Наукой доказано, что без речевого общения, т.е. без социальной среды, человеческое существо не может стать полноценным человеком.
В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет общение в игре, где решаются задачи: обогащение словаря, воспитание звуковой культуры, способствует развитию речевой активности, выразительности речи, совершенствуется диалогическая, монологическая речь. В совместной деятельности дети обсуждают план действий, предлагают и просят помочь друг другу.
Воспитатель обязан помнить, что речь – инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, говорят почву для успешного его обучения в школе, для творческой трудовой, игровой, бытовой, учебной деятельности.
Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познания окружающего мира, развитием личности в целом.
Очень большое значение для сохранения внимания и интереса детей на протяжении всего занятия имеет интонационное разнообразие речи педагога. Умение голосом передать особенности разных персонажей, выразительность и разнообразие интонации помогает создать на занятии сказочную, волшебную атмосферу. Создание комфортного микроклимата способствует достижению оптимального результата от оздоровительных занятий.
Задачи урока:
- Познакомить детей с животными Индии, научить адекватным формам поведения.
- Научить ясно и точно выражать свои мысли и желания в речи.
- Воспитывать чувство собственного достоинства и доброжелательное отношение к сверстникам.
Оборудование: иллюстрации животных – олень, волк, носорог, змея, бегемот, тигр, обезьяна, слон, павлин, черепаха, крокодил, бык. Фонограмма песни “Вместе весело шагать” В.Шаинского.
Ведущий. Ребята, я приглашаю вас совершить путешествие в далекую жаркую страну Индию.
Марш под музыку “Вместе весело шагать”
Музыка помогла нам попасть в эту сказочную страну. Мы попали в древнюю Индию, в то время, когда у слонов не было хобота, а был маленький аккуратный носик. В Индии, как и во всех тропических странах, зимой вместо снега идут дожди. Скоро начнется сезон дождей. Расскажем, что можно будет делать после дождика.
Массаж биологически активных точек
“Что делать после дождика”
(Перед каждым упражнением дети отгадывают загадку)
1. “Тигр”. И.п. – о.с. руки согнуты в локтях, ладони у груди. 1. – вдох; 2 – выдох – туловище слегка наклонить вперед, правую руку вытянуть перед собой; 3 – вдох – вернуться в и.п.; 4 – выдох – то же левой рукой.
Это что за зверь зубастый
Полуночный любит мрак
И, как все на свете кошки,
Ненавидит злых собак?
2. “Антилопа”. И.п. – стоя на коленях, руки согнуты в локтях, указательные пальцы приставлены ко лбу. 1 – вдох; 2 – выдох – руки вперед; 3 – вдох – руки в стороны; 4 – выдох – вернуться в и.п.
Она несет на лбу не зверя
Длинные острые рога.
“Носорог”. И.п. – сесть с прямыми ногами, руки опущены. 1. – вдох; 2 – выдох – туловище наклонить вперед, коснуться руками носков; 3 – вдох; 4 выдох – вернуться в и.п.
Носорогу – бегуну
Перейди дорогу, ну!
3. “Змея”. И.п. – лежа на животе, руки под подбородком, ладонь на ладонь. 1-2 – вдох; 7-8 – вернуться в и.п.
Лежит веревка,
Шипит плутовка.
А вот важно шагает бегемот.
Толстокожий, толстогубый,
А во рту – четыре зуба.
Если он разинет пасть,
Можно в обморок упасть!
Артикуляционная гимнастика
Ведущий читает стихотворение, а дети на выдохе произносят “Па-па-па…”
– Бегемот, закройте рот – Па-па-па-па!
– Вы пугаете народ! Па-па-па-па!
– Честно вам признаюсь; Па-па-па-па!
Я вам улыбаюсь Па-па-па-па!
Дети улыбаются друг другу.
Из джунглей вышел важный полосатый тигр. Он сделал огромный прыжок и мягко приземлился на лапы.
Тигр прыгнул дальше всех.
Вот невиданный успех.
Игра “Тигр на охоте”
Дети – тигрята встают позади воспитателя, который изображает тигра. “Тигрята” должны точно повторить все движения взрослого тигра. Они медленно выставляют ногу на носок, вытягивают одну когтистую лапу; то же повторяют с другой ноги; подгибают голову, выгибают спину; крадутся; группируются; прыгают как можно дальше с криком “Ха!”
Упражнение на дыхание “Рычание тигра”
Дети энергично втягивают воздух через нос, раздувая ноздри; на выдохе продолжительно рычат, раздвинув напряженные пальцы – “когти”.
Но все эти звери дразнили маленького слоненка, обижали его, щипали и даже кусали. И все потому, что у него не было острых когтей и зубов. Слоненок был такой неуклюжий. А больше всех его обижали обезьяны. Они все время его дразнили.
Посмотрите, какой слоненок грустный.
Упражнения для мышц шеи “Слон”
“Слоник – слоник, настоящий слон живой,
Отчего ты все качаешь головой?” –
“От того что, потому что, потому, –
Все я думаю, дружок, и не пойму…”
Почему-то здесь не рады
Лишь слоненку одному,
Я ж не делаю плохого никому!
Ребята как вы думаете, хорошо ли поступали животные джунглей со слоненком?
Дети отвечают.
Решил грустный слоненок уйти из этого леса и переселиться поближе к реке. Идет он по тропинке и видит царскую птицу.
Дети ходят по залу врассыпную, подражая царственной походке павлина.
Шагает слоненок дальше. А над ним вьется надоедливая муха.
Гимнастика для глаз “Муха”
(движение по тексту)
Громко муха зажужжала,
Над слоненком виться стала.
Муха, муха полетела
И на нос слоненку села.
Снова муха полетела,
И на ухо она села.
Муха вверх, и муха в низ.
Ну, Слоненок, берегись!
Слоник наш закрыл глаза –
Улетела Егоза!
Большими шагами идет слоненок, а улитки по дорожке ползут маленькими шажочками.
Массаж носа “Улитки”
От крылечка до калитки
Три часа ползли улитки,
Три часа ползли подружки,
(Трут указательными пальцами, массируют ноздри сверху вниз и снизу вверх 10-20 раз.
Понравилось слоненку у реки. Наблюдает он за речными обитателями.
Игра на внимание “Рыбка”
Если педагог держит руки внизу, дети на выходе говорят: “Буль-Буль-буль” – и легко ударяют себя по коленям; если поднимает руки вверх, ребята хлопают в ладоши над головой (“рыбка вынырнула”).
Вдруг слоненок заметил, что по реке движется какой-то странный предмет.
По реке плывет бревно…
Ох, и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил,
Нос откусил…(крокодил)
Крокодил тоже заметил слоненка и приготовился пообедать.
Пальчиковая игра “Крокодил”
Крокодил ждет гостей,
Пасть его полна гвоздей!
Я спросила крокодила
Здесь овца не проходила?
А злодей сидит на дне
И подмигивает мне.
Сжимают пальцы в кулаки и разжимают их. Ребрами ладоней растирают лоб (руки движутся в стороны вместе). Потирают ладонью о ладонь. Подмигивают.
Пока слоненок хотел подружиться с крокодилом, коварный крокодил задумал его съесть. Как только слоненок подошел к нему поближе, крокодил схватил его за нос и потащил в воду. Слоненок упирался всеми четырьмя ногами, и нос его становился все длиннее и длиннее, ведь крокодил крепко вцепился в него. А когда крокодил все-таки разжал зубы, маленький курносенький нос слоненка превратился в длинный хобот. Что он теперь мог делать своим хоботом – носом?
Дети отвечают.
Решил слоненок вернуться обратно в свой лес, показать всем зверям свой длинный нос.
Шагает слоненок – скорей погляди!
Хобот большой у него впереди,
Хвостик смешной у него позади,
Две толстых ноги идут впереди,
Две толстых ноги идут позади
О нем я спою, а ты покажи
Песня “Слоненок” З. Левиной
Дети двигаются друг за другом, опираясь ладонями в пол, согласовывая шаги с ритмом песни.
Всех врагов слоненок победил – закидал кокосами. И все звери стали его уважать и немного побаиваться. Но все – таки слоненок нашел настоящих друзей.
Танец “Выйдем на лужок”
Выйдем, выйдем на лужок,
На лужок, на лужок.
Мы подружимся, дружок,
Мой дружок, мой дружок!
Мы с тобой покружимся,
Мы с тобой подружимся.
Друг другу улыбнемся
И снова разойдемся.
В джунглях слоненок стал часто играть с другими слонятами. Друзья любили поглаживать друг друга своими длинными хоботами.