Приставка как часть слова

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Тип урока Формирование новых знаний

Цели урока:

  • организовать учебную деятельность на изучение приставки как части слова;
  • актуализировать знания детей о частях слова;
  • способствовать формированию навыка, выделять приставку из состава слова;
  • стимулировать самостоятельную поисковую деятельность;
  • повысить интерес к изучению предмета, познавательную активность;
  • способствовать формированию коммуникативных навыков, развитию аналитического мышления (умение устанавливать причинно-следственные связи, рассматривать новые знания в контексте уже имеющихся)

Оборудование:

  • учебник “Русский язык” 2 класс, автор С.В. Иванов, 1 часть, издательство “Вентана-Граф”, 2010год;
  • индивидуальные тетради;
  • карточки для работы в группе;
  • компьютер;
  • мультимедийный проектор, компьютерная презентация;
  • мяч для игры “Я знаю,… а ты?”;
  • лист самооценки
Этап урока Цель Содержание учебного материала Методы и приёмы Деятельность учителя Деятельность
обучающихся
1 Организа-
ционный
1)мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

2)определить содержательные рамки урока.

3) подготовить тетради к работе (запись числа, каллиграфическая минутка)

 

 

 

 

 

 

-Подготовьте тетради к работе. Запишите число, выполните чистописание. Сравните с образцом.

 

 

Эмоциональное воздействие.

 

 

 

Упражнение, сравнение с образцом.

Самопроверка

 

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

 

 

Организует работу в тетради.

 

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

 

Записывать дату в тетради.

Выполнять индивидуальные каллиграфические задания.

2 Словарный диктант Проверить на основе сопоставления с эталоном знания словарных слов. -Посмотрите на экран, запишите словарные слова.

Обменяйтесь тетрадями, проверьте правильность написания.

Самодиктант,

взаимопроверка.

Организует работу по слайду, взаимопроверку. Записывают словарные слова, представленные в виде картин, обмениваются тетрадями, проверяют по эталону.
3 Актуали-
зация знаний
Вспомнить необходимый материал для изучения новой темы.

Актуализировать мыслительные операции и познавательные процессы, достаточные для построения нового знания.

Вспомним, что уже знаете:

-какой раздел русского языка мы изучаем? ( состав слова)

-прочитайте слова на экране:

дом, домик, домашний.

-Что вы можете сказать о данных словах? (однокоренные, родственные)

-Как образовались слова: домик и домашний.( с помощью суффикса –ик-,-ашн

Назовите часть слова, которая служит для связи слов в предложении?

Работаем в парах, расскажите друг другу, что вы знаете об окончании и суффиксе.

Учебная беседа-дискуссия, наблюдение, демонстрация слайдов. .

Организует фронтальную работу по слайдам, работу в парах.

Включает учащихся

в обсуждение вопросов.

 

Работают с информацией, представленной на слайдах

Участвуют в обсуждении вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.

4 Постановка проблемы и способа выхода из затруднений. Выявить и зафиксировать причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи Согласовать тему урока, план достижения цели. Сейчас будем работать в группах. Займите свои места.

Распределите обязанности, приступайте к выполнению заданий.(Установить соответствие между словом и его моделью)

Назовите слова, которым вы не нашли модель? Почему?

( встретились слова с новой частью слова, которую мы ещё не определяли)

Какие вопросы у вас возникли при выполнении? Что вы хотите у меня спросить, разобраться?

(Как называется эта часть слова? Где она стоит? Для чего служит? Какой значок у приставки? Какие бывают приставки?)

-Всё верно, определите тему сегодняшнего урока. (Приставка)

Постарайтесь сформулировать, чем мы будем заниматься в оставшееся время. (отвечать на поставленные вопросы)

Наша задача, как можно больше узнать о приставке, научиться выделять её в слове.

Наблюдение, проблемное изложение,

частично- поисковый, информационный.

Организует: групповую работу по карточкам; дискуссию с обучающимися, в ходе которого обсуждается выдвинутая гипотеза, определяются тема урока и учебные задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Корректирует тему урока, учебную задачу.

Оценивает правильность выполнения задания.

Распределяют обязанности в группах,

работают с информацией, представленной в карточке.

Устанавливают соответствие.

Объясняют свой выбор.

 

 

 

Участвуют в обсуждении, учатся аргументировать свой ответ, определять свои “незнания”, тему урока, ставить учебную задачу. Анализировать работу своих одноклассников

5 Физминутка Снять общее утомление, напряжение. Анимационная музыкальная физминутка. Демонстрация Организует динамическую паузу. Выполняют движения вместе с анимированными героями.
6 Совместное открытие знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7 Рефлексия учебной деятельности на уроке.

 

 

 

 

 

Организовать коммуникативное взаимодействие, направленное на приобретение недостающих знаний;

Организовать усвоение детьми нового- выполнение типовых заданий с проговариванием алгоритма решения вслух.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверить на основе сопоставления своё умение применять новое учебное содержание в типовых ситуациях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, провести анализ учебной деятельности, оценить собственную деятельность на уроке.

Зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности.

Вы поставили хорошие вопросы. Теперь давайте вместе попробуем ответить на них. Что нам в этом поможет?

(Учебник)

Выполним упр.№1 стр. 128.

На какие вопросы мы можем с вами ответить?

(Что такое приставка? Каким значком она обозначается? Для чего она служит?)

Давайте проверим правильно ли мы сформулировали правило.(Дети читают рубрику

“Разгадываем тайны языка”)

На какой вопрос мы ещё не ответили? У нас остались слова, которые мы не разобрали по составу.

Давайте вместе с вами составим алгоритм разбора слова по составу. Можем ли сразу назвать приставку? С чего удобнее начать разбор слова?

(вырабатывают, доказывают)

Разбор слова по составу:

1.Измени слово и выдели в нем окончание.

2.Подбери однокоренные слова и выдели корень.

3.Выдели приставку.

4. Выдели суффикс.

Можно запомнить этот алгоритм, составив рифмовку:

Слово по составу верно разбирай:

Первым, окончание всегда выделяй,

Корень, поскорее, ты у нее найди,

Приставку и суффикс в конце определи.

Этим алгоритмом пользуются все ученики во всех школах.

-Сейчас предлагаю выполнить самостоятельно упр. №2 стр.128.

-Как можно назвать слова в столбиках? (Однокоренные)

- Одинаково ли значение этих слов? (Разное)

- С помощью какой части слова изменилось значение слова? (приставки)

 

 

 

Вы хорошо потрудились! Сегодня нашли ответы на многие ваши вопросы.

Я предлагаю в конце нашего урока провести игру “Я знаю, а ты?...” по теме: “Приставка”

 

 

Оцените свою работу на сегодняшнем уроке. (Шкала самооценки) Дайте рекомендации.

Эвристический,частично-поисковый,

информационно-развивающий

самостоятельная работа, самопроверка

 

 

 

 

 

Учебная беседа-дискуссия, наблюдение, иллюстрация, демонстрация слайдов.

Практическая работа.

 

Дискуссия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра:

“Незаконченное предложение”

 

 

Приём самооценки.

“Ёлочка”

Указывает объект наблюдения

Организует диалог с обучающимися, в ходе которого решается учебная задача.

 

 

 

 

 

 

 

Организуют дискуссию по составлению алгоритма.

Демонстрирует образец на экране

Организует диалог с обучающимися, в ходе которого решается учебная задача.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проводит инструктаж обучающихся.

Демонстрирует эталон на экране.

Контролирует выполнение задания.

Организует диалог,

оценочные высказывания обучающихся.

 

 

Организует анализ учебной деятельности на уроке.

В форме коммуникативного взаимодействия фронтально решают учебную задачу

Работают самостоятельно в тетради.

 

 

 

 

 

 

 

Участвуют в обсуждении вопросов, учатся аргументировать свой ответ, составляют порядок разбора слова по составу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание, проверяют по образцу на экране. Осуществляют контроль и дают самооценку учебной деятельности

Участвуют в обсуждении вопросов, учатся аргументировать свой ответ.

 

 

 

Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как его усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

8 Задание на дом Обсудить и записать домашнее задание. Стр. 130 упр.№ 5.Прочтите задание. Можете ли справиться сами? Выполните рекомендации которые вам дали одноклассники. Беседа. Проводит инструктаж обучающихся. Фиксируют домашнее задание в дневнике.