Известно, что количество детей с отклонениями в развитии непрерывно увеличивается. Это обуславливает необходимость дальнейшего поиска новых эффективных подходов к диагностике и коррекции их развития (А.Г. Арушанов, А. Н. Корнев , А.Н. Гвоздев, Л.С. Соломаха, Н.В. Серебрякова и др.).
Гармоничному развитию личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью способствует активное применение фольклора. Известно, что народное творчество особенно доступно восприятию ребенка, что обусловлено простотой формы и образов. Такой яркий и выразительный материал, как фольклор, несет в себе важный эмоциональный заряд, необходимый для коррекционной работы с детьми с отклонениями в развитии.
Фольклор - действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни ребенка (Л.Н. Павлова).
Но большинство воспитанников детских домов в раннем возрасте имели очень ограниченный опыт эмоционального общения с родителями. Если ребёнка не попытаться научить эмоциональному отношению к различным явлениям, показывая пример как положительных, так и горестных переживаний в жизни, не помочь относиться и к чужим ситуациям с сочувствием, состраданием, то те знания, умения, навыки, которые он приобретёт, вряд ли помогут ему в полной мере социализироваться в обществе.
Конечно, нельзя восполнить всё, что в раннем детстве не получил ребёнок в семье, но опыт общения глаза в глаза, рука в руке, необходим.
Считаю, что мы должны постараться дать возможность это пережить нашим детям, в каком бы возрасте они ни попали в детский дом.
Поэтому не случайно, важным моментом в моей воспитательной работе стало широкое знакомство детей с устным народным творчеством, целью которой является способность становления их самосознания, развитие умения управлять своими чувствами средствами устного народного творчества.
Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки - это народная мудрость, свод правил жизни, посредством чего показываю детям дорогу в этот добрый мир, учу детей постигать культуру своего народа, возрождая в детских душах прекрасное и вечное.
С ознакомлением детей с устным народным творчеством занимаюсь уже три года. Определила цель, задачи и содержание своей работы, составила перспективные планы по месяцам.
Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно-развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей.
Одновременно пополняла развивающую среду необходимыми предметами и пособиями, атрибутами, составила картотеки (“Национальный быт”, “Традиционные и обрядовые праздники”, “Фольклор”, “Русские народные игры”, “Народная игрушка”).
Ознакомление с русскими народными песнями, потешками, прибаутками, закличками, сказками, пословицами, хороводами, играми, а также с предметами, названия которых встречаются в народных сказках и прибаутках (печь, коромысло, ухват, кочерга, голичок, корыто и т.п.); с летними крестьянскими работами в поле и огороде, с трудом кузнеца; с православными праздниками, некоторыми народными обычаями и традициями: гостеприимство, ярмарки, народные гулянья в праздники, зазывание весны; с русским костюмом, народной игрушкой поможет воспитать уважение к окружающим, желание помочь, выручить, доставить радость трудом и заботой, вызывать сострадание к обиженным, дружелюбие, умение раскаиваться в плохих поступках, мириться, поможет обучить ласковому отношению к животным.
Хочу подробно остановиться на ознакомлении детей моей группы с русскими народными сказками.
Сказка, как самый эмоциональный из всех видов искусств, близка впечатлительной натуре ребенка, и в этом заключается сила ее воспитательного воздействия. Под влиянием сказки развивается художественное восприятие ребенка, богаче становятся переживания. Нет детей, абсолютно равнодушных к сказке, следовательно, она поможет любому ребенку разобраться в своих и чужих переживаниях путем сравнения некоторых сказочных впечатлений с основными эмоциями, характеризующими человека.
Сказки для детей являются неисчерпаемым источником развития чувств и фантазии, а в свою очередь развитие чувств и фантазии приобщает его к духовному богатству, накопленному человечеством.
Дети хорошо понимают, что, сказка – это нечто чудесное, волнующее, запоминающееся. К восприятию сказки нужно детей настраивать, побуждать к прочувствованию глубины имеющихся в сказке нравственных проблем. “Сердце замирает у ребенка, - писал В.А.Сухомлинский, - когда он слушает или произносит слова, создающие фантастическую картину”.
Знакомить детей начала с русских народных сказок небольших по объему, несложных по содержанию, с малоразвёрнутым сюжетом, в которых число действующих лиц ограничено.
Чтобы дети не забывали пройденный материал, каждое очередное занятие начинается с повторения (“Сегодня познакомлю вас с новой русской народной сказкой… А какие сказки вы уже знаете?”).
В качестве подготовительного этапа рассматриваются знакомые книги с иллюстрациями и обращается внимание на выражение лиц героев, их позы, жесты, предлагается детям самим изобразить такое же настроение, как в книжке.
В процессе чтения, слушания сказки, сопереживая персонажам, дети учатся понимать не только чувства, поведение, поступки героев сказок, но и свои собственные, получают представление об иных возможных способах поведения; имеют возможность не только проявить личные эмоции, но и сравнить их с эмоциями других детей, т.е. усиливается способность ребенка анализировать и, следовательно, контролировать свои эмоциональные реакции, свое поведение.
При работе с каждой сказкой выделяется: нравственный урок, а так же уделяется внимание развитию речи и математическим способностям детей, их мелкой моторике рук, экологическому воспитанию.
Например, работа с русской народной сказкой “Репка”.
Нравственный урок:
“Без труда не вытащишь и рыбку из пруда”.
Воспитание добрых чувств:
Как вы думаете, почему дед и баба смогли вытянуть репку? Кто помог тянуть репку? Если деду и бабе никто не помог вытянуть репку – справились ли они вдвоем?
Сказка и математика:
С помощью геометрических фигур изобразите героев сказки (дед – прямоугольник; баба – овал; внучка – треугольник; жучка – квадрат; кошка - многоугольник; мышка - ; репка – круг).
Речевая зарядка:
Подходит ли к сказке пословица “У страха глаза велики”
Игра “Наоборот” (слова – антонимы)
(Мышка маленькая – собачка большая; мышка слабая – собачка сильная; и т.д.)
Этимология слова: репка
Сказка и экология:
Для чего у мышки усы?
Для чего человек держит собаку?
Что любит кошка?
Чем полезна репа?
Кто что ест?
(Дед, бабка и внучка, - говорю и ставлю фигурки людей отдельно, - едят сладкую репку. Едят, похваливают: “Очень, очень сладкая репка”. Какая репка? (Ответы детей).
“Жучка, кошка и мышка на людей глядят, репку не едят. Сейчас им внучка другую еду принесет. Кошке – молочка и кусочек колбаски. Лакай, киска, молоко! Ешь колбаску! Жучке – косточку. Мышке – корочку хлеба или сыра. Грызи, мышка, корочку!
Развитие мышления и воображения:
Что бы вы сделали, если дед и баба попросили о помощи?
Подумайте, что можно еще приготовить из репки?
Воспитание любви к родному краю:
Собака, кошка, мышка – какие животные? (Домашние)
Каких вы знаете диких животных?
Чтобы поддерживать внимание детей, я по ходу рассказывания предлагаю им выполнять имитационные движения (например, показать, как дед и бабка тянут - потянут, но не могут вытянуть репку; как мышка махнула хвостиком и задела яичко), которые имеют психопрофилактический характер (т.к. у детей с отклонениями в развитии наблюдается незрелость таких психических процессов, как внимание, память, в связи с чем предлагается выполнять детям задания, где, основываясь на внимании, работают мимика, жесты, направленные на выражение основных эмоций); использую разнообразные наглядные пособия (фигурки настольного театра, картинки на фланелеграфе, игрушки).
Восприятие некоторых сказок идет успешнее, если проводить предварительную подготовку (например, рассматривание иллюстраций к сказке, где особое внимание уделяется эмоциональным состояниям персонажей, изображенных на картинках; загадывание загадок по сюжету и о персонажах и пр.)
Во время разыгрывания отдельных маленьких сценок по сказке, необходимо подчеркивать особенности ситуации мимикой (например, изобразить, как дед и бабка испугались; расстроились, когда мышка разбила золотое яичко, задев хвостиком; или, когда вытянули репку дед, бабка, внучка… - показать их радостное настроение и т.д.).
Использую выбор персонажа (положительного или отрицательного), которому ребенок хочет подарить подарок.
Сказки позволяют ребенку проникнуть в мир чувств и переживаний сказочных героев, вызвать в них интерес к взаимоотношениям героев, установить причинно-следственные связи, увидеть связь чувств и действий персонажей с образами природы.
Чтобы ребёнок полностью прожил, прочувствовал сказку, стараюсь, чтобы она была отражена во всех видах деятельности, чтобы он жил в ней какое-то время, тем самым можно успешно развивать творческий потенциал детей с отклонениями в развитии.
Далее продолжается работа по обогащению эмоционального опыта детей через произведения, задания, требующие от них несложного анализа содержания сказки (например, с помощью фланелеграфа показываю, как тянут репку дед, бабка, внучка, медвежонок, кошка и ёжик. Дети должны заметить, что здесь не так, объяснить, а затем восстановить порядок, заменив медвежонка и ежа собачкой и мышкой).
Планирую повторение некоторых сказок, потому что дети с отклонениями в развитии при однократном чтении часто не успевают осмыслить все ситуации и взаимоотношения, и им бывает необходимо повторное чтение – для полного осмысления сказки и прочувствования всего происходящего еще раз. После повторного чтения сказки я привлекаю детей к драматизации отдельных эпизодов, наиболее интересных в плане обогащения эмоциональной сферы (рассказываю и показываю о самом смешном отрывке, самом грустном, самом страшном и т.п.), организую дидактические игры, связанные с содержанием сказки.
Использую игры-беседы с персонажами сказки. Такая игра-беседа проводится сразу после рассказывания (чтения), пока свежи непосредственные детские впечатления. В качестве таких персонажей выбираются противоположные по своим нравственным качествам (например, лиса и заяц из сказки “Лиса, заяц и петух”; падчерица и мачехина дочка из сказки “Морозко”, волк и мама-коза из сказки “Волк и козлята” и т.д.). В играх-беседах ярко проявляется эмоциональное отношение детей ко всей сказке в целом, и к отдельным его героям. Дети обычно очень волнуются, расстраиваются, когда им не удается сразу “переубедить” отрицательного персонажа, радуются, когда они, уверенные в своей правоте и справедливости своих аргументов, заставляют его смутиться или растеряться.
Начав игру-беседу в рамках сюжета сказки, я незаметно переключаюсь на жизнь группы: взаимоотношения ребят, некоторые неблаговидные поступки отдельных детей, отношение к малышам, сверстникам, взрослым.
В дальнейшую работу про ознакомлению детей с устным народным творчеством вносится усложнение – прослушивание знакомых сказок в аудиозаписи, просмотр мультфильмов по сказке.
После просмотра мультфильма (диафильма) вместо обычной беседы, имеющей своей целью выяснить, насколько освоено детьми нравственное содержание сказки, применяется прием “нравственной лесенки”, на которой дети должны расположить героев следующим образом: на самых верхних ступенях тех, которые понравились больше всего, а на самых нижних тех, которые совсем не понравились, показались злыми, жестокими. “Нравственная лесенка” может еще применяться наряду с беседой и после чтения сказки, при индивидуальной работе с детьми.
Прием “лесенки” является более точным показателем эмоционального отношения детей к персонажам по сравнению с ответами на вопросы воспитателя.
Использование “нравственной лесенки” помогает детям выделять и оценивать нравственные поступки (ситуации), разлаживая картинки с изображением героев так, чтобы вверху оказались те, кто больше понравился, а внизу те, кто понравился меньше.
Педагог перед рассказыванием (чтением) сказки использует разнообразные приемы (в книжный уголок помещает новую сказку; показывает предметы, о которых упоминается в сказке и которые дети не знают, называет, объясняет назначение; предлагает, ориентируясь на название сказки, угадать, как она начинается и чем заканчивается; демонстрирует рисунки на которых изображены герои сказки, различные эпизоды).
Дети знакомятся с весьма привлекательной для них (особенно для детей молчаливых, застенчивых) игрой – постановкой так называемых живых картин.
Живая картина – это момент из сказки, запечатленный не на полотне, не в слове, а в позах, выражении лиц, стиле одежды персонажей и в элементарном реквизите (например, двое ребят, у которых в руках: щенок (у одного); мяч (у другого) выходят и как бы замирают перед зрителями, приняв нужные позы: один мальчик протягивает другому щенка, а дугой мальчик прижимает к себе мяч. Дети стоят неподвижно. Педагог обращается к зрителям: “Из какой они сказки? Что они делают? А что здесь не так, как в сказке? (Там мальчик на веревочке щенка ведет”). Что скажет сейчас другой мальчик?
Завершающим этапом со сказкой является драматизация. При этом я рассматриваю драматизацию как один из видов театрализованной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью, целью которой является раскрепощение каждого вовлечённого в неё ребёнка как актёра (развитие интонационной, жестовой и мимической выразительности, обучение способам воплощения и передаче сказочного образа).
Очень важно поощрять детей к импровизации в драматизациях, стимулировать их творческую инициативу и активность. Для того, чтобы ребёнок проявил творчество, я стараюсь обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, сформировать необходимые представления, навыки. Использование народных сказок в качестве основы театрализованной деятельности детей с отклонениями в развитии позволяет сделать их жизнь интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.