: Если олень, хорошо выпася, и не переутомлен, то он очень легок на бегу и за двое суток может преодолеть до 370 километров. Какова средняя скорость бега оленя, если, преодолев половину, он отдыхал 12 часов?

Решение:

1) 48 – 12 = 36 (ч)

2) 370 : 36 = 10,278 (км/ч)

Ответ: 10,278 км/ч средняя скорость бега оленя.

Станция “Речная” (Слайд 10)

В центре Карского моря находится Большая Сибирская полынья, а совсем недалеко от ямальских берегов расположены Обская и Ямальская полыньи, где концентрируется вся морская живность.

Северная вкуснейшая рыба ценилась всегда. Более 40 видов рыбы встречается в водоёмах округа, из них 30 имеют промысловое значение. Уникально то, что видовой состав улова на 70-80% состоит из сиговых рыб. Кроме того, в реках и озёрах водятся стерлядь, осётр, омуль. Изобилует и так называемая “чёрная” рыба: налим, щука, ёрш и много других.

(Ученик читает стихотворение. Р.П.Ругина “Мольба природы”)

Качая нефть из глубины земли,
Опережая плановые сроки,
Не углядели, не уберегли -
Спустили в реку черные потоки.

Не уж-то может впрямь прийти пора-
И вкуса не узнают наши внуки
Не только нельмы или осетра
Но даже и простой зубастой щуки?

Задание 4: (Слайд 11)

По данным таблицы определите, сколько рыбы было выловлено малым неводом за один день в бухте Мыса Каменного. Найдите общий вес пойманной рыбы и определите, сколько килограммов рыбы приходится на одного человека, если невод обслуживало 8 человек.

Название рыбы Сельдь обская Корюшка Пыжьян Щекур Муксун Сырок Нельма Ерш Минога
Кол-во (шт) 980 585 484 28 85 58 32 93 34
Общий вес (кг) 82 31 205 8 9,5 3,5 8 3,5 1,5

Задание 5: (Слайд 12)

За пять дней в тундровых озерах было поймано сетями 268,1 кг щекура, 1,8 кг сырка, а улов пыжьяна составил 7,6% от общего улова. Сколько килограммов пыжьяна было поймано в сети? Сколько примерно килограммов пыжьяна было поймано за один день?

Решение:

268,1 + 1,8 = 269,9 (кг) поймано щекура и сырка вместе.

7,6 % = 0,076

269,9 · 0,076 = 20,5124 (кг) поймано пыжьяна.

20,5124 : 5 = 4,10248 (кг) поймано пыжьяна за 1 день

4,10248 4 (кг)

Ответ: Пыжьяна поймано 20, 5124 кг; за один день было поймано примерно 4 кг.

Станция “Пернатые” (Слайд 13)

День птиц – весенний праздник, многие народы празднуют его, коренные народы Ямала отмечают прилет ворон (ханты) – 7 апреля.

В округе богатейший мир пернатых - лебеди, гуси, чайки, утки, совы и много других птицы, большинство из которых здесь гнездится. Такие редкие виды, как краснозобая казарка, орлан-белохвост, серый журавль и филин занесены в Красную книгу. Многие известные нам птицы исчезают с лица земли каждый год, каждый день, каждый час. И чтобы такое не случилось, мы должны помогать им.

Задание 6: (Слайд 14) Всего на земле около 8500 видов птиц, из них 170 видов птиц находится на территории ЯНАО. Определите, сколько процентов составляют виды птиц на территории ЯНАО от общего количества видов птиц на земле.

Решение:

8500 : 100 = 85 (видов) – приходится на 1 %

170 : 85 = 2 (%) – от общего количества

Ответ: 2 % видов птиц обитают в ЯНАО.

Задание 7: (Слайд 15)

Расшифруйте название величественной птицы, количество особей которой насчитывает не более 300. Она обитает на территории России – в Якутии и Тюменской области. Для этого выполните вычисления, запишите в таблицу буквы, соответствующие найденным ответам.

28,71 8,66 1,603 0,123 0,05
         

 

Х . 0,02 – 0,015 =

У. 24,2 + 0,86 =

Т. 1,25 + 7,41 =

Р. 83 – 82,877 =

С. 5,8 + 22, 91=

Е. 4, 25 – 2,647 =

Я — Стерх,
Я — журавль,
Священная птица.
Я плачу —
Внимают мне все колдуны
Я плачу-шаманю,
Священные мысли,
И мудрое слово
В мой плач вплетены.

(Ученик читает стихотворение)

Журавль или стерх – очень красивая и редкая птица. Находится под охраной. Совершенно, белая, с черными концами крыльев, с красными клювом и лапами. МСОП она отнесена к вымирающим птицам. Гнездится только в России в двух местах: в Якутии и у нас, в ЯНАО, на болотах в низовьях Оби. Эти птицы на данный момент охраняются по особой программе, утвержденной Президентом России Путиным В.В.

Станция “Флора” (Слайд 16.)

Слово ученика.

Только здесь, на просторах Сибири,
Наклоняясь к тундрам великим,
Зреют лучшие ягоды в мире,
Ароматом проникнуты диким.

Слово учителя.

Сейчас на Земле в опасности 25 тысяч видов растений. Богат и разнообразен растительный мир нашего округа. Так, например, в зоне ямальской тундры большие площади заняты ягодными кустарничками. В конце лета и осенью в тайге обилие всевозможных ягод с сочной съедобной мякотью. Все без исключения ягодные кустарнички Ямала относятся к лекарственным растениям. Так в северных дикорастущих ягодах - клюкве, бруснике, морошке, чернике - содержится много важнейших питательных веществ. Их здесь больше, чем в мясе, рыбе и овощах. Хотя ягоды ямальских лесов не отличаются особым ароматом, но пользу человеку приносят немалую. Кроме того, жизнь диких животных и птиц во многом зависит от урожая лесных ягод, и если их будет мало, то неизбежна гибель лесных обитателей от бескормицы. Поэтому нужно беречь и охранять лесные ягодные плантации.

Следующие задания выполняются по группам.

Задание для 1 команды. Приложение 1

Задание для 2 команды. Приложение 2

Задание для 3 команды. Приложение 3

V. Подведение итогов, выставление оценок, задание на дом.

Слово учителя. (Слайд 17)

Наше путешествие по страницам Красной книги подошло к концу. Я хочу закончить наш урок словами писателя М. Пришвина. “Все прекрасное на Земле – от Солнца, и все хорошее от человека”. “Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значить охранять родину”.

(Самооценка и суждения учащихся о работе класса, группы, своей деятельности на уроке; о том, какое сложилось у каждого ученика мнение об уроке, что им хотелось бы пожелать).

Используемая литература и интернет-ресурсы

1. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: Книга для учителя. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 1991.

2. Природа Крайнего Севера и особенности жизненного уклада коренных народов как потенциал экологического равновесия и здорового образа жизни - Салехард, 2003.

3. Я познаю мир: Дет. энциклопедия.: Животные/сост. П.Р.Ляхов; под общ. Ред. О.Г.Хинн. -М.: ТКО “АСТ” , 1997.

4. Ямал: Энциклопедия Ямало-Ненецкого автономного округа: В 3 т. Т. 1. Салехард; Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2004.

5. http://www.gublibrary.ru/

6. http://libraries-yanao.ru/

7. http://www.ural-region.net/